Егор Борисов:
«Карьера от рабочего до премьера позволяет мне объективно смотреть на вещи»
Накануне 100 дней своего вступления в должность президента Якутии Егор Борисов рассказал в интервью журналу «Россия в АТР», почему президентом работать сложнее, чем председателем правительства; заверил, что будет продолжать курс своего предшественника Вячеслава Штырова и сообщил о планах развития крупнейшего по площади региона России.
Преемственность курса
– Егор Афанасьевич, перед тем как занять пост главы субъекта, вы на протяжении семи с половиной лет руководили правительством Якутии. Насколько это помогает вам сегодня?
– Работать председателем правительства, может быть, легче, потому что, по большому счету, тебе приходится реализовывать цели и задачи, которые уже поставлены. Хотя, безусловно, и эта работа творческая, требующая инициативности, самоотдачи.
Отвечать за социально-экономическое положение республики, за организацию производства – это, конечно, не такое простое дело.
Тем не менее, с точки зрения ответственности, миссия президента значительно сложнее. Потому что на этом посту ты уже отвечаешь абсолютно за все, что происходит в регионе. Несешь персональную ответственность за состояние общества в целом и обеспечение той стабильной ситуации, которая сохраняется в республике в последние годы.
Кроме того, здесь нужно уже не только исполнять, но и формировать задачи – текущие и долгосрочные, и контролировать ход их реализации. Конечно, накопленный опыт работы в должности председателя правительства будет мне полезен, особенно по экономическим вопросам, вопросам социальной политики, взаимоотношений с федеральными органами власти и соседними регионами.
Наверное, и то, что определение стратегических направлений развития республики на ближайшие 20 лет проходило при моем непосредственном участии, тоже является положительным моментом.
Но самое главное – мне не понаслышке известны проблемы людей, живущих в Якутии, известны особенности этого уникального региона.
Как специалисту, руководителю и, главное, как человеку, который здесь родился и прошел все этапы карьерной лестницы, начиная от рабочего и заканчивая председателем правительства.
Это позволяет мне более объективно смотреть на вещи, правильно оценивать ту или иную ситуацию.
– В своем программном выступлении перед парламентом республики вы провозгласили, что не отступите от стратегической линии и приоритетов политики президента Штырова...
– Да. Преемственность этого курса будет сохранена. Почему? Потому что необходимость принятых ранее решений, а именно реализации на территории Якутии крупных инвестиционных проектов, доказана экономической наукой и самой жизнью.
В 2007 году на уровне Правительства России утверждена «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия)» – документ, на основе которого мы уже не просто что-то планируем, а достигаем реальных результатов.
Сегодня в рамках Схемы мы поддерживаем наши базовые отрасли – алмазодобычу, угледобычу, золотодобычу, создаем новые для республики нефтегазовую и металлургическую промышленность, активно развиваем производственную и социальную инфраструктуру, строим железную дорогу, автодороги, аэропорты, вводим в строй современные объекты электроэнергетики.
Эта масштабная деятельность, в которую вовлечены ведущие отечественные компании, такие как «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Транснефть» и другие, направлена в первую очередь на создание новых рабочих мест, на пополнение доходов республики и улучшение благосостояния ее населения.
Кроме того, она продиктована интересами Дальнего Востока и в целом Российского государства, уделяющего сегодня повышенное внимание восточному вектору развития страны и интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион.
И это абсолютно оправдано, так как сейчас, когда идет глобальная борьба за мировые рынки, АТР, развивающийся опережающими темпами, является для России крайне выгодным с точки зрения экономического партнерства.
Сближение с АТР – стимул для регионов Дальнего Востока
– Какова, на ваш взгляд, роль Республики Саха (Якутия) в процессе интеграции России в АТР?
– Нужно понимать, что экономическое сближение с АТР – это еще и большой стимул для всех дальневосточных регионов, которые в постсоветский период понесли существенные потери.
Пример нашей республики в этом смысле показателен. Якутия в полной мере ощутила на себе губительные последствия кризисных 90-х годов, когда у нас рушилось производства, закрывались поселки, уезжали на Запад десятки тысяч человек.
Благодаря поддержке руководства страны сегодня картина меняется. Но впереди еще более важная задача – нам вместе надо сделать Дальний Восток привлекательным для жизни, повысить его конкурентоспособность.
Для этого в конце 2009 года была принята Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, в которой Саха (Якутия) занимает передовую позицию, в том числе в свете перспектив взаимоотношения с АТР.
