Дмитрий Песков:  президент уже на протяжении ряда лет окунается в прорубь
10 апреля 2015

Никита Белых:

Чаще всего со случаями коррупции жители области сталкиваются при получении бесплатной медпомощи

Фото: belyh.ru

О том, по каким направлениям в Кировской области ведется антикоррупционная работа, на каком месте регион по уровню бытовой коррупции и что нужно сделать для формирования антикоррупционного сознания – в интервью ПАСМИ рассказал губернатор Никита Белых.

– В вашем регионе достаточно активно реализуется антикоррупционная политика. Скажите, пожалуйста, какие дополнительные направления противодействия коррупции, помимо указанных в Национальном плане противодействия коррупции, разработаны в Кировской области.

– Меры по противодействию коррупции мы проводим в рамках государственной программы «Обеспечение безопасности и жизнедеятельности населения Кировской области на 2013–2020 годы». В каждом органе исполнительной власти, в каждом муниципальном образовании действуют аналогичные планы или программы.

Кроме того, у нас действует план дополнительных мероприятий по минимизации бытовой коррупции, который сформирован по результатам социологического опроса жителей региона (отвечая на вопросы, респонденты обозначали, в каких сферах и при каких обстоятельствах они наиболее часто сталкиваются с бытовой коррупцией, в чем видят ее причины).

Подобный общероссийский соцопрос в 2013 году проводился фондом «Общественное мнение», и, по полученным данным, Кировская область оказалась самой благополучной на фоне других субъектов РФ в плане уровня «бытовой» коррупции, продемонстрировав минимальный показатель и заняв первую строчку «рейтинга». Для нас это значимый результат, особенно если учесть, что в 2010-м Кировская область занимала 4-ю строку «коррупционного рейтинга». То есть мы улучшили свои позиции сразу на 3 пункта.

– Какие меры, на Ваш взгляд, помогли достичь этого результата?

– Прежде всего, это комплексность и системность в противодействии коррупции и, конечно, максимальная открытость деятельности как органов власти, так и подведомственных им учреждений (больниц, школ, организаций сферы социального обеспечения и т.п.).

У нас создана межведомственная комиссия при губернаторе по противодействию коррупции, задача которой – координация антикоррупционной работы на территории области. Заседания комиссии мы проводим ежеквартально. На сегодня комиссией рассмотрено более 60 вопросов, касающихся таких направлений, как государственные закупки, жилищно-коммунальная деятельности, ремонт и содержание дорог, заготовка и реализация древесины, работа контрольно-надзорных органов и т.д.

В муниципальных образованиях также действуют межведомственные комиссии либо советы по противодействию коррупции.

Вообще, антикоррупционная работа ведется по нескольким направлениям.

Во-первых, это проведение экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов на коррупциогенность. То есть документы, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, проходят соответствующую экспертизу в целом ряде структур – в правовом управлении администрации Правительства области, территориальном управлении Министерства юстиции РФ, в прокуратуре региона. Так что нормативные правовые акты, принимаемые органами власти, образно говоря, пропускаются сквозь многослойный фильтр, который отсекает все моменты, так или иначе способные вызвать коррупционный повод.

Во-вторых, для повышения качества предоставляемых услуг и минимизации контактов между гражданином и государственным служащим (что и является одной из причин коррупции) в каждом органе исполнительной власти разработаны и внедрены административные регламенты предоставления государственных услуг, где пошагово прописаны все этапы получения госуслуги, в том числе перечень необходимых документов, сроки, основания для отказа и т.п. То есть чиновник не в праве потребовать от посетителя лишнюю «бумажку», или отложить его заявление, обращение в долгий ящик.

С тех же позиций мы рассматриваем необходимость создания многофункциональных центров (МФЦ) и переход на механизм предоставления госуслуг в электронном виде – в этом случае личный контакт между гражданином и чиновником, служащим сводится к нулю, соответственно минимизируются и коррупционные риски.

В-третьих, в сферах с высокими коррупционными рисками (например, связанных с начислением пособий, оформлением опекунства, выдачей лицензий, справок, заключений по инвалидности и т.п.) регулярно проводятся проверки, по их результатам принимаются соответствующие меры.

