прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
3 июля 2009

Илья Михальчук:

«Кризис катастрофичен для слабых»

Губернатор Архангельской области Илья Михальчук рассказал в интервью «Интерфаксу» о проектах, которые позволяют региону преодолеть кризис с наименьшими потерями.

– Уважаемый Илья Филиппович, Вы приняли руководство областью в непростые времена. Какие антикризисные меры разработаны в области, учитывая ее специфику?

– Кризис катастрофичен для слабых. На самом деле он заставляет энергичнее работать, ускорять принятие управленческих решений. Архангельская область – богатейший регион, у которого есть все, чтобы быть успешным несмотря ни на какие кризисы. Лес, полезные ископаемые, туристические возможности, развитый промышленный комплекс, выгодное географическое положение и, самое главное, высочайший интеллектуальный потенциал. Вероятно, вопрос состоит в том, как распорядиться всем этим богатством.

Еще в декабре прошлого года в области был разработан антикризисный план. Во-первых, он предусматривает поддержку крупных градообразующих предприятий. К примеру, мы лоббируем – в здоровом понимании этого слова – сохранение кредитования тех предприятий, которые еще до кризиса начали перевооружение. Прежде всего, это деревообрабатывающие, целлюлозно-бумажные заводы.

Второе, мы обязали предприятия любое снижение объема производства проводить только после информирования областных и региональных властей. Вместе с тем, приняты меры по продвижению местных производителей на местном рынке. Это главным образом производители сельхозпродукции.

Еще одна важная мера – контроль цен на основные товары. За ценами мы не просто следим, но и оперативно реагируем, если где-то произошло необоснованное повышение.

Архангельская область – один из немногих регионов России, где на полгода были заморожены тарифы на тепло для населения. В составе коммунальных платежей около 60% приходится на плату за тепло.

Что касается роста заработной платы, у нас возникла некоторая коллизия. У федеральных бюджетников зарплата в этом году выросла на треть. А область – из-за рекомендаций Минфина и негативных прогнозов по доходам бюджета – не смогла поднять на 30% зарплату региональным и муниципальным бюджетникам. Но мы решили проблему другим путем – подняли до 5 тысяч 329 рублей МРОТ по области. Это заставило нас увеличить значительно фонд оплаты труда бюджетных организаций примерно на 300 млн рублей или на 14%. Вероятно, это не очень много, но наиболее низкооплачиваемые работники оказались защищены.

За счет сокращения ряда инвестиционных проектов мы смогли обеспечить соцгарантии населению. Так, с 1 января 2009 года вступил в силу областной закон о ветеранах труда Архангельской области. На обеспечение их льгот идет порядка 250 млн рублей.

Кроме того, во всех школах области дети с первого по четвертый классы теперь бесплатно получают молоко.

Большое внимание уделяется проблеме безработицы и, надо сказать, она у нас на данный момент не превышает 3%. Процент высокий, но не выше, чем в других регионах. Отмечу, что мы сохранили государственный региональный заказ на подготовку специалистов в начальном и среднем специальном образовании. В нынешнем году на эти цели направляется 1,1 млрд рублей, и никакого сокращения бюджета здесь не планируется.

– Каковы, на Ваш взгляд, наиболее болезненные моменты в период кризиса?

– Первое – это возникновение задолженностей по заработной плате. Если в бюджетных организациях нашего региона эта проблема не стоит, то по частным компаниям задолженность составляет более 100 млн рублей. Но мы ведем работу с руководителями, владельцами предприятий, заставляем принимать меры.

Кроме того, приходится констатировать, что резко упала производительность наших основных предприятий. У нас основной доход в бюджет – порядка 40% – это налог на прибыль, а прибыль падает. Так, в деревообрабатывающей промышленности реализация упала на 27%.

Для того чтобы как-то привлечь инвестиции, мы предоставляем максимально допустимые законодательством льготы, которые только может обеспечить субъект РФ для привлечения средств в основные производства. Это, прежде всего, касается налоговых послаблений. В то же время мы стараемся обеспечить пусть и в небольших объемах кредитование малого и среднего бизнеса.

– Есть ли у региона уникальные программы, которые помогут преодолеть кризисный период населению, промышленности?

