Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
8 мая 2014

Владимир Якушев:

Тюменская область не может оставаться в стороне от геополитики и макроэкономики

Фото: tyumen.er.ru

В редакции сайта «Вслух.Ру» прошла онлайн-конференция с губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым. Глава региона ответил на вопросы журналистов, экспертов и жителей о том, как будут развиваться социально-экономическая сфера области, что региональные власти ожидают от сотрудничества с Крымом и стоит ли ждать ползучей оккупации с востока.

Корреспондент: Будут ли в связи с последними событиями на мировой политической арене как-то скорректированы планы стратегического развития нашего региона? Как будет развиваться Тюменская область в изменившихся экономических и политических условиях? Какие проблемы Тюменской области вы для себя определяете как самые важные?

Владимир Якушев: Если говорить о геополитике и макроэкономике, то Тюменская область не может оставаться в стороне. Мы живем в глобальном мире. Я считаю, что в этой ситуации паниковать или принимать какие-то отдельные программы не стоит. Несколько лет назад регион взял четкий курс на развитие экономики, на ее диверсификацию, использование тех ресурсов, которыми область располагает. У нас достаточно неплохо получилось поработать во всех этих направлениях.

Если мы будем говорить о диверсификации, то в регионе действуют предприятия нефтехимии, деревопереработки. Считаю, что в этих направлениях область должна развиваться и дальше: выполнять поставленные задачи, работать по областным программам, развивать экономику. Такой курс оправдан в любых экономических и политических условиях.

Корр: По каким направлениям будет выстраиваться взаимодействие Тюменской области с Черноморским районом Крыма и Крымом вообще? Не секрет, что состояние экономики, социальной сферы Крыма требует серьезных финансовых вложений. Будет ли бюджет Тюменской области вовлечен в решение проблем нового субъекта Федерации?

Якушев: Мы очень активно сотрудничаем с Черноморским районом. Достаточно представительная делегация Тюменской области посетила территорию. Теперь наши представители по разным направлениям находятся в Крыму. У нас сложилось четкое понимание, что мы должны делать. Разработана программа сотрудничества между Тюменской областью и Черноморским районом. В первую очередь она затрагивает вопросы функционирования органов власти, бюджетной сферы, потому что сейчас переходный период: Крым уже не входит в состав Украины, он вошел в Россию как отдельный субъект страны, но при этом нормативная база Российской Федерации еще не вся принята на уровне региона, муниципалитетов. Нужно, чтобы она была приведена в соответствие. Эту работу мы сейчас и проводим.

Нужно сказать, существуют серьезные отличия в законодательстве Украины и России. Если взять систему образования, то в Крыму она передана на уровень поселений, у нас – на уровень муниципалитетов. В системе здравоохранения вообще приняты интересные решения. Не хочу никого критиковать, наверное, за этим стояла какая-то аналитика, но в Крыму отдельно существует стационарная и амбулаторная помощь. Причем кадрами и тот, и другой виды помощи обеспечены не более чем на 50%. Можно объединить и гораздо активнее использовать персонал.

Наша главная задача — помочь, чтобы системы образования и здравоохранения в Черноморском районе функционировали в рамках законодательства России. Мы уже начали консультировать крымских специалистов в режиме видеоконференций. Задача, которая поставлена главой государства перед нами, заключается в том, чтобы первого сентября все школьники Крыма обучались по российским стандартам, а все образовательные учреждения имели необходимую базу. Что касается здравоохранения, то мы уже оказали помощь: открыт счет «Крым», куда поступили средства от предприятий и частных лиц. Благодаря этому мы направили в районную больницу медикаментов на сумму 5 миллионов рублей, чтобы люди могли продолжать лечиться в условиях, когда прежние каналы финансирования оказались перекрыты, а новая система еще не выстроена.

Еще достаточно непростая задача — коммунальное хозяйство. Даже не с точки зрения его технического состояния. Много возникает проблем нормативного регулирования, потому что до последнего времени на территории Крыма не действовало регулятора, люди жили и не понимали, по каким тарифам должны платить, сколько потребляют электроэнергии и т.д. Все это нужно приводить к российским нормативам. Мы это все проходили не один год и знаем, насколько это сложно. Непросто найти и специалистов в ЖКХ, которые достаточно тонко разбираются в тарифной политике.

