21 января 2022

Эксперты рассуждают, как новый закон об МСУ отразится на муниципальном фильтре губернаторских выборов

Сокращение мэров и депутатов поселенческого уровня в рамках реализации нового закона об МСУ, который сейчас рассматривает Госдума, потребует изменения местных законов о выборах, считают эксперты. Накануне влияние нового федерального закона на жизнь в регионах обсудили в Совете Федерации. Некоторые наблюдатели при этом считают, что вступление закона об МСУ в силу еще больше усложнит прохождение муниципального фильтра неудобным для власти кандидатам.

Генеральный директор компании «Политген» Ярослав Игнатовский ожидает внесения корректировок в выборное законодательство из-за сокращения муниципалитетов второго уровня и следующего за ним сокращения количества депутатов. «Очевидно, что голоса этих депутатов уже не потребуются, и этот барьер по идее должен быть перераспределен между муниципалитетами. По-хорошему должны быть проведены слушания с избиркомами и в муниципалитетах, и по большому счету нужно стремиться не ужесточать, а, наоборот, демократизировать процесс прохождения муниципального фильтра. Он же требует, чтобы определенное количество подписей было собрано в определенном количестве муниципалитетов, находящихся на территории. И стоило бы пересмотреть условия сбора таким образом, чтобы это облегчило сбор подписей для кандидатов. Сегодня в ряде регионов муниципальный фильтр могут пройти максимум два кандидата, возможно, реформа МСУ позволит это сделать большему количеству кандидатов», – рассуждает эксперт.

Руководитель агентства «Социальные коммуникации» Илья Паймушкин допускает, что уменьшение количества депутатов сузит возможности для сбора подписей кандидатами, неудобными власти, против которых и так во всю работает административный ресурс. «Сейчас существует небольшая, но все же вероятность для оппозиционного кандидата благодаря активной публичной работе по убеждению части поселенческих депутатов поставить свою подпись за выдвижение на должность губернатора. При сокращении числа депутатов такая сложнореализуемая возможность будет отсутствовать. Все работающие на выборах специалисты могут подтвердить, что несогласованному кандидату муниципальный фильтр пройти нереально», – сказал эксперт. Он считает, что федеральный центр должен либо поменять эту процедуру, либо вернуться к назначению высших должностных лиц субъектов, чтобы не доводить ситуацию до абсурда, как это было, например, в 2021г. на выборах губернатора в Хабаровском крае, когда довольно известный выдвиженец от КПРФ не смог собрать нужное количество подписей депутатов, а два других абсолютно технических кандидата смогли. «Давайте или сделаем выборы главы субъекта конкурентными, или будем с точки зрения экономии времени, денег и сохранения имиджа института выборов и федеральной власти назначать губернаторов. От этого никто ничего не потеряет, только выиграет, поверьте», – предлагает Паймушкин.

Однако президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов сомневается, что упразднение выборных органов власти низового уровня станет серьезной проблемой для кандидата в губернаторы при прохождении мунфильтра. В появлении необходимых правок в избирательном законодательстве эксперт не сомневается. Он напомнил, что все поправки необходимо внести до объявления выборов, а эта процедура проходит в июне, за 110 дней до голосования, так что время еще есть: «На мой взгляд, тут вопрос чисто технический – внесение поправок в действующее законодательство с учетом законодательства об органах местного самоуправления с приведением его в соответствие с последними поправками к Конституции и выделение общей структуры публичной власти. Проблемы по всем этим вопросам связаны больше с правоприменительной практикой, потому что насколько быстро внесут, успеют ли внести поправки. Безусловно, это дополнительная нагрузка для депутатов – оперативно внести все эти поправки, учесть, ничего не упустить».

В то же время Смирнов отметил, что любое изменение законодательства всегда вызывает вопросы у кандидатов в губернаторы, для которых сбор подписей и прохождение мунфильтра и так являются нелегкой процедурой, поскольку они достаточно формализованы. «Там любое нарушение имеет принципиальное значение, так как может привести к отказу в регистрации или отмене регистрации по суду. Поэтому и оформление этих листов поддержки, как они называются у нас в законе, носит принципиальный характер. Поэтому чем раньше законодатель этим озаботится, тем более плотная информационная кампания будет проведена избирательными комиссиями с доведением этой информации до кандидатов в губернаторы, до политических партий, тем меньше будет скандалов, конфликтов непосредственно на губернаторских выборах», – добавил собеседник «Клуба Регионов».

Версия для печати