Минздрав Якутии:  с отравлением госпитализированы 20 воспитанников интерната
4 марта 2015

Эксперт: угроза «отрезать свет» – самый эффективный способ удерживать цены

Фото: ura.ru

Экономист Наталья Зубаревич и юрист Ирина Котелевская критикуют инициативу карельских депутатов – разрешить губернаторам штрафовать предпринимателей, завышающих цены на продукты. Эксперты полагают, что это создает «шикарные условия для волюнтаризма, для коррупции», а «глава региона не юрисдикционный орган, который принимает решение о наложении штрафов». Политолог Дмитрий Журавлев, однако, констатирует, что административные меры в такой ситуации – единственные эффективные, признавая в то же время, что принудительное сдерживание цен губительно для экономики.

Депутаты заксобрания Карелии предлагают федеральному центру передать губернаторам полномочия по регулированию цен. Сейчас правом устанавливать верхнюю ценовую планку на социально значимые продукты питания, стоимость которых за месяц выросла более чем на 30%, обладает правительство РФ. Однако, по мнению карельских парламентариев, это не препятствует росту цен.

Заметим, по итогам 2014г. продовольственная инфляция составила 15,4%. А с начала 2015г. индекс потребительских цен вырос на 1,5%. Прокуратура в ряде регионов выявила рост стоимости некоторых социально значимых продуктов до 600%. Больше всего в последнее время росли в цене гречка (порядка 120%), сахар (до 40%), птица и мясо (на 20%).

Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ Наталья Зубаревич отмечает, что возможности объективно оценить обоснованность повышения цен оптовиками и ретейлерами у губернаторов нет и это создает «шикарные условия для волюнтаризма, для коррупции». «И будет: кого люблю – тому даю, а кого не люблю – тому не даю», – сформулировала логику чиновников Зубаревич.

Экономист обращает внимание, что в руках губернаторов есть такой инструмент влияния на цены, как ставка налога на имущество и налогов, касающихся малого бизнеса, «хотя их ставка, вилка налогов утверждается в федеральном центре». Однако этот инструмент сейчас «совершенно обесточен». «Проблема в том, что даже если губернатор и хочет сделать его [налог] ниже, в том провале, в котором сейчас находятся региональные бюджеты, он этого сделать не может. Потому что в 75 регионах дефицит, долг уже почти 2,5 трлн руб.», – пояснила Зубаревич.

Доцент кафедры государственного и муниципального управления МИГСУ РАНХиГС, заслуженный юрист РФ Ирина Котелевская считает, что предложенный карельскими депутатами механизм ценового регулирования «неверный и неработающий». Эксперт отметила, что вопросы обоснованности или необоснованности любых экономических действий решаются на основе действующего законодательства, и такими возможностями уже обладают специально уполномоченные госорганы в сфере антимонопольного контроля.

«Предложение депутатов исходит из необходимости улучшить ситуацию на потребительском рынке, однако закрывать глаза на нормы действующего законодательства нельзя. Глава региона  не юрисдикционный орган, который принимает решение о наложении штрафов. Есть, наконец, кодекс административных правонарушений, есть суды, и они есть не зря, потому что все, что не нравится, сразу наказывать невозможно. Это требует внимательного и аккуратного подхода», – подчеркнула Котелевская.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев полагает, что применение губернаторами административных мер для контроля цен может быть весьма эффективным, однако пренебрежение экономическими законами чревато негативными последствиями. «Первый губернатор Ульяновской области [Юрий Горячев] держал советские цены практически до начала 2000-х гг., но это полностью разорило экономику области, – привел пример Журавлев. – А механизмы у него были очень простые: это всевозможные формы контроля, когда, если ты не выполняешь распоряжение губернатора о ценах, к тебе приходит СЭС и совершенно на законных основаниях парализует твою работу. Как говорил губернатор: «Кто меня не слушает – я тому свет отрежу».

Существуют и более тонкие непрямые механизмы воздействия на цены, но все они связаны с тем, что «губернатор всегда может перекрыть тебе кислород», добавил Журавлев. При этом политолог отметил, что «понимает» депутатов из Карелии, поскольку, наряду с контролем над ценами в ряде регионов, наблюдается их очевидное завышение в других субъектах. Бороться с этим нужно административно в силу отсутствия реальных экономических механизмов, констатировал эксперт. 

Версия для печати