По поводу вливаний бюджета. Речь об этом не идет. У нас есть свои полномочия, и в их рамках мы оказываем консультационные юридические услуги крымчанам, а также благотворительную помощь за счет пожертвований на спецсчет, о котором я уже сказал.

Корр: Появятся ли прямые авиарейсы и железнодорожные маршруты из Тюмени в Симферополь?

Якушев: С 3 июня авиакомпания «Ямал» запускает авиасообщение с Симферополем. Рейсы из Тюмени будут осуществляться три раза в неделю. У наших жителей появится возможность посещать Крым. По железнодорожным перевозкам мы ведем переговоры с пассажирской компанией — дочерней структурой ОАО «РЖД». Посмотрим, чем это все завершится.

Корр: В продолжение геополитической темы. Сейчас активно обсуждается сотрудничество с Китаем, понятно, что оно становится для России все более выгодным. В Тюменской области рассматриваются подобные планы? Нет ли опасения, что китайцы (в случае запуска какого-либо совместного предприятия) могут оккупировать наш регион, как они уже давно сделали с  другими крупными городами?

Якушев: Давайте начнем с последнего – с оккупации. Здесь многое зависит от того, насколько правильно будет проводиться политика по подбору кадров, если у нас появятся подобные проекты. В данный момент не проводится никаких серьезных переговоров по привлечению китайского капитала к нам на территорию Тюменской области. При этом нужно отметить, что Китайская Народная Республика обладает огромным инвестиционным потенциалом. Китай предоставляет кредиты на достаточно мягких условиях в плане процентной ставки и это длинные деньги, но, как правило, это связанные кредиты. Они дают деньги под то, чтобы именно китайские компании исполняли тот подряд, под который кредитуют коммерческие структуры или органы государственной власти. Еще раз говорю: такие проекты мы сейчас не рассматриваем. На повестке дня этот вопрос не стоит.

Корр.: Хотелось бы узнать о будущем разработки нефтяных месторождений в Тобольском районе. Есть ли уже инвесторы, насколько это будет выгодно региону, и кто просчитывал экологические риски?

Якушев: Действительно, мы в последнее время очень много говорим о Тобольском проекте, потому что видим, что там могут получиться перспективы не хуже, чем на Уватском проекте. Вы знаете о том, что на недавнем выездном заседании комитета Совета Федерации у нас в Тюменской области я делал доклад, в котором останавливался на Тобольском проекте. Сейчас сложно делать оценки. Сегодня там открыто уже шесть месторождений, восемь лицензионных участков. Появились заинтересованные стороны – основные российские нефтедобывающие компании. Пока не буду озвучивать, какое решение будет окончательно принято. Единственное хочу сказать: речь идет о том, что падающую добычу нужно возмещать. И, конечно же, в таких запасах компании сегодня заинтересованы, тем более, когда есть возможность получить налоговые льготы.

Поэтому мы с хорошей перспективой смотрим на этот проект. Если получится как с реализацией Уватского проекта, где мы можем выйти на добычу 15 млн тонн в год, то Тобольский проект будет на том же уровне. А добыча около 30 млн тонн в год – это хорошая нефтяная провинция. Работа идет, участки готовятся к тому, чтобы их выставить на аукцион. Поэтому я не думаю, что это займет много времени.

Что касается экологии, мы с вами прекрасно знаем: сегодня добыча углеводородов – это совсем не то, что было 30–50 лет назад. При нефтедобыче применяются экологичные технологии. Нефтяники ими владеют. Плюс применяются огромные штрафы в случае нарушения экологической безопасности. Это стимулирует нефтяников серьезно вкладываться в экологичность собственных проектов. Думаю, что в этом плане мы сможем защитить нашу территорию вполне цивилизованным путем.

Корр: Владимир Владимирович, вы не раз говорили о том, что у Северного широтного хода и арктического порта Сабетта большие перспективы. Упоминали о поставках зерна из Тюмени через Сабетту на восток. Какие еще, на ваш взгляд, экономические вопросы позволит решить реализация данных проектов?

Якушев: В первую очередь, порт Сабетта будет работать на транспортировку сжиженного газа. Если бы проект был реализован несколько раньше, то та экономическая ситуация, в которой мы сегодня оказались, я имею ввиду сложности на Украине и ее расчеты за потребляемый газ, не случилась бы. Проект открывает совершенно иные перспективы. Если работа будет проходить по предоплате, то танкер приходит в порт и отгружает сжиженный газ в подземное хранилище. Во всяком случае, эта технология позволяет в любой момент поставку газа прекратить.