Наш главный козырь – это, конечно, богатейшая сырьевая база. Поэтому первая глобальная задача, поставленная перед нами Президентом РФ, – в полной мере использовать имеющийся ресурсный потенциал.
С этой целью мы сегодня укрепляем нашу энергетическую и транспортную инфраструктуру, реализуем проект «Комплексное развитие Южной Якутии», в рамках которого формируется крупный промышленный район на базе объектов гидроэнергетики и комплекса производств, связанных с добычей и переработкой природного газа, апатитов, угля, железных, урановых руд и других полезных ископаемых.
Параллельно идет новая индустриализация Западной Якутии, где наши приоритеты – развитие нефтегазовой отрасли в рамках Восточной газовой программы, добыча алмазов, лесопереработка.
На очереди – Северо-Восточная Якутия, богатая углем, золоторудными и полиметаллическими месторождениями.
Практически все вышеперечисленные проекты ориентированы на экспорт, поэтому, на мой взгляд, роль Республики Саха (Якутия) в процессе интеграции с АТР очень высока.
На уровне республики мы также давно нарабатываем горизонтальные связи с провинциями Китайской Народной Республики, ищем точки соприкосновения с Кореей, Японией, другими странами.
Якутия арктическая
– Сегодня геополитические интересы России связаны еще и с Арктикой, а значительная часть территории Якутии находится в Заполярье. В этом смысле вы предпринимаете какие-то шаги?
– Интерес к арктическим регионам в мире очень велик. Идет большая работа по обоснованию внешних границ арктической зоны России.
Конечно, преимущество здесь получит то государство, которое в стратегическом плане более комплексно подойдет к изучению ресурсного потенциала, размещению производств и закреплению своих позиций в Арктике.
С этой точки зрения, у Якутии большие возможности, так как одна треть российского Северного морского пути приходится на ее территорию.
Поэтому наша задача сейчас – продолжить изучение возможностей арктической зоны республики, поддержать развитие наших северных районов и начать создавать там производства. Этим мы активно занимаемся.
Этим летом во время командировки в Верхнеколымский район мной была поставлена задача – изучить дополнительные возможности использования Зырянского угольного разреза с целью увеличения производства и с расчетом на экспорт.
Зырянский коксующийся уголь обладает исключительно высоким качеством, он может быть востребован в металлургии. По оценкам специалистов, его прогнозные запасы составляют 4 млрд тонн. Согласитесь, неразумно ограничиваться поставками этого угля только на Чукотку и в Магаданскую область.
Вообще запасы полезных ископаемых, которые есть на севере республики и частично уже добываются, впечатляют. Арктическая зона изобилует углеводородами, редкоземельными полезными ископаемыми типа ниобия.
Плюс – традиционные золотоносные месторождения, как уже сказано выше, большие угольные залежи, ценные палеонтологические остатки.
Не сомневайтесь, что в ближайшее время эти ресурсы обязательно окажутся в центре внимания крупных инвестиционных компаний, в том числе уже работающих в Якутии.
Благодаря использованию кратчайших логистических коридоров из Северо-Восточной части России в Западную Европу через Севморпуть перед ними открываются беспрецедентные возможности для завоевания новых рынков.
А благодаря этому будут обеспечены и условия для планомерного развития наших арктических улусов, повышения качества жизни на приполярных территориях, поддержки коренных малочисленных народов Севера, их традиционных видов деятельности – оленеводства, охотничьего и рыболовного промысла.
Когда своих резервов недостаточно
– Планы, о которых вы рассказываете, имеют действительно общегосударственный масштаб. В полной ли мере вы ощущаете поддержку федерального руководства в тех вопросах, которые выходят за рамки ваших полномочий?
– Все федеральные министерства и ведомства, заинтересованные в реализации тех или иных проектов на территории республики, задействованы в этом.
Если говорить о добыче урана, мы находимся в постоянном контакте с Росатомом. Мы продолжаем возводить железную дорогу, а следовательно, взаимодействуем с Минтрансом РФ. Мы строим аэропорты, поэтому нам нельзя обойтись без определенной поддержки Росавиации.
Чтобы участвовать в государственных программах, своевременно получать финансовую помощь и определенные преференции для создания новых производств на Востоке страны, мы ведем совместную работу с Минфином, Минрегионом, Минэкономразвития РФ и т.д.
В республике создается новая производственная система, которая требует участия федеральных органов власти. И сегодня мы находимся в центре внимания Правительства России, ощущаем его поддержку.
