Василий Голубев:
инвесторам я говорю – Ростовская область это тот случай, когда желательно бы не опоздать
Об итогах работы региона в 2013г., инвестиционных планах на будущее, и, конечно, же о подготовке к ЧМ-2018 по футболу - губернатор Ростовской области Василий Голубев в интервью «Клубу регионов».
«Клуб регионов»: Василий Юрьевич, конец года – время подведения итогов. Что можно сказать, завершая 2013г., каким этот он стал для Ростовской области?
Василий Голубев: Окончательные итоги будут в середине января. Тем не менее, тенденции текущего года можно оценить, имея итоги за 11 месяцев. Несмотря на замедление темпов развития, в Ростовской области подавляющая часть показателей - выше среднероссийских. По сравнению с 2012г., рост объемов отмечается в основных видах деятельности: индекс промышленного производства вырос на 4,8%, оборот розничной торговли - на 3,9%, объём жилищного строительства - на 6,7%. Мы ввели порядка 1,8 млн кв. метров жилья. В целом объем строительства по области вырос на 26%. Чуть ниже стал уровень безработицы - 0,7%. Год назад, на это же время, он был 0,8%. По предварительной оценке, рост валового регионального продукта составит от 3,5 до 4%.
Экономические результаты заметно влияют на состояние демографической ситуации. За 11 месяцев в Ростовской области сохранилась положительная тенденция - у нас родилось больше детей, чем в прошлом году. Радует, что у нас количество рождений третьих и последующих детей выросло на 10,2%, в то же время сократилось число умерших на 2%, и снизилась естественная убыть населения на 5,1% (примерно 7,9 тысячи человек). Если в прошлом году у нас было 7 муниципальных образований с естественным приростом населения, то в этом году их уже 11.
На уровень жизни и на здоровье людей влияет уровень их доходов. За 10 месяцев текущего года реально располагаемые доходы населения по области выросли на 7,9%. В РФ эта цифра составляет 3,9%. Средняя заработная плата в Ростовской области составляет 20875 рублей. Рост по сравнению с прошлым годом на 11,4%. Это, напомню, за 11 месяцев.
«КР»: Не только рост заработной платы определяет состояние рынка труда, для многих регионов, особенно там, где есть моногорода - остро стоит вопрос безработицы. Что делает правительство Ростовской области в этом направлении?
Голубев: Мы продолжаем работать над созданием условий для наращивания рабочих мест. Как вы знаете, есть программа «100 губернаторских проектов». В этом году из этой сотни уже 7 проектов были реализованы, общая сумма инвестиций 23 млрд рублей. На этих предприятиях было создано в общей сложности 1200 рабочих мест.
Среди тех предприятий, которые сделали определенное движение вперед, и в ближайшее время существенно повлияют на экономику, я бы отметил «ТАГМЕТ», где завершилось строительство дуговой сталеплавильной печи, производительностью 950 тыс. тонн в год. Это итоговая часть проекта, который реализовывался в течение нескольких лет. В ближайшее время в Таганроге перестанут работать мартеновские печи. Мы не только построили вместе с инвесторами новый комплекс, но и создали условия для того, чтобы 200-киловаттная линия электропередач, которая пришла в Таганрог, сняла традиционный дефицит электроэнергии в городе.
Компания «Гардиан Стекло» ввела завод по производству листового стекла производительностью 900 тонн в сутки. Компания «Ирдон» создала производство быстровозводимых железобетонных конструкций для строительства жилья разного типа. Его мощность - 150 тыс. кв. метров в год. Пищекомбинат «Донской» построил производственно-логистический центр. Компания «Зельгрос» открыла центр мелкооптовой торговли.
Помимо проектов, которые были в сотне, появились ещё несколько предприятий, которые существенно повлияют на экономику. Это фабрика «Мишкино» - один из самых крупных в стране производителей кондитерских изделий (58 тысяч тонн в год), компания «Кэн-Пак» - завод упаковки, который будет производить примерно 1 млрд единиц алюминиевой упаковки в год. Инвестиции составили порядка 3 млрд рублей.