Когда началась работа по строительству порта для транспортировки газа, начали смотреть, а как еще можно использовать инфраструктуру. Северный морской путь еще с 18 века серьезно изучался, проводились экспедиции. Хоть это и Крайний Север, но с другой стороны, Севморпуть расположен в центре России. Если учитывать протяженность страны с запада на восток, то это уникальная и удобная транспортная возможность для страны. Когда мы говорим о развитии экономики России, важно понимать, что транспортная инфраструктура выходит на первое место.

Это и автомобильные дороги, и железнодорожные артерии, и морские пути. В каждой из сфер есть свои проблемы, которые постепенно решаются.

Экономика требует сегодня, чтобы транспортный кластер развивался и работал во всех направлениях. Использование Северного морского пути через порт Сабетта — это огромнейшая перспектива.

Это не только переправка газа и нефтепродуктов, но и зерна, продовольствия, техники, строительных материалов и так далее.

Корр: Владимир Владимирович, какими вы видите перспективы программы «Сотрудничество»? Какие ожидаются совместные проекты с ЯНАО и ХМАО в экономике, социальной сфере?

Якушев: В этом году исполняется 10 лет работы программы «Сотрудничество». За этот период на территории всех субъектов Тюменской области реализовано огромное количество проектов. В программе 11 направлений, которые охватывают все сферы жизни: транспортная инфраструктура, социальная отрасль, поддержка отдельных категорий населения, субсидирование перевозок, что важно для северных территорий. Через программу осуществляются проекты по приобретению пассажирских вагонов и составов, чтобы люди могли перемещаться в комфортных условиях, особенно в летний период. «Сотрудничество» решило много жилищных вопросов в рамках программы переселения. При этом работа с жителями Югры и Ямала по переселению продолжается.

Просто каждый субъект избрал свой путь: в ЯНАО предпочли самостоятельно строить жилье в Тюменской области и распределять его, в ХМАО выделяют гражданам субсидии на приобретение готового жилья в областном центре. Это дает мощный мультипликативный эффект – тюменские предприятия получают заказы, жилье пользуется спросом.

На протяжении десяти лет хорошо работали программы по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. На территории южной части области активно работает программа по летнему отдыху ребятишек. За это время мы качественно обновили материально-техническую базу летних лагерей, наши северные соседи с удовольствием отправляют детей на отдых. Все направления остались в программе «Сотрудничество» и в этом году. Я уверен, что так будет и дальше. Они доказали свою состоятельность.

Корр: Существует мнение, что площадь рекреационных зон Тюмени, не соответствует потребностям жителей. Предлагается установить нормативы планировки города в соответствии с реальностью и мировыми нормами и запретить их нарушать на уровне уголовной ответственности руководителей и чиновников…

Якушев: Очень хороший вопрос. На самом деле такие нормативы установлены и утверждены новым Генеральным планом развития Тюмени. Сегодня, когда идет работа по его реализации, возникает много вопросов. Сложности появляются в связи с тем, что многие получали разрешение на строительство и утверждали проекты в тот момент, когда генплан еще не был принят.

Вы знаете, что на уровне регионального правительства и муниципалитета проведена огромная работа. Нам приходилось и приходится встречаться с застройщиками, проговаривать вопросы строительства дополнительных парковок, расширения дворов. Тема непростая. С одной стороны, застройщик получил ряд документов и рассчитывал на определенный экономический эффект, с другой стороны – правила приводят в соответствие, и к нему [застройщику] начинают предъявлять претензии.

В результате таких переговоров мы надеялись на то, что застройщики – это люди, которые любят свой город. Речь шла о разных объектах: торговых комплексах, офисных помещениях, жилых домах. И везде нормативы были нарушены. В восьми из десяти случаев нам удалось договориться, чтобы провести некие компенсационные мероприятия. Если дом стоит, и рядом с ним невозможно расширить дворы, то где-то через дорогу надо выделять дополнительную землю для застройщика, чтобы организовать там парковку.

Что касается решений по новым объектам, все они принимаются в строгом соответствии с нормативами. В Тюмени запрещена точечная застройка. Это решение, которое принималось в муках.

Потому что именно точечная застройка дает максимальный экономический эффект, ведь это, как правило, дома в центре города.