– Если говорить о населении, то я бы выделили программу строительства индивидуального жилья на селе. Что мы сделали? Мы разработали четыре вида жилых домов – 62, 80, 100 и 120 кв. метров, определили стоимость, заказчиков. На днях пройдет конкурс оператора. Жилье для селян, конечно, будет упрощенной комфортности, зато все инженерные коммуникации обеспечиваются за счет областного бюджета. Человек платит только за само жилье, стоимость квадратного метра здесь составит примерно 6,5 тыс. рублей. Процедура оформления этих владений максимально упрощена. Мы планируем, что в этом году будет построено порядка 200 таких индивидуальных домов.

Есть еще одна программа, которая поможет региону в перспективе серьезно экономить. Это переход на возобновляемые источники энергии. Регион тратит ежегодно почти 2 млрд рублей на покупку и транспортировку энергоносителей. Очень дорого обходится не только сам мазут, но и его доставка. Поэтому в области было решено перейти на биотопливо, а конкретно – на отходы лесопиления: опилки, древесную пыль, которых в области огромное количество. Это не только экономично, но и экологично. Если мы осуществим эту программу, то ежегодно мы будем сокращать выброс углекислого газа в атмосферу на 260 тонн. Добавлю, что в ряде районов области уже имеется успешный опыт по переходу с угля на биотопливо.

– Как оценивается исполнение бюджета области в 2009 году по сравнению с 2008 годом, вносились ли корректировки? Каковы основные тенденции в динамике ВРП, прогнозная оценка ВРП по итогам 2009 года? Какова ситуация с госдолгом области, существуют ли проблемы в обслуживании на фоне кризиса?

– На бюджете не могло не сказаться резкое снижение производства в ключевых отраслях – деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, отчасти энергетика. Мы недополучаем огромное количество налогов. Доходная часть консолидированного областного бюджета упала на 46%, это очень много. Впервые за последние четыре года областной бюджет в разрезе доходных статей по 13 источникам не выполнен.

Области сейчас очень тяжело. Госдолг региона увеличился в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом, но это связано с тем, что не хватает собственных доходов. На сегодня его размер составляет 5,5 млрд рублей, в то время когда в прошлом году эта цифра составляла порядка 2 млрд. Но, несмотря ни на что, мы стараемся воздерживаться от кредитов для регионального бюджета. Пытаемся получать бюджетные ссуды, но это по понятным причинам не всегда удается.

Что касается годового валового регионального продукта, то он у нас составляет порядка 9,6 млрд долларов. В последние годы ВРП постоянно рос. Сложно прогнозировать, что будет в следующем году, но в 2009 году, думаю, ВРП уменьшится процентов на 15-20, хотя оптимистичный сценарии предусматривает снижение в 6,7%.

– Каковы перспективы завершения программы газификации области?

– С 2005 года в Архангельской области реализуется программа газификации. За счет инвестиций ОАО «Газпром» (инвестор – ООО «Межрегионгаз» – ИФ) у нас строятся межпоселковые и распределительные газопроводы. Область в свою очередь переводит на природный газ жилые дома, отопительные котельные и строит распределительные сети низкого давления для подключения потребителей в соответствии с планом-графиком.

Всего с 2005 по 2008 год ООО «Межрегионгаз» направило на строительство объектов газификации в области 1,68 млрд рублей. Отмечу, что инвестиции «Газпрома» в строительство газопровода-отвода к городам Архангельск, Северодвинск только в 2008 году составили более 10 млрд рублей.

Что касается 2009 года, то по программе газификации регионов «Газпром» вложит в объекты газификации Архангельской области 300 млн рублей. В этом году мы планируем достроить и сдать в эксплуатацию газопроводы в Плесецке, Мирном, межпоселковый газопровод от ГРС-1 «Архангельск» до Архангельской ТЭЦ и ГГРП областного центра, а также межпоселковый газопровод от ГРС-2 «Архангельск» в поселке Уемском до ОАО «Комбинат Силбет». Вместе с тем, добавлю, что перспективы реализации долгосрочной целевой программы по газификации области в 2009 – 2011 годах зависят главным образом от наполняемости нашего бюджета. В текущем году газификация Архангельской области выполняется в основном за счет инвестиций «Газпрома» и дочерних компаний.

– В Архангельской области сосредоточены крупнейшие в России оборонные судостроительные предприятия, космодром «Плесецк», полигон на Новой Земле. Каково их состояние, и как власть строит отношения с предприятиями «оборонки»?