Мы в непрерывном режиме ведем анализ жалоб и обращений граждан и организаций на предмет выявления коррупционных фактов. Все поступившие обращения, содержащие подобного рода информацию, направляются, в том числе, мне как главе региона, по ним я даю конкретные поручения. Это направление находится на постоянном контроле прокуратуры области.

Еще одна составляющая в системе антикоррупционной работы – информационная. На официальном сайте правительства Кировской области действует интернет-приемная, куда может обратиться любой гражданин с жалобами, предложениями, вопросами, в том числе с заявлениями о фактах коррупции. Здесь же размещается текущая информация об антикоррупционных мероприятиях, функционирует раздел «Противодействие коррупции», где указаны номера контактных телефонов всех отраслевых служб и структур. Работает и телефонная «горячая линия» – (8332) 64-24-91.

Большое внимание мы уделяем формированию антикоррупционного общественного сознания, нетерпимости к проявлениям коррупции, поскольку коррупционные преступления, как вы понимаете, всегда двухсторонние – с одной стороны должностное лицо, готовое нарушить закон, с другой – гражданин, готовый сделать то же самое, предлагая незаконное вознаграждение за оказанную услугу. Мы должны понимать, что с коррупцией реально справиться только тогда, когда каждый конкретный человек будет считать неприемлемым для себя переступить закон, когда он даже мысли не будет допускать о возможности взятки для получения необходимой ему услуги или необходимого результата.

Работу в этом направлении мы ведем через средства массовой информации, общеобразовательные учреждения, библиотеки, организуем проведение тематических конкурсов, конференций, «круглых столов» с привлечением общественных организаций, молодежных объединений, студенчества.

Понятно, что формирование антикоррупционного сознания – это, прежде всего, воспитание подрастающего поколения, которое пойдет во взрослую жизнь с уже сложившимися морально-этическими принципами и устоями. Поэтому по вопросам антикоррупции мы активно взаимодействуем с общеобразовательными учреждениями – в школах проходят встречи с сотрудниками правоохранительных органов, проводятся классные часы, направленные на повышение правовой грамотности и уровня правосознания ребят, организуются книжные выставки «Права человека», «Закон в твоей жизни», творческие конкурсы «Скажи коррупции «Нет!».

– В региональном плане мероприятий по минимизации «бытовой» коррупции значатся разработка и внедрение комплекса мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с пациентов поликлиник, стационарных больных и за услуги «Скорой помощи» и с родителей детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также посещающих дошкольные учреждения. Скажите, пожалуйста, как эти меры реализуются на практике?

– По данным соцопроса, о котором я уже говорил, чаще всего со случаями коррупции жители области сталкиваются при получении бесплатной медицинской помощи (23,7%) , при поступлении или сдаче экзаменов в высшем учебном заведении (11,2%), приеме детей в дошкольные учреждения (8,8 %).

Соответственно каждый из органов исполнительной власти, курирующих эти сферы, предпринимает меры для сведения подобных фактов к нулю. Так, департаментом здравоохранения разработан комплекс мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с пациентов медицинских учреждений. Для этого, например, на сайте департамента создан раздел «Вы спрашивали», куда граждане могут обратиться по любым вопросам, в том числе пожаловаться на незаконное взимание денежных средств, или на факт оплаты медицинской услуги «мимо кассы», а также внести предложения и пожелания по организации медицинской помощи.

Работает Центр телефонного обслуживания (call-центр) по вопросам здравоохранения.

Для достижения максимальной открытости деятельности медицинских учреждений, повышения эффективности и качества услуг создан Общественный совет при департаменте здравоохранения. Общественные советы также введены и при каждом учреждении здравоохранения. Одна из основных задач советов – изучение и анализ общественного мнения о качестве работы учреждений.

Принят кодекс профессиональной этики медицинского работника. Руководители ряда больниц и поликлиник ввели и более жесткие превентивные меры – такие, как установка камер видеонаблюдения.

В сфере образования также реализуется комплекс антикоррупционных мер. На постоянно действующую региональную «горячую линию» в 2014 году поступило 58 звонков, большая их часть связана с жалобами родителей на принудительный сбор денежных средств в фонд школы (на ремонт зданий и кабинетов, на охрану школ и детсадов, на уборку территорий, приобретение канцтоваров, книг, игрушек, посуды и пр.).