Квартиры в таком доме пользуются наибольшим спросом, там максимальная добавленная стоимость. Поэтому пришлось применять жесткие меры, в том числе обращаться в суд. До криминала, конечно, не доходило. Но люди, которые занимались оформлением документов, получали в свой адрес прямые оскорбления от застройщиков. Хотя регистраторы не влияли на принятие решения в конечном счете.

Первые три-четыре месяца было сложно, но сейчас мы достигли понимания. Часто бывает так: я слежу за соседом, чтобы он соблюдал закон, но на меня закон не распространяется. То же самое получилось и среди застройщиков. Сейчас экватор напряжения мы прошли, потому что проявили достаточную жесткость и не стали принимать половинчатые решения. Если вы заметили, то ни на один участок, освободившийся после сноса аварийного жилья, не выдано разрешение на строительство. Все площадки будут задействованы под рекреационные зоны. Если мы не благоустроим наш город в плане создания парковок, стоянок, парков, мы и будем жить в таких условиях, в которых живем сейчас.

Помимо рекреационных зон, у нас ведется огромная работа по развитию транспортной инфраструктуры. Она не видна, потому что больше времени уходит на подготовку проектной документации и снос мешающих построек, чем на само строительство парковки, развязки или дороги. Объекты эти необходимы городу. На это лето мы выходим с большим количеством серьезно подготовленных объектов, на них выйдут подрядчики и начнут работать. В следующем году их будет еще больше. Вот тогда уже станет видно, что мы делали на протяжении 3–4 лет. Одно дело строить транспортную развязку в чистом поле, другое – в самом городе. Это занимает очень много сил и времени.

Все мы прекрасно знаем, что когда наши собственники видят, что дорогу возводят за счет бюджета, они хотят получить совершенно нереальные деньги за никчемный объект. И пока мы не пройдем все судебные инстанции, добровольно никто на меньшие деньги не соглашается. Но и мы купить объект не можем, потому что это бюджетные деньги, и существует официальная оценка. Судьи порой настолько запутываются в оценках, которые предоставляет и та, и другая сторона, что отправляют дело на новое рассмотрение, чтобы привлечь еще одного независимого оценщика и разобраться, сколько же, на самом деле, стоит данный объект. Как правило, это занимает полтора года.

Сейчас наступил момент, когда мы завершаем все подобные процедуры по нескольким серьезным объектам, и появляется возможность получить разрешение на строительство. Развязки и мосты можно строить круглогодично, поэтому в городе будет вестись активная стройка. Думаю, что мы сможем сделать транспортную ситуацию в городе лучше, и Тюмень станет от этого только красивее. А дальше нас ждет ряд преобразований, в частности, выделенная полоса для движения общественного транспорта. Весь мир идет по этому пути, общественный транспорт должен двигаться четко по расписанию и не стоять ни в каких пробках.

В этом году город внедряет систему управления движением. Все основные перекрестки будут оснащены камерами умной системы регулирования перекрестков. Она сама настроит время работы светофоров, исходя из трафика. Ровно столько, чтобы автомобили двигались быстрее. С ее внедрением мы серьезно поправим транспортную ситуацию. Ушло много времени на выбор этой системы, формулирование технического задания, выбор подрядчика. В ближайшее время начнем получать первые плоды этой работы. Время, силы и немалые деньги тратятся на вопросы транспортной инфраструктуры. Но мы с вами начнем скоро наблюдать, как областной центр меняется.

Корр: В последние годы в Тюмени проводится множество экологических мероприятий и акций, в том числе новых по формату. В ближайшее время пройдет уникальный экологический фестиваль, он состоится 7 июня на площади 400-летия Тюмени. Как вы считаете, способно проведение мероприятий такого уровня вывести Тюмень в лидеры по данному направлению и даже сформировать о городе мнение как об экологической столице России?»

Якушев: Я думаю, что это вполне возможно. Вопрос в том, чтобы такие фестивали не становились местом, куда можно просто прийти потусоваться. Мы знаем, что после фестивалей у нас на центральных улицах экология оставляет желать лучшего. Так вот, если 7 июня на площади 400-летия не будет ни одной бутылки и ни одного пакета, или пачки сигарет, тогда я соглашусь, что мы можем стать экологической столицей нашей Родины. Но если мы увидим совершенно иной результат, это будет означать, что мы еще слишком рано замахнулись на такое звание.

«Вслух.Ру»

Версия для печати
Главное