прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
10 апреля 2015

Никита Белых:

Чаще всего со случаями коррупции жители области сталкиваются при получении бесплатной медпомощи

Фото: belyh.ru

О том, по каким направлениям в Кировской области ведется антикоррупционная работа, на каком месте регион по уровню бытовой коррупции и что нужно сделать для формирования антикоррупционного сознания – в интервью ПАСМИ рассказал губернатор Никита Белых.

– В вашем регионе достаточно активно реализуется антикоррупционная политика. Скажите, пожалуйста, какие дополнительные направления противодействия коррупции, помимо указанных в Национальном плане противодействия коррупции, разработаны в Кировской области.

– Меры по противодействию коррупции мы проводим в рамках государственной программы «Обеспечение безопасности и жизнедеятельности населения Кировской области на 2013–2020 годы». В каждом органе исполнительной власти, в каждом муниципальном образовании действуют аналогичные планы или программы.

Кроме того, у нас действует план дополнительных мероприятий по минимизации бытовой коррупции, который сформирован по результатам социологического опроса жителей региона (отвечая на вопросы, респонденты обозначали, в каких сферах и при каких обстоятельствах они наиболее часто сталкиваются с бытовой коррупцией, в чем видят ее причины).

Подобный общероссийский соцопрос в 2013 году проводился фондом «Общественное мнение», и, по полученным данным, Кировская область оказалась самой благополучной на фоне других субъектов РФ в плане уровня «бытовой» коррупции, продемонстрировав минимальный показатель и заняв первую строчку «рейтинга». Для нас это значимый результат, особенно если учесть, что в 2010-м Кировская область занимала 4-ю строку «коррупционного рейтинга». То есть мы улучшили свои позиции сразу на 3 пункта.

– Какие меры, на Ваш взгляд, помогли достичь этого результата?

– Прежде всего, это комплексность и системность в противодействии коррупции и, конечно, максимальная открытость деятельности как органов власти, так и подведомственных им учреждений (больниц, школ, организаций сферы социального обеспечения и т.п.).

У нас создана межведомственная комиссия при губернаторе по противодействию коррупции, задача которой – координация антикоррупционной работы на территории области. Заседания комиссии мы проводим ежеквартально. На сегодня комиссией рассмотрено более 60 вопросов, касающихся таких направлений, как государственные закупки, жилищно-коммунальная деятельности, ремонт и содержание дорог, заготовка и реализация древесины, работа контрольно-надзорных органов и т.д.

В муниципальных образованиях также действуют межведомственные комиссии либо советы по противодействию коррупции.

Вообще, антикоррупционная работа ведется по нескольким направлениям.

Во-первых, это проведение экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов на коррупциогенность. То есть документы, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, проходят соответствующую экспертизу в целом ряде структур – в правовом управлении администрации Правительства области, территориальном управлении Министерства юстиции РФ, в прокуратуре региона. Так что нормативные правовые акты, принимаемые органами власти, образно говоря, пропускаются сквозь многослойный фильтр, который отсекает все моменты, так или иначе способные вызвать коррупционный повод.

Во-вторых, для повышения качества предоставляемых услуг и минимизации контактов между гражданином и государственным служащим (что и является одной из причин коррупции) в каждом органе исполнительной власти разработаны и внедрены административные регламенты предоставления государственных услуг, где пошагово прописаны все этапы получения госуслуги, в том числе перечень необходимых документов, сроки, основания для отказа и т.п. То есть чиновник не в праве потребовать от посетителя лишнюю «бумажку», или отложить его заявление, обращение в долгий ящик.

С тех же позиций мы рассматриваем необходимость создания многофункциональных центров (МФЦ) и переход на механизм предоставления госуслуг в электронном виде – в этом случае личный контакт между гражданином и чиновником, служащим сводится к нулю, соответственно минимизируются и коррупционные риски.

В-третьих, в сферах с высокими коррупционными рисками (например, связанных с начислением пособий, оформлением опекунства, выдачей лицензий, справок, заключений по инвалидности и т.п.) регулярно проводятся проверки, по их результатам принимаются соответствующие меры.

Мы в непрерывном режиме ведем анализ жалоб и обращений граждан и организаций на предмет выявления коррупционных фактов. Все поступившие обращения, содержащие подобного рода информацию, направляются, в том числе, мне как главе региона, по ним я даю конкретные поручения. Это направление находится на постоянном контроле прокуратуры области.

Еще одна составляющая в системе антикоррупционной работы – информационная. На официальном сайте правительства Кировской области действует интернет-приемная, куда может обратиться любой гражданин с жалобами, предложениями, вопросами, в том числе с заявлениями о фактах коррупции. Здесь же размещается текущая информация об антикоррупционных мероприятиях, функционирует раздел «Противодействие коррупции», где указаны номера контактных телефонов всех отраслевых служб и структур. Работает и телефонная «горячая линия» – (8332) 64-24-91.