– Ситуацию с нашими оборонными предприятиями могу назвать благополучной. Сегодня они имеют нормальную загрузку – порядка 90% и перебоев не наблюдается. Практически все эти предприятия выполняют и гражданские, и оборонные заказы. Их потенциал востребован. Предприятия ОПК имеют весомый портфель заказов, в который входят контракты на производство морских ледостойких платформ, плавучих буровых установок для добычи нефти и газа на арктическом шельфе, контейнеров для отработанного ядерного топлива, гребных винтов, гражданских судов, продукции энергомашиностроения.

Что касается Новой Земли, то этот полигон нормально работает, сейчас за счет областного бюджета там строится жилой дом. Что касается развития Плесецка, то тут надо прежде всего сказать о федеральной целевой программе развития российских космодромов до 2015 года, в соответствии с которой здесь будет построено новое социальное жилье – более тысячи квартир, школа с бассейном, детсад, спорткомплекс, будет проведено благоустройство, отремонтированы дороги. Кроме того, в соответствии с указанием президента России строится дорога, которая позволит соединить федеральную дорогу М8 с самим Плесецком.

Добавлю, что предприятия Севмаш и «Звездочка» включены в список системообразующих предприятий, имеющих стратегическое значение.

При этом мы неплохо взаимодействуем и с министерством обороны РФ. Так, область подписала соглашение о взаимодействии с Минобороны по приобретению жилья для военнослужащих и членов их семей на территории региона. Мы подготовили предложения о покупке готовых жилых помещений в регионе для военнослужащих, увольняющихся из армии в 2009 году. Помимо приобретения готовых жилых помещений планируется строительство жилья на условиях долевого участия, в том числе и на землях министерства обороны РФ, расположенных на территории области.

– Какова ситуация на Архангельском ЦБК, крупнейшем градообразующем предприятии области?

– Состояние этого предприятия пока особых тревог не вызывает. Падение производства, конечно, произошло и здесь – примерно на четверть. До начала IV квартала 2008 года выпуск продукции был рентабельным. Рентабельность продаж за 9 месяцев 2008 года составила 14%, а по чистой прибыли 7,5%. Резкое падение спроса на готовую продукцию и как следствие снижение объемов производства и продажных цен привели к снижению доходности и появлению убытка. В I квартале 2009 года, особенно в январе, снижение выпуска продукции продолжалось. Хотя уже в феврале объемы производства стали расти, и с марта предприятие вышло на полную загрузку.

Для более устойчивого функционирования ЦБК была разработана специальная программа. Она предусматривает сокращение расходов, оптимизацию производства, снижение себестоимости и укрепление позиций компании на рынке. Увы, пришлось принять и ряд непопулярных мер. Так, снижены расходы на ремонт и содержание оборудования, с целью экономии ликвидности приостановлена реализация практически всех инвестиционных проектов, запланированных на 2009 год. Кроме того, происходит плановое сокращение численности инженерно-технического и рабочего персонала.

В то же время, на предприятии сохранятся все социальные гарантии, предусмотренные коллективным договором. К примеру, в IV квартале прошлого года, когда убытки предприятия составили 398,3 млн рублей, средний размер премии работникам составил 21% и выразился в сумме 39,7 млн рублей. И это в условиях, когда чистой прибыли просто не было.

Я уверен, этому предприятию будет проще, нежели другим, выдержать кризис. На этом ЦБК толковый менеджмент. Комбинат начал модернизацию производства еще в докризисное время, как следствие повысилось качество продукции, ее конкурентные свойства. Кроме того, комбинат работает над выработкой собственных источников энергии.

– Оказывает ли регион сейчас господдержку алмазодобывающим и гранильным предприятиям? Если да, то в какой форме?

– Наша поддержка, прежде всего, выражается в работе с федеральными министерствами и ведомствами, а также в конструктивном решении тех вопросов, которые относятся к компетенции администрации региона. У нас сложились хорошие отношения с ОАО «Севералмаз», ОАО «Архангельскгеолдобыча», филиал АК «Алроса» в Архангельске – «Алроса -Поморье», ООО «Бриллианты Поморья».

Вместе с тем, мы осознаем, что не реализовали возможности, которые заложены в федеральном законодательстве по драгоценным камням и драгоценным металлам. И начать здесь необходимо с областной нормативно-правовой базы – до сих пор в регионе нет ни одного закона в сфере алмазно-бриллиантового комплекса. Но именно наличие таких законов позволит оказать правовую поддержку нашим предприятиям, а им позволит обрести правовую региональную платформу для своей деятельности.

