Политолог Кынев: ЛДПР, Новые люди и эсеры претендуют на один электорат
ЕДГ-2024 по формальным признакам оказался копией прошлогодних выборов со сжатием основной конкуренции до пяти парламентских партий, прокомментировал политолог Александр Кынев предварительные итоги кампании для «Клуба Регионов». Он также подчеркнул неполитический характер предвыборной агитации в этом году.
«Еще три года назад «Партия пенсионеров» почти не отставала от парламентских партий по количеству списков на выборах депутатов, а сейчас у нее было всего пять списков на 13 регионов [где прошли выборы парламентов]. Представительство «Коммунистов России» оказалось еще меньше. А вот парламентская пятерка была почти везде. Главная борьба за выживание сейчас идет между ЛДПР, «Новыми людьми» и «Справедливой Россией», которые претендуют почти на один и тот же электорат. И они это прекрасно понимают, поэтому значительная часть «чернухи» вбрасывалась как раз внутри этого треугольника друг против друга.
А еще это была первая в истории кампания, где на правом фланге не было никого, потому что списков «Яблока» не было вообще нигде, хотя они, очевидно, имеют своих избирателей и право на участие в политике, как бы мы к ним не относились. А ведь еще в прошлом году они были на выборах в гордумы Екатеринбурга и Великого Новгорода».
Табуирование большинства острых тем (экономической и внешней политики, СВО, которую «можно только пересказывать, но не обсуждать») привело к тому, что участники кампаний перешли к обсуждению второстепенных тем «до скрежета в зубах», таких как электросамокаты, домашние животные, домашнее насилие, блогеры, сбор дикоросов и так далее, а чтобы запомниться, прибегали к эпатажу, продолжает собеседник:
«Поэтому неполитической агитации было в ассортименте: кандидаты солят огурцы, варят варенье, целуются с котиками и собачками, бегают рысцой... А еще было много кринжа (вроде чтения стихов во время езды на велосипеде от одной из канидаток эсеров). Но еще были и попытки просто провести яркую кампанию, и на этом поле «Новые люди» задали новую планку: переплюнуть их роботов и надувных слонов тяжело, но и другие партии старались по мере сил».
Оценивая качество кампаний этого года, Кынев отметил агитацию «Новых людей» на выборах Брянской областной думы и на муниципальных выборах в Петербурге, которая «была вообще самой креативной в этом цикле», а также «очень сильную технологическую» кампанию ЛДПР на выборах парламента Республики Алтай. Он пояснил: «Она была сильной не по идеям, а по составлению списка, они собрали всех ЛОМов, каких могли».
На выборах в Мосгордуму, где борьба шла за округа, «Новые люди» выступили «очень неровно», считает политолог. «Из заксобраний самыми конкурентными были выборы в Хабаровском крае и Республике Алтай, ну а вообще самыми конкурентными, самыми острыми были, конечно, выборы мэра Братска», – добавил эксперт.