Большое внимание мы уделяем формированию антикоррупционного общественного сознания, нетерпимости к проявлениям коррупции, поскольку коррупционные преступления, как вы понимаете, всегда двухсторонние – с одной стороны должностное лицо, готовое нарушить закон, с другой – гражданин, готовый сделать то же самое, предлагая незаконное вознаграждение за оказанную услугу. Мы должны понимать, что с коррупцией реально справиться только тогда, когда каждый конкретный человек будет считать неприемлемым для себя переступить закон, когда он даже мысли не будет допускать о возможности взятки для получения необходимой ему услуги или необходимого результата.

Работу в этом направлении мы ведем через средства массовой информации, общеобразовательные учреждения, библиотеки, организуем проведение тематических конкурсов, конференций, «круглых столов» с привлечением общественных организаций, молодежных объединений, студенчества.

Понятно, что формирование антикоррупционного сознания – это, прежде всего, воспитание подрастающего поколения, которое пойдет во взрослую жизнь с уже сложившимися морально-этическими принципами и устоями. Поэтому по вопросам антикоррупции мы активно взаимодействуем с общеобразовательными учреждениями – в школах проходят встречи с сотрудниками правоохранительных органов, проводятся классные часы, направленные на повышение правовой грамотности и уровня правосознания ребят, организуются книжные выставки «Права человека», «Закон в твоей жизни», творческие конкурсы «Скажи коррупции «Нет!».

– В региональном плане мероприятий по минимизации «бытовой» коррупции значатся разработка и внедрение комплекса мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с пациентов поликлиник, стационарных больных и за услуги «Скорой помощи» и с родителей детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также посещающих дошкольные учреждения. Скажите, пожалуйста, как эти меры реализуются на практике?

– По данным соцопроса, о котором я уже говорил, чаще всего со случаями коррупции жители области сталкиваются при получении бесплатной медицинской помощи (23,7%) , при поступлении или сдаче экзаменов в высшем учебном заведении (11,2%), приеме детей в дошкольные учреждения (8,8 %).

Соответственно каждый из органов исполнительной власти, курирующих эти сферы, предпринимает меры для сведения подобных фактов к нулю. Так, департаментом здравоохранения разработан комплекс мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с пациентов медицинских учреждений. Для этого, например, на сайте департамента создан раздел «Вы спрашивали», куда граждане могут обратиться по любым вопросам, в том числе пожаловаться на незаконное взимание денежных средств, или на факт оплаты медицинской услуги «мимо кассы», а также внести предложения и пожелания по организации медицинской помощи.

Работает Центр телефонного обслуживания (call-центр) по вопросам здравоохранения.

Для достижения максимальной открытости деятельности медицинских учреждений, повышения эффективности и качества услуг создан Общественный совет при департаменте здравоохранения. Общественные советы также введены и при каждом учреждении здравоохранения. Одна из основных задач советов – изучение и анализ общественного мнения о качестве работы учреждений.

Принят кодекс профессиональной этики медицинского работника. Руководители ряда больниц и поликлиник ввели и более жесткие превентивные меры – такие, как установка камер видеонаблюдения.

В сфере образования также реализуется комплекс антикоррупционных мер. На постоянно действующую региональную «горячую линию» в 2014 году поступило 58 звонков, большая их часть связана с жалобами родителей на принудительный сбор денежных средств в фонд школы (на ремонт зданий и кабинетов, на охрану школ и детсадов, на уборку территорий, приобретение канцтоваров, книг, игрушек, посуды и пр.).

По каждому факту проведено служебное расследование, там, где факты подтвердились, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

– Большое внимание в регионе уделяется именно «бытовой» коррупции. А что касается противодействия коррупции в органах власти и коррупции на стыке взаимодействия властных структур и бизнеса. Как обстоят дела в этой сфере?

– У нас в состав межведомственной комиссии входит президент Вятской торгово-промышленной палаты, который принимает активное участие в планировании работы комиссии, обсуждении проблем, в том числе касающихся взаимодействия бизнеса с властными структурами. По его инициативе на заседаниях комиссии рассматривались вопросы эффективности механизма государственно-частного партнерства в сфере ремонта, строительства и реконструкции дорог, приемки в эксплуатацию объектов капитального строительства и др.

Для обеспечения эффективного расходования бюджетных средств, направляемых на развитие малого и среднего бизнеса (субсидии и гранты), создана специальная комиссия по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки.

В составе комиссии – представители органов исполнительной власти и общественных объединений предпринимателей (Вятской торгово-промышленной палаты, Лиги предпринимателей Кировской области «Деловая Вятка», Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», региональной Общественной палаты, Ассоциации защиты прав малого и среднего бизнеса).

Комиссия оценивает документы предприятий малого и среднего бизнеса, претендующих на получение господдержки, и принимает решения, благодаря чему исключается ангажированность, одновременно обеспечиваются публичность и открытость распределения и расходования бюджетных средств.

Кроме того, с 2008 года при Правительстве области работает координационный совет по развитию предпринимательства, одна из основных задач которого –вовлечение предпринимательского сообщества в процедуры формирования и реализации экономической политики региона, повышение публичности и прозрачности работы органов исполнительной и муниципальной власти.