Сегодня в сотне губернаторских проектов реализуется 59 таких проектов с общим объёмом инвестиций в 557 млрд рублей. В итоге будет создано 34 тыс. рабочих мест.
«КР»: Привлечение инвестиций в Ростовскую область Вы всегда называли в числе своих приоритетных задач, с того самого момента, как стали губернатором. О каких результатах можно говорить в 2013 году?
Голубев: Если говорить в целом об инвестициях в экономику и социальную сферу Ростовской области, то мы плюсуем 23,1% по сравнению с прошлым годом. За 9 месяцев текущего года в донскую экономику инвестирован 151 млрд рублей. Сейчас весьма сложно предсказывать завершение года, но мы надеемся, что превысим прошлогодние показатели. Хотя они был достаточно высокими, как вы помните, - 212 млрд рублей. Мы точно знаем, что плановое значение бюджета будет выполнено. И все же мы планировали прирост порядка 16%, а будет примерно 5-6%.
Мы работаем над тем, чтобы все запланированные программы по инвестсоглашениям были реализованы. И планы мы инвестиционные не меняем. Хотя ведём активно переговоры с инвесторами и предприятиями для того, чтобы уточнить, на какой объум инвестиций по завершении текущего года мы выйдем. Оценки по уровню инвестиций делаются дважды в течение года: в январе и августе. Мы рассчитываем, что в нынешней ситуации, которую можно назвать сложной, планы инвесторов, крупных предприятий, планы по поддержке малого и среднего бизнеса позволят нам выйти на запланированные объёмы развития экономики нашего региона.
«КР»: Какие инвестпроекты вы могли бы отметить как наиболее значимые для региона и наиболее перспективные?
Голубев: Хочу особо подчеркнуть, что в наших планах только одно - активизация этой политики, наполнение программы «100 губернаторских проектов». Сотня не предел, и с этим надо просто работать. Сегодня практически на выходе несколько крупных проектов.
Если говорить о конкретных проектах, вы, наверное, знаете, мы построили в Миллеровском районе вместе с «Евродоном» крупнейший в стране комплекс по производству мяса утки объёмом выпуска 26 тыс. тонн. Это влечет за собой создание новых перерабатывающих производств. Это тоже хорошие инвестиции. Мы планируем начать строительство «Первого донского сахарного завода» - так его назвали инвесторы: французская компания, международная сахарная корпорация. Она занимается проектированием, и до конца года фактически завершат его. Мы сейчас работаем с правительством РФ по поводу привлечения федеральных субсидий на поддержку, потому что проект стоит более 10 млрд рублей, донским аграриям он очень нужен. Наши селяне производят порядка 700 тыс. тонн сахарной свеклы, а перерабатывать ее сложно. Мы везем ее в Воронежскую область, Краснодарский край. И мы стоим вторыми, третьими в очереди. А у свеклы есть такое свойство - через две недели после того, как ты ее взял с поля - сахаристость, качество падает. А еще и ждем. А в позапрошлый год, достаточно урожайный, когда более миллиона тонн произвели, у нас порядка 200 тыс. тонн не переработали, пошло это на корм. Так что нам очень нужен этот завод.
У нас есть несколько крупных территорий и индустриальных парков, которые в Ростовской области сегодня набирают обороты: в наших моногородах – Гуково, Донецке, вокруг «Гардиан Стекло», сегодня появилось порядка 7 предприятий, которые всегда появляются рядом с крупными производителями и это тоже новые инвестиции.
Кроме того, модернизация существующих мощностей, приводит к увеличению объемов производств, то есть к созданию новых рабочих мест, новых условий для развития экономики. У нас в этом году проходили очень серьезные вложения в модернизацию именно угольных предприятий. И это тоже инвестиции. Хотя, конечно, сейчас угольная отрасль совсем не та, что была в Ростовской области в 80-е и даже в начале 90-х. Тем не менее, мы рассчитываем, что объем производства угля в области будет расти в следующем году совсем по-другому, чем ситуация складывалась в текущем году.
