мэр Омска:  были обсуждения с правительством региона и президентом о том, чтобы мне остаться работать
26 января 2015

Эксперт: выборы на муниципальном уровне стали условными

Фото: t-l.ru

Передача депутатам права избирать сити-менеджера из своего числа, несмотря на заверения авторов закона, никакого отношения к демократизации не имеет, заявил «Клубу Регионов» член ОП РФ Игорь Шпектор. Эксперт по МСУ Наталья Дмитриева акцентировала внимание на условном характере всеобщих выборов на местном уровне: «нет борьбы, нет кандидатов, нет порога явки». А политолог Ростислав Туровский считает, что новый закон поможет устранить издержки «двуглавой» системы управления муниципалитетами.

Госдумой принят закон, наделяющий местные парламенты правом выбирать сити-менеджера из числа депутатов либо из кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Если горадминистрацию возглавил народный избранник, он должен сложить депутатские полномочия.

У законопроекта два автора: депутат-единоросс, председатель комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев и глава профильного комитета Совфеда, бывший всенародно избранный мэр Самары Дмитрий Азаров. По словам Кидяева, принятие закона стало «закономерным шагом в поступательном развитии демократических основ власти на местах», повышающим к тому же роль представительной власти.

Демократия – это всенародные выборы

Председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор, дважды избиравшийся мэром Воркуты по результатам всеобщего голосования, никакого развития демократии в законе не увидел. «Когда сити-менеджер избирается из числа депутатов, это вовсе не значит, что депутат, избранный волей народа, потом избирает человека от народа», – изложил свою позицию эксперт. Он подчеркнул, что институт сити-менеджера «в любом случае» не может быть формой демократического местного самоуправления, поскольку глава горадминистрации в этом случае становится человеком, «подконтрольным властным структурам».

Единственной демократичной формой наделения полномочиями городского главы Шпектор считает всенародные выборы, победитель которых несет ответственность перед избирателями, а не перед губернатором. Но эксперт все же допускает, что с дисциплинарной точки зрения «правильно», что решение о снятии сити-менеджера с должности принимает глава региона. «Хотя эта вертикаль снимает все понятия демократии», – еще раз подчеркнул Шпектор.

Всеобщие выборы неинтересны избирателю

Доцент факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра анализа деятельности органов исполнительной власти Наталья Дмитриева в новом законе увидела альтернативу всенародным выборам, «на которые ходит очень маленькое количество избирателей». «Самое главное, что выборы на муниципальном уровне стали условными. Демократического выбора на муниципальном уровне уже не стало: нет борьбы, нет кандидатов, нет порога явки на голосовании», – заявила эксперт. Таким образом, «селективный отбор», «когда отбирают сначала лучших [депутатов], а они выбирают того, кого считают нужным», можно было бы считать недемократической процедурой, если бы на муниципальном уровне порог явки не был отменен, подчеркнула Дмитриева. При этом она заметила, что преобладание в муниципальных парламентах единороссов тоже является «важным фактором».

Эксперт полагает, что введение нового принципа выборов не скажется на эффективности работы сити-менеджера. По словам Дмитриевой, практика показывает, что главным фактором является взаимодействие муниципальных властей с региональными: «Все муниципалитеты у нас дотационные. И если существует конфликт между сити-менеджером и губернатором, то все субсидии перекрываются, и в этом случае даже самый умный и профессиональный человек не сможет решить хозяйственные проблемы города».

Исполнительная власть всегда выигрывает

Доктор политических наук, директор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский выразил мнение, что новый закон «не имеет отношения ни к демократии, ни к укреплению властной вертикали». «Речь идет о властной вертикали, но не столько о ее укреплении, сколько об оптимизации путем снижения конфликтов на муниципальном уровне. На мой взгляд, это усовершенствование управленческой процедуры в рамках уже установленной модели сити-менеджерства. Соответственно, подобного рода практика упростит подбор кандидатур на этот пост. Возможно, это также позволит усилить взаимодействие между муниципальными собраниями и администрациями, между которыми зачастую возникает конфронтация», – пояснил эксперт.

Он добавил, что новый закон также поможет частично устранить издержки «двуглавой» системы управления муниципалитетами, в которых мэр и сити-менеджер постоянно решают, кто из них главнее. «Как водится в наших условиях, исполнительная власть выигрывает, поэтому ей будет проще обеспечивать свои интересы и свое превосходство [в новых условиях]», – заключил Туровский.

Версия для печати
В Севастополе решается судьба муниципального фильтра
Кандидат в губернаторы Севастополя Виктор Резанов сдал в избирком документы без подписей в свою поддержку муниципальных депутатов. Штаб Резанова объясняет это протестом против законодательной коллизии, возникшей на севастопольских выборах при прохождении кандидатами муниципального фильтра. «Это выглядит юридическим абсурдом, но отстаиваемая нами позиция основана на основополагающих принципах избирательного процесса», – заявили представители Резанова. Напомним, что кандидат в губернаторы от ЕР Дмитрий Овсянников собрал 70% подписей муниципальных депутатов, тем самым «монополизировав» предвыборный процесс. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению электорального юриста Максима Прокофьева, является регистрация всех кандидатов, включая тех, кто вообще не представил документы на регистрацию.