– На ваш взгляд, сейчас созданы благоприятные условия для ведения бизнеса в Кировской области?

– Думаю, да. По крайней мере, у нас сформирована добротная законодательная база в этой сфере, приняты и реально работают комплексные программы содействия развитию бизнеса. Это, например, госпрограмма «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства». Ежегодно на ее реализацию выделяются ассигнования из областного бюджета и привлекаются средства федерального бюджета.

Так, в 2014 году объем финансирования программы составил 221,9 млн. рублей, в том числе 52,5 млн. рублей – из областного бюджета и 169,4 млн. рублей – из федерального. Причем федеральные средства регион получил по итогам ежегодного конкурса в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, который проводится Минэкономразвития России.

В рамках программы субъектам предпринимательской деятельности оказывается широкий спектр поддержки – льготное кредитование (под низкую процентную ставку от 7 до 10% годовых), гарантийное кредитование. У нас работает программа грантовой поддержки начинающих предпринимателей.

Мы направляем средства на поддержку малого предпринимательства в моногородах – это десятки миллионов рублей, которые можно расходовать на обучение начинающих предпринимателей, предоставление им грантов на создание собственного дела, микрокредитование.

Для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, введены льготные налоговые ставки – 6% вместо 15% (для резидентов парковых зон), 9% (для тех, кто привлекает наемных работников) и 12% (при отсутствии наемных работников).

Наконец, в настоящее время мы работаем над проектом закона о «налоговых каникулах», то есть об установлении на период до 2020 года нулевых налоговых ставок (0%) для впервые зарегистрированных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения и работающих в производственной, социальной или научной сферах.

В 2014 году различными видами государственной поддержки воспользовались почти 11 тысяч субъектов малого предпринимательства (19,4% от их общего количества), которым предоставлено порядка 20 тыс. услуг. Благодаря предоставленной поддержке предприниматели привлекли свыше 1,33 млрд рублей льготных финансовых ресурсов, в том числе на приобретение основных средств.

– В прошлом году число раскрытых преступлений коррупционной направленности выросло в 2 раза. Как вы считаете, с чем это связано? Преступления стали лучше раскрывать, или вырос уровень коррупции в регионе? Как вообще происходит взаимодействие органов власти в регионе с правоохранительными органами? С какими проблемами в этой сфере вы сталкиваетесь?

– На наш взгляд, увеличение числа раскрытых преступлений в этой сфере связано с повышением качества оперативно-служебной деятельности УМВД России по Кировской области.

Что касается взаимодействия исполнительной власти и правоохранительных структур – у нас создана система рабочих и консультативных органов, в состав которых входят представители УМВД, УФСБ, таможенной службы, Следственного комитета. Это и межведомственная комиссия по противодействию коррупции, и координационное совещание по обеспечению правопорядка, и комиссия по профилактике правонарушений.

Правоохранительные органы участвуют и во всех мероприятиях программы «Обеспечение безопасности и жизнедеятельности населения Кировской области», плана по минимизации «бытовой» коррупции.

Проблем, связанных с взаимодействием между органами власти и правоохранительными органами, никогда не возникало, поскольку каждый работает в сфере своей компетенции и в рамках закона.

– Разрастание бюрократического аппарата увеличивает возможность появления коррупционных связей. Вы известны как активный борец с этим явлением. Меры, предпринятые Вами для оптимизации штата чиновников, дали свои результаты?

– О результатах говорить пока рано, потому что процесс оптимизации организационной структуры и штатной численности органов исполнительной власти еще идет, в новом режиме мы начнем работать со второго полугодия. То есть какими-то конкретными цифрами можно будет оперировать в лучшем случае к концу 2015-го.

– Какой еще аспект региональной антикоррупционной политики вы хотели бы осветить?

– Для повышения эффективности антикоррупционной работы непосредственно в органах исполнительной власти в январе 2014 года мы создали специализированный отдел профилактики коррупционных и иных правонарушений. Подчеркну, что при создании отдела речь не шла о расширении штатной численности – эта структура выделена в составе управления организационной и кадровой работы администрации Правительства области из числа уже работающих сотрудников.

Основные задачи отдела – профилактика коррупционных и иных правонарушений в государственных органах, контроль за соблюдением государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения.

Специалисты отдела оказывают госслужащим консультативную помощь, организуют служебные проверки, ведут сбор и обработку сведений, подаваемых госслужащими, о доходах, расходах, имуществе.

В соответствии с указом президента России, во всех органах исполнительной власти созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

В прошлом году состоялось 51 заседание комиссий, по результатам которых к дисциплинарной ответственности за те или иные нарушения привлечено 16 госслужащих.

В органах местного самоуправления комиссии собирались 113 раз. Рассматривались обращения, касающиеся представления служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, имуществе, несоблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и др. К дисциплинарной ответственности привлечено 19 муниципальных служащих.

pasmi.ru

Версия для печати