Томский губернатор:  за пять лет у нашего региона сложились особые отношения с «Газпромом»
1 июля 2014

Конституцию перепишут под президента

Фото: yugopolis.ru

Депутаты от КПРФ внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, предполагающий закрепить конституционно статус президентской администрации. Парламентарии мотивируют это необходимостью установления правовых рамок полномочий АП. «Клуб Регионов» обратился к экспертам с просьбой рассказать, нужна ли эта поправка и каковы шансы на ее принятие.

В Государственную думу внесен законопроект, предполагающий внесение изменений в Конституцию РФ для уточнения роли администрации президента. В пояснительной записке к законопроекту, в частности, говорится: «Роль Администрации Президента Российской Федерации выходит далеко за рамки вспомогательных функций аппарата главы государства. Поскольку Администрация Президента Российской Федерации рассматривается как самостоятельный государственный орган с широкими полномочиями, представляется целесообразным указать статус этого органа в Конституции Российской Федерации».

Один из авторов законопроекта, коммунист Сергей Обухов, в разговоре с «Клубом Регионов» так пояснил необходимость принятия законопроекта: «Дело в том, что у нас есть закон «О Федеральном собрании», есть закон «О Правительстве», а тот орган, который сконцентрировал всю работу по контролю над реализацией полномочий президента, до сих пор остается вне правового регулирования. По сути дела, АП теперь - это как ЦК КПСС раньше, только ЦК КПСС выбирали, а чиновников АП назначают. Если мы хотим быть настоящим правовым государством, то тот орган, который сконцентрировал колоссальные полномочия и действует от имени президента, все-таки должен регулироваться настоящими законами». «Этот орган, так же как и остальные, должен быть под общественным контролем, а то у нас все смотрят на Госдуму, но если АП что-то не решит, то правящее большинство тут же голосует против. И в итоге все думают, что это депутаты, а на самом деле так решила администрация президента», - добавляет эксперт.

Эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», считают эту поправку вполне разумной. Так, политолог, генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков в этой связи отмечает: «На самом деле администрация президента, если понимать под этим тот огромный комплекс на Старой площади, где сидит огромное количество чиновников, которые являются основными двигателями нашей внутренней и внешней политики, этот орган в значительной степени влияет на политическую ситуацию в нашей стране, причем даже в большей степени, чем те же Госдума, Совфед или правительство, роль которых четко прописана в Конституции. Такой закон точно не помешал бы, по крайней мере, он бы регламентировал функции и полномочия АП, прописал бы, что она может, чего не может, обладает ли она законодательной инициативой как некий самостоятельный орган или она действует только в интересах президента  и т.д. Поэтому в этом есть несомненный плюс: ведь чем более детально будут прописаны полномочия наших органов власти – а администрация президента является органом власти, – тем лучше».

Соглашается с коллегой и директор информационно-аналитического агентства «Монитор» Алексей Ширинкин: «Я считаю, что поправка вполне разумная. В любом случае приведение правового оформления к реальной ситуации - это всегда хорошо. Ситуация, при которой орган есть, а слова для его обозначения нет, неправильная, поскольку очевидно, что это неразумно, это порождает какие-то серые зоны и т.д. Чем меньше правового регулирования в политике, тем более непрозрачной становится политическая система».

Впрочем, по мнению политолога, при принятии законопроекта нужно иметь в виду, как принятие поправки повлияет на само политическое устройство государства: «Де-факто у нас президентская или даже суперпрезидентская республика, соответственно, надо понимать, не получится ли у нас при простом фиксировании ее полномочий, прав и т.д. суперпрезидентская республика еще и де-юре».

Принятие документа, по мнению Валерия Хомякова, в первую очередь зависит от самой администрации президента: «Я думаю, что прохождение подобного рода инициатив зависит от самой администрации президента, и надеюсь, что там эту инициативу воспримут с пониманием. Это сделало бы более открытой деятельность и администрации президента, и самого президента».

Алексей Ширинкин, в свою очередь, сказал: «Что касается того, примут этот законопроект или не примут, то, если его текст будет адекватным, я не вижу причин для его неприятия. Если он будет чрезмерно увеличивать права АП или, наоборот, чрезмерно уменьшать, то, понятное дело, он принят не будет».

Версия для печати
Главное
Самые предсказуемые губернаторские выборы
В Белгородской области ни одна партия пока официально не объявила своих кандидатов для участия в выборах губернатора. Ранее о намерении пойти на новый срок заявлял действующий глава региона Евгений Савченко. По мнению экспертов, пассивность оппозиционных партий связана с тем, что Савченко имеет серьезную поддержку среди населения и соперничество с ним будет «политическим самоубийством». В то же время представили КПРФ, «Справедливой России» и «Коммунистов России» заявили, что планируют выставить своих кандидатов после партийных конференций. При этом в КПРФ заявили, что понимают, что в регионе, по сути пройдет «легитимизация нового срока губернатора, но никак не выборы». Предполагается, что участие в выборах могут принять ЛДПР и «Патриоты России».