Мы выстроили добрососедские, конструктивные отношения и с региональными руководителями. В этом году мы отмечаем 20-летие Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье», которая помогает входящим в нее субъектам грамотнее и целенаправленнее решать общие задачи. Тем более стратегически наши долгосрочные планы тесно переплетены и синхронизированы. Это дает основу для дальнейшего уверенного продвижения вперед.
Понятно, что решить все проблемы одним разом невозможно. Но о тех проблемах, которые остро волнуют жителей Республики Саха (Якутия), Дальнего Востока и при этом лежат вне компетенции региональных властей, мы постоянно заявляем на всех уровнях.
– О каких именно проблемах вы говорите?
– Прежде всего, это проблема транспортного обеспечения. В условиях сложной транспортной доступности северных территорий большую роль играет малая авиация.
Но сегодня на территории России производство малых самолетов практически полностью приостановлено, поэтому осуществлять межрайонные и внутрирайонные перевозки пассажиров и грузов становится крайне сложно.
Если Министерство промышленности РФ не уделит этой проблеме должного внимания, уже через 2-3 года мы можем оказаться в тупике. Потому что сроки службы парка малой авиации, который есть у нас в республике, давно истекли.
Республика Саха (Якутия) пыталась в свое время взаимодействовать с авиазаводами по выпуску самолетов типа Ан-3 и Ан-24. Мы были единственным заказчиком, но эта инициатива не была поддержана.
Сегодня мы пытаемся договориться с отечественными авиазаводами и наладить выпуск самолетов Ан-140. Но и по этому типу, кроме Якутии с ее огромными расстояниями, другие субъекты заказы не размещают. Авиапром в основном поддерживает производство магистральных воздушных судов – Ту-204 или Ил-96.
Что касается малых самолетов иностранного производства, которые предлагают фирмы-поставщики, они не сертифицированы для работы в условиях устойчивых холодов и дальних расстояний Якутии, где нередко ближайшие друг от друга населенные пункты разделяет 200, 300 и даже 500 километров.
Другая проблема – высокие тарифы на Интернет. Мы готовы реализовать задачи по предоставлению электронных услуг гражданам и юридическим лицам РФ, по обеспечению доступности информации о деятельности органов власти в рамках Федерального закона №208-ФЗ.
На организационном уровне все нормально, а вот с точки зрения качества и стоимости предоставления трафика вопросы есть. Из-за высокой стоимости сетевых ресурсов магистральных операторов связи и местные операторы на территории Республики Саха (Якутия) не могут предложить тарифные планы безлимитного доступа к всемирной сети в ценах, сопоставимых с ценами по центральной части России.
Еще пример. Шесть месяцев в году во многих местах республики единственными путями коммуникаций являются автозимники и ледовые переправы. Для того чтобы строить их в зимнее время, республика несет серьезные затраты.
Но, к сожалению, средства на это из федерального бюджета не выделяются. Мы испытываем большие трудности в создании производственной инфраструктуры. Однако, согласно методике расчета Минтранса РФ, объективно низкие показатели плотности автодорог в республике становятся причиной такого же низкого уровня финансирования их эксплуатации.
Сегодня создание комфортных условий проживания населения на Дальнем Востоке представляется основным условием демографического роста, привлечения трудовых ресурсов и соответственно соблюдения геополитических интересов России в АТР.
Между тем удельный вес ветхого и аварийного жилья в Республике Саха (Якутия) сегодня самый высокий в стране, 15% от общей площади жилфонда.
Жилищное строительство объявлено приоритетным направлением политики президента республики на ближайшие годы.
Но эта проблема накапливалась десятки лет. Своих резервов для того, чтобы решить ее, у республики никогда не хватало и не будет хватать. И, к сожалению, при распределении программных средств объемы ветхого и аварийного жилья в субъектах никак не учитываются.
Мы также предлагаем сохранить в новой редакции ФЦП «Жилище» подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», определив ее исполнителем Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Сельское хозяйство должно стать полноценной отраслью
– Судя по тому, сколько внимания вы уделяете проблемам сельского хозяйства, состояние аграрного сектора республики тоже очень беспокоит вас как президента?
– В этом нет ничего странного. Исторически сложилось так, что сельское хозяйство – это определяющая отрасль экономики республики, поскольку в ней занята примерно треть всего населения, проживающего в сельской местности. Причем в основном речь идет о коренном населении.
Сельское хозяйство Якутии по-своему уникально, аналогов ему нет – на таких северных широтах больше никто и нигде в мире не занимается земледелием и скотоводством.
