Конституцию перепишут под президента
Депутаты от КПРФ внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, предполагающий закрепить конституционно статус президентской администрации. Парламентарии мотивируют это необходимостью установления правовых рамок полномочий АП. «Клуб Регионов» обратился к экспертам с просьбой рассказать, нужна ли эта поправка и каковы шансы на ее принятие.
В Государственную думу внесен законопроект, предполагающий внесение изменений в Конституцию РФ для уточнения роли администрации президента. В пояснительной записке к законопроекту, в частности, говорится: «Роль Администрации Президента Российской Федерации выходит далеко за рамки вспомогательных функций аппарата главы государства. Поскольку Администрация Президента Российской Федерации рассматривается как самостоятельный государственный орган с широкими полномочиями, представляется целесообразным указать статус этого органа в Конституции Российской Федерации».
Один из авторов законопроекта, коммунист Сергей Обухов, в разговоре с «Клубом Регионов» так пояснил необходимость принятия законопроекта: «Дело в том, что у нас есть закон «О Федеральном собрании», есть закон «О Правительстве», а тот орган, который сконцентрировал всю работу по контролю над реализацией полномочий президента, до сих пор остается вне правового регулирования. По сути дела, АП теперь - это как ЦК КПСС раньше, только ЦК КПСС выбирали, а чиновников АП назначают. Если мы хотим быть настоящим правовым государством, то тот орган, который сконцентрировал колоссальные полномочия и действует от имени президента, все-таки должен регулироваться настоящими законами». «Этот орган, так же как и остальные, должен быть под общественным контролем, а то у нас все смотрят на Госдуму, но если АП что-то не решит, то правящее большинство тут же голосует против. И в итоге все думают, что это депутаты, а на самом деле так решила администрация президента», - добавляет эксперт.
Эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», считают эту поправку вполне разумной. Так, политолог, генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков в этой связи отмечает: «На самом деле администрация президента, если понимать под этим тот огромный комплекс на Старой площади, где сидит огромное количество чиновников, которые являются основными двигателями нашей внутренней и внешней политики, этот орган в значительной степени влияет на политическую ситуацию в нашей стране, причем даже в большей степени, чем те же Госдума, Совфед или правительство, роль которых четко прописана в Конституции. Такой закон точно не помешал бы, по крайней мере, он бы регламентировал функции и полномочия АП, прописал бы, что она может, чего не может, обладает ли она законодательной инициативой как некий самостоятельный орган или она действует только в интересах президента и т.д. Поэтому в этом есть несомненный плюс: ведь чем более детально будут прописаны полномочия наших органов власти – а администрация президента является органом власти, – тем лучше».
Соглашается с коллегой и директор информационно-аналитического агентства «Монитор» Алексей Ширинкин: «Я считаю, что поправка вполне разумная. В любом случае приведение правового оформления к реальной ситуации - это всегда хорошо. Ситуация, при которой орган есть, а слова для его обозначения нет, неправильная, поскольку очевидно, что это неразумно, это порождает какие-то серые зоны и т.д. Чем меньше правового регулирования в политике, тем более непрозрачной становится политическая система».
Впрочем, по мнению политолога, при принятии законопроекта нужно иметь в виду, как принятие поправки повлияет на само политическое устройство государства: «Де-факто у нас президентская или даже суперпрезидентская республика, соответственно, надо понимать, не получится ли у нас при простом фиксировании ее полномочий, прав и т.д. суперпрезидентская республика еще и де-юре».
Принятие документа, по мнению Валерия Хомякова, в первую очередь зависит от самой администрации президента: «Я думаю, что прохождение подобного рода инициатив зависит от самой администрации президента, и надеюсь, что там эту инициативу воспримут с пониманием. Это сделало бы более открытой деятельность и администрации президента, и самого президента».
Алексей Ширинкин, в свою очередь, сказал: «Что касается того, примут этот законопроект или не примут, то, если его текст будет адекватным, я не вижу причин для его неприятия. Если он будет чрезмерно увеличивать права АП или, наоборот, чрезмерно уменьшать, то, понятное дело, он принят не будет».