Это и третий энергоблок атомной станции, который должен быть завершён в 2014 г.
Очень важна для нас реализация проектов в перерабатывающей промышленности. В текущем году мы заложили рядом с Волгодонском завод по глубокой переработке зерна с целью производства добавок к кормам для животных. Объем инвестиций – порядка 9 млрд рублей. Это и начало строительства рядом с Новошахтинском крупного завода по переработке зерна для производства добавок для высококачественного бензина. Сегодня идет проектирование, инвесторы обсуждают условия проекта, потому что это крупные вложения. По некоторым оценкам, они могут достичь 800 млн долларов.
Собственно, я не говорю о более дальних планах, они тоже существуют. Вы знаете, что не так давно было подписано соответствующее поручение по проработке вопроса о переносе в Батайск «Роствертола». Это примерно пятилетняя перспектива, если всё пойдет в соответствии с этими планами.
«КР»: Василий Юрьевич, несмотря на успешную инвестиционную политику, тем не менее, вы упомянули о замедлении темпов развития производства. С чем это связано, и где искать резервы?
Голубев: Если говорить об экономике, я сказал несколько слов уже о том, что мы живем не в закрытом мире. Естественно, экономика нашего региона связана с экономикой России. И во многом связана с экономикой тех 70 стран, для которых предприятия области поставляют свою продукцию. Это все налагает свой отпечаток на ситуацию. Я считаю, что один из резервов, который сегодня есть в области, это дальнейшее создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Неслучайно мы вступили в текущем году в несколько проектов. Один из них - пилотный - по созданию благоприятных условий для стартапов бизнеса. Плюс к этому продолжающаяся модернизация транспортной инфраструктуры, которая традиционно влечет за собой создание новых рабочих площадок для развития бизнеса. В данном случае я имею ввиду крупный проект по обходу Аксая - от федеральной дороги М-4 «Дон». Несмотря на то, что в следующем году мы построим мост через Дон в районе Аксая (в 2014 году он должен сдаваться), тем не менее, мы планируем начать обход уже в следующем году. Проект фактически на выходе. «Российские автомобильные дороги» этим занимаются. Это магистраль, которая будет построена по немецкому проекту, по совершенно новым технологиям. У меня с этим проектом связаны очень серьезные планы, это абсолютно новая зона развития нашего региона. Это новые земли для развития Ростова, это новые площадки производственные, новые центры вдоль новой магистрали. А вообще, любое новое развитие сопровождается еще и развитием инфраструктуры, что очень важно, и таким образом создаются условия для развития бизнеса.
«КР»: В продолжение темы развития инфраструктуры. Ростовский универсальный порт - еще один важный для региона объект. Какое значение имеет наращивание портовых мощностей?
Голубев: Очевидно, что оно является приоритетом. Как раз недавно я оценивал вместе со специалистами ход выполнения проекта строительства Ростовского универсального порта, посетил несколько портовых площадок. Убежден, что это для нас актуально. Только перед этим предстоит реализовать некоторые инфраструктурные проекты. Потому что сегодня дороги, подъездные пути к портовой инфраструктуре не удовлетворяют современным требованиям. Мы это видим в августе-сентябре, когда уборка урожая идет, все забито, площадок нет.
Здесь еще одна вещь очень важная, касающаяся компаний, которые сегодня занимаются непосредственно перевозкой водным транспортом. Как известно, при вступлении в ВТО водный транспорт находится в наиболее уязвимом состоянии, как и, например, машиностроение, перерабатывающая промышленность, поэтому многое будет зависеть от того, как наши водники сегодня реально сработают, в том числе по модернизации транспорта, по его замене. Здесь конкуренция будет очень высокой, но то, что наше географическое положение и водные пути позволяют сегодня эту программу развивать, и то, что это экономически целесообразно и выгодно для региона, это абсолютно верно.