Правительство Республики Саха (Якутия) уделяет аграрной отрасли огромное внимание, на протяжении последних десяти лет у нас реализуется президентская программа по развитию сельского хозяйства. Но проблема заключается в том, что сельскохозяйственное производство в республике сегодня не является товарным в полном смысле этого слова.
– Что этому мешает?
– Когда в начале 90-х распадалось государственное сельское хозяйство, мы частично спасли скот и материальную базу от полного уничтожения, благодаря тому что передали основные фонды в собственность частных лиц.
Но теперь, в условиях рыночной экономики, аграрная отрасль больше не может опираться на личные подсобные хозяйства. Частные подворья могут быть движущей силой АПК по той простой причине, что их хозяева не занимаются этим профессионально.
Эти люди – пенсионеры, учителя, врачи, располагающие малым количеством средств производства, просто сдают молоко и получают за это государственную субсидию.
Они занимаются переработкой сырья, не вкладывают средства в улучшение содержания скота или пахотных земель. Не заботятся о повышении производительности труда и качества продукции, а тем более о расширении рынков сбыта.
Чтобы сельское хозяйство превратилось в полноценную отрасль, нам нужно налаживать товарное производство на основе кооперации.
Переломить ситуацию путем уговоров не получилось. Кооперативное движение в республике хоть и набирает обороты, темпы нас не устраивают.
Поэтому на уровне руководства республики принято жесткое, но оправданное решение – с 1 января 2011 года механизмы государственной поддержки сельского хозяйства республики изменятся.
Теперь субсидирование будет связано не с покрытием затрат производителей, а с конечным результатом – то есть с пуском готовой продукции.
Как изменить сознание
– Таким образом вы рассчитываете заставить личные хозяйства пойти на кооперацию?
– Таким образом, мы рассчитываем, прежде всего, поддержать организованные формы хозяйствования, которые готовы создавать производственные мощности, обращать внимание на такие понятия, как рентабельность, продуктивность, соблюдение технических регламентов.
Они готовы вписываться в рыночные условия и зарабатывать, а не ждать от государства подачек, руководствуясь стереотипами советского мышления.
Увы, наш народ в основной своей массе до сих пор с огромным трудом встраивается в новые экономические реалии, хотя с тех пор, как мы оказались в рынке, минуло почти двадцать лет.
И речь не только о сельских жителях, я говорю об обществе в целом. Люди пока просто не успевают за теми стремительными преобразованиями, которые происходят в нашей стране и республике в последние годы.
Поэтому мало иметь стратегические планы развития. Чтобы реализовать эти планы и достичь поставленных целей, нужно изменить сознание самого человека, научить его мыслить и работать по-новому. А это сложнее всего.
– И как вы собираетесь решать эту глобальную проблему?
– Выдающийся якутский просветитель Алексей Кулаковский еще сто лет назад говорил, что только культурный человек, вооруженный знаниями, легче извлекает все полезное из окружающей природы. Это высказывание актуально и в наши дни.
Прежде всего, нам необходимо поднимать культурный, нравственный, духовный уровень населения. В условиях конкурентной борьбы мы должны активнее использовать достижения науки, перенимать любой позитивный опыт в производстве, способствовать развитию предпринимательства, повышать инициативность самих граждан.
Еще один важный момент – мы ни в коем случае не должны быть разобщены. Ключевым для нас должно стать слово «консолидация».
Поэтому, вступив в должность президента, я первым делом провел обстоятельные встречи с представителями всех ветвей и уровней власти республики, в том числе с руководителями территориальных федеральных органов, с главами муниципальных образований, с депутатами Государственной Думы, с членами Совета Федерации от Якутии.
Лейтмотивом этих встреч была мысль о том, что все мы в конечном счете работаем во имя одной цели – на благо населения и в интересах государства, а потому нам следует направлять свои усилия в одно русло.
Все властные структуры должны эффективно взаимодействовать, помогать, а не мешать друг другу. Нельзя допускать ситуацию, когда один работает, а другой за ним наблюдает.
Мной также были проведены встречи с политическими и общественными организациями республики, с национально-культурными объединениями, и их я тоже призвал к консолидации вокруг наших общих проблем.
Эту идею о необходимости повышения культуры и консолидации наших усилий я по возможности стараюсь донести до всех жителей республики – селян, горожан, аграрников, промышленников, бизнесменов, ветеранов, молодых ребят.
– Культура подразумевает образованность, правильно?