– Алмазодобывающее предприятие в регионе планирует построить дочерняя компания «ЛУКОЙЛ» – «Архангельскгеолдобыча». Представила ли уже компания проект разработки месторождения властям региона? Во сколько оценивается строительство, и в какие сроки начнется разработка месторождения? Не планирует ли «ЛУКОЙЛ» привлекать партнеров к этому проекту?

– Да, «Архангельскгеолдобыча» в этом году активизировала свою деятельность на Верхотинской лицензионной площади и, прежде всего, на месторождении имени В.Гриба. Сегодня проводятся подготовительные работы: прокладывается дорога, обустраивается месторождение, выполняются дополнительные работы на алмазной трубке по получению дополнительной партии алмазов для более объективной оценки месторождения, монтируется обогатительный модуль. Кроме того, продолжаются поисковые работы и на остальной части лицензионной площади. Только в 2009 году планируется освоить свыше 2 млрд руб.

Проект разработки месторождения имени В.Гриба еще не составлен. Поэтому и представлять еще нечего. Сейчас идет подготовка технико-экономического обоснования проекта в соответствии с международными стандартами. Я не сомневаюсь, что «Архангельскгеолдобыча» подготовит проект в установленные сроки, а в 2015 году предприятием будут получены первые промышленные алмазы из нашего второго по запасам алмазного месторождения. Оценить масштабы строительства, в том числе и в денежном выражении, пока затруднительно.

Вполне естественно, что при реализации столь масштабного проекта будут привлекаться многие специализированные предприятия и из области, и из других регионов и даже из-за рубежа. Уже сейчас геологические работы ведет ЗАО «Архангельскгеолразведка», гидрогеологические исследования – ООО «Твэл», строительство дороги – ООО «Дорстроймеханизация», транспортные услуги осуществляет ООО «Беломортранс». Это далеко не полный список только наших областных организаций. А есть еще предприятия из Республики Коми, Ленинградской области и других регионов. Из иностранных фирм работают представители Франции, Великобритании, ЮАР.

– Недавно появилась информация о создании регионального госфонда драгоценных металлов и камней. В какие сроки будет подготовлено это предложение, и куда оно будет направлено? В какой форме регион планирует создать госфонд, и каковы будут его функции?

– Действительно, федеральное законодательство позволяет регионам иметь такой государственный фонд. Необходимость его создания у себя решает каждый субъект федерации самостоятельно. Мы также будем рассматривать этот вопрос, опираясь на мнение наших специалистов, ведущих компаний, на опыт других регионов, а также на помощь заинтересованных федеральных структур.

Одной из целей создания такого госфонда может и должна быть как раз господдержка тех предприятий, которые на территории Архангельской области осуществляют переработку алмазов, добываемых на наших же месторождениях.

Впрочем, сегодня рано говорить о каких-то сроках. Как только какие-то решения будут приняты, мы обязательно оповестим и средства массовой информации, и жителей области.

– В завершении нашего интервью хотелось бы затронуть еще один часто обсуждаемый момент. Насколько актуальна тема объединения области с Ненецким автономным округом, и как строятся сейчас взаимоотношения двух субъектов?

– В соответствии с федеральным законодательством большинство государственных полномочий на территории НАО уже осуществляется Архангельской областью. Переданы штаты, имущество, разрабатывается законодательная база. Одним словом, идет процесс.

Впрочем, передо мной не стояла и не стоит задача форсировать этот процесс. Должен быть еще референдум, нужно соблюсти социальные гарантии населения обоих субъектов, и конечно выравнивать бюджетную обеспеченность. Когда средняя зарплата «через речку» 48 тысяч, а в области 16,5, наверное, это неправильно, ведь мы живем в одном государстве. Разумеется, я не имею в виду, что в НАО нужно уменьшать зарплаты, а, напротив, хотелось бы говорить о том, чтобы зарплаты в Архангельской области выросли до уровня Ненецкого АО. В конце концов, Архангельская область тоже север и тоже нелегкие условия жизни.

Однако повторю – в нынешних условиях резких шагов никто делать не будет. Всему свое время.

«Интерфакс»

Версия для печати