«КР»: Ростовская область станет одной из площадок проведения ЧМ по футболу в 2018г. Что это событие принесет региону? Выдерживаете заданные темпы?
Голубев: Во-первых, возможность провести матчи ЧМ - это возможность найти новые инвестиционные решения для развития как минимум центральной части Ростовской области - Ростова, можно говорить, Большого Ростова. Убежден, что у нас есть такая возможность. Общий объем инвестиций, предполагается, превысит 85 млрд рублей. Из них примерно 26 млрд - федеральные инвестиции. Хотя эта цифра скорректирована сейчас. Ориентировочная стоимость стадиона - порядка 14 млрд рублей. Стоимость аэропортового комплекса, пока без корректив, 31-32 млрд рублей. Вложения муниципального и областного бюджетов - 22 млрд рублей. Стоимость аэропортового комплекса может быть больше, т.к. первоначально аэропорт по федеральной целевой программе был запланирован до 2020 г., после встречи моей с президентом в августе текущего года были внесены коррективы. Президент дал поручение перенести сроки на 1 квартал 2018 года. По нашим планам и планам инвестора, аэропорт должен быть завершен в 4 квартале 2017 г.
Что касается сроков строительства стадиона, наши кураторы из Минспорта России, считают, что мы находимся в хорошем состоянии по подготовке к строительству. Проектирование идет, и это уже считается строительством, но есть внутреннее ощущение, что уже бы пора. Если посмотреть по планам, то начало строительства – первая половина 2014г. Сейчас мы уже подошли к стадии рассмотрения внутреннего содержания нашего комплекса, там есть одно такое дополнение, которое у некоторых вызывает сомнение - примыкающий к проекту стадиона ледовый комплекс на две тысячи посадочных мест. А это, напомню, инвестиционная составляющая, которая в состав стадиона не входит. И наша задача пригласить частных инвесторов или найти иной способ финансирования, что позволит нам все-таки иметь крытый каток. Он ведь должен жить и потом, и, может быть, эта задача не менее важная, чем задача его построить. Поэтому создание там не только мест для занятия спортом, но и мест отдыха, мест развлечений, допустимых в рамках спортивного комплекса, это достаточно важно.
Учитывая, что подготовка к чемпионату это не только два этих объекта [стадион и аэропорт], но и очень серьезные вложения в инженерную, дорожную, гостиничную инфраструктуру, в обустройство городов, у нас есть возможность создания новых точек развития Ростова, Азова, Новочеркасска и ряда других городов области.
Стадион - это, можно сказать, такая спичка к реакции, которая создаст условия для развития левобережной части Ростова уже на совершенно новом уровне. Именно здесь могут появиться новые точки роста экономики нашей области. Мы уже рассматриваем такие проекты, как например, возведение конноспортивного комплекса, а это не только ипподром, но еще и комплекс гостиниц, бизнес-центров. Сейчас формируется пул инвесторов, которые хотят вложить туда деньги, но некоторым из них я говорю – это тот случай, когда желательно бы не опоздать. Еще в самом начале этой темы, когда только выбиралось место, я говорил, что чтобы построить что-то хорошее, интересное, нужно понимать, чем мы это закончим. Мы должны видеть горизонт, не только до завершения стадиона, а гораздо дальше - до целостного развития левобережья. И от того как мы его начнем, таким он и будет в будущем.
При подготовке к ЧМ-2018 транспортная инфраструктура существенно поменяет конфигурацию. Мы сегодня уже фактически начали строительство некоторых объектов. Продолжаем строительство крупных дорог. Одна из них - это Ростов-Азов. Также Ворошиловский мост, северный обход Ростова. В ближайших планах реализация проекта нового транспортного сообщения и легкорельсового трамвая в Ростове. Это не только сообщение с аэропортовым комплексом, но и внутри города. Все это традиционно ведет к развитию конкретных территорий и к новым инвестиционным вложениям в них. Считаю, что это хорошая возможность, которую необходимо использовать для развития Ростовской области.
«КР»: Спасибо за интервью!