– Безусловно. В первую очередь именно образованность. Повторяю, сегодняшние масштабные задачи требуют от человека высокого интеллектуального уровня.
Люди должны знать, что происходит вокруг, быть морально устойчивыми, духовно богатыми. Сегодня недостаточно просто получить диплом, важно суметь правильно применить полученные знания.
Но культура – это еще и патриотизм, и активная гражданская позиция, и способность к состраданию, и ответственность за свою семью.
Поэтому говоря о повышении общей культуры, мы одновременно подразумеваем создание определенных социальных условий, устранение недугов современного общества – алкоголизации населения, преступности, коррупции и т.д.
Эти проблемы не являются несчастьем нескольких человек, они препятствуют нормальному развитию нашей республики, нашего государства. Чтобы бороться с ними, нужно опять-таки менять менталитет, мировосприятие людей. И сверху вниз, и снизу вверх
– Вы полагаете, что поменять менталитет общества так легко? Наверное, на это должны уйти многие годы, может быть, десятилетия.
– Думаю, что положительных результатов можно добиться намного быстрее, если государственные и муниципальные органы власти в состоянии создать соответствующие условия.
Другое дело, что эта работа должна вестись комплексно, по всем фронтам – с привлечением творческой и научной интеллигенции, институтов гражданского общества, с упором на инновации в образовании, на всестороннюю поддержку бизнес-сообщества, на грамотную молодежную и кадровую политику, на пропаганду спорта и здорового образа жизни.
– Вы так уверенно говорите об этом.
– Приведу один пример. Еще полтора года назад в Республике Саха (Якутия) никто толком не знал, что такое нанотехнологии. То есть наши ученые, конечно, занимались определенными разработками в этой области. Но вероятности вложения инвестиций в эти проекты казались тогда, мягко говоря, призрачными.
Однако мы начали сотрудничать с госкорпорацией «Роснанотех». Провели одну встречу, потом другую, организовали семинар. Спустя полгода подписали соглашение, по которому Якутия в лице ОАО «Республиканская инвестиционная компания» вошла в качестве соинвестора в реализацию нанотехнологического проекта по выпуску сверхъярких светодиодов.
А уже в этом году мы запустили свой инновационный проект по производству долговечных нанобазальтовых композитов, которые можно применять почти во всех отраслях народного хозяйства.
Так менее чем за два года мы фактически с нуля организовали новое высокотехнологичное эффективное производство, отвечающее потребностям нашей экономики.
Точно так же в свое время мы добились того, чтобы в нашей республике успешно проводились операции на открытом сердце, операции по пересадке родственных органов, использовалась телемедицина, выхаживались недоношенные дети с массой тела от 500 грамм.
Сегодня наши уникальные сырьевые возможности предполагают развитие фармакологии, косметологии и других передовых направлений. Это доказывает, что при большом желании, объединении усилий и правильном подходе к делу можно достигать любых целей.
– Развитие малого бизнеса – еще одна насущная необходимость, о которой вы постоянно говорите в своих выступлениях. В чем вы видите резервы для активизации предпринимательской активности?
– В том, что создание крупного производства должно обязательно сопровождаться инфраструктурой малого бизнеса, обслуживающего предприятия и людей, которые трудятся на этих предприятиях.
Кроме того, в республике пока очень слабо налажено местное производство. Мы далеко не в полной мере используем возможности для выпуска товаров народного потребления, производимых непосредственно в республике, – мебели, самых обычных бытовых вещей, до сих пор завозимых из-за пределов Якутии.
Понимая, насколько весома роль малого бизнеса в противодействии безработице, в реализации наших стратегических приоритетов, руководство республики делает сегодня максимум возможного, чтобы облегчить жизнь предпринимателям. Они получают имущественную поддержку, выгодные кредиты, определенные налоговые послабления.
Недавно мы возродили Торгово-промышленную палату РС(Я), нацеленную на распространение цивилизованных принципов ведения бизнеса. Тем не менее, этого пока недостаточно.
– Чего не хватает? Снова консолидации?
– В данном случае правильнее сказать – встречного движения, хотя, по сути, это и есть консолидация. Чтобы понять суть задачи, стоящей сегодня перед всеми нами, и, в конце концов, добиться ее решения, нужно, прежде всего, отчетливо понимать условия, уже созданные государством для того, чтобы развитие республики, общества шло не только сверху вниз, но и снизу вверх – встречным курсом. Людям просто надо научиться думать немножко по-другому. Не ругаться, не жаловаться, не плакаться, а проявлять инициативу.