По каждому факту проведено служебное расследование, там, где факты подтвердились, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

– Большое внимание в регионе уделяется именно «бытовой» коррупции. А что касается противодействия коррупции в органах власти и коррупции на стыке взаимодействия властных структур и бизнеса. Как обстоят дела в этой сфере?

– У нас в состав межведомственной комиссии входит президент Вятской торгово-промышленной палаты, который принимает активное участие в планировании работы комиссии, обсуждении проблем, в том числе касающихся взаимодействия бизнеса с властными структурами. По его инициативе на заседаниях комиссии рассматривались вопросы эффективности механизма государственно-частного партнерства в сфере ремонта, строительства и реконструкции дорог, приемки в эксплуатацию объектов капитального строительства и др.

Для обеспечения эффективного расходования бюджетных средств, направляемых на развитие малого и среднего бизнеса (субсидии и гранты), создана специальная комиссия по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки.

В составе комиссии – представители органов исполнительной власти и общественных объединений предпринимателей (Вятской торгово-промышленной палаты, Лиги предпринимателей Кировской области «Деловая Вятка», Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», региональной Общественной палаты, Ассоциации защиты прав малого и среднего бизнеса).

Комиссия оценивает документы предприятий малого и среднего бизнеса, претендующих на получение господдержки, и принимает решения, благодаря чему исключается ангажированность, одновременно обеспечиваются публичность и открытость распределения и расходования бюджетных средств.

Кроме того, с 2008 года при Правительстве области работает координационный совет по развитию предпринимательства, одна из основных задач которого –вовлечение предпринимательского сообщества в процедуры формирования и реализации экономической политики региона, повышение публичности и прозрачности работы органов исполнительной и муниципальной власти.

– На ваш взгляд, сейчас созданы благоприятные условия для ведения бизнеса в Кировской области?

– Думаю, да. По крайней мере, у нас сформирована добротная законодательная база в этой сфере, приняты и реально работают комплексные программы содействия развитию бизнеса. Это, например, госпрограмма «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства». Ежегодно на ее реализацию выделяются ассигнования из областного бюджета и привлекаются средства федерального бюджета.

Так, в 2014 году объем финансирования программы составил 221,9 млн. рублей, в том числе 52,5 млн. рублей – из областного бюджета и 169,4 млн. рублей – из федерального. Причем федеральные средства регион получил по итогам ежегодного конкурса в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, который проводится Минэкономразвития России.

В рамках программы субъектам предпринимательской деятельности оказывается широкий спектр поддержки – льготное кредитование (под низкую процентную ставку от 7 до 10% годовых), гарантийное кредитование. У нас работает программа грантовой поддержки начинающих предпринимателей.

Мы направляем средства на поддержку малого предпринимательства в моногородах – это десятки миллионов рублей, которые можно расходовать на обучение начинающих предпринимателей, предоставление им грантов на создание собственного дела, микрокредитование.

Для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, введены льготные налоговые ставки – 6% вместо 15% (для резидентов парковых зон), 9% (для тех, кто привлекает наемных работников) и 12% (при отсутствии наемных работников).

Наконец, в настоящее время мы работаем над проектом закона о «налоговых каникулах», то есть об установлении на период до 2020 года нулевых налоговых ставок (0%) для впервые зарегистрированных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения и работающих в производственной, социальной или научной сферах.

В 2014 году различными видами государственной поддержки воспользовались почти 11 тысяч субъектов малого предпринимательства (19,4% от их общего количества), которым предоставлено порядка 20 тыс. услуг. Благодаря предоставленной поддержке предприниматели привлекли свыше 1,33 млрд рублей льготных финансовых ресурсов, в том числе на приобретение основных средств.

– В прошлом году число раскрытых преступлений коррупционной направленности выросло в 2 раза. Как вы считаете, с чем это связано? Преступления стали лучше раскрывать, или вырос уровень коррупции в регионе? Как вообще происходит взаимодействие органов власти в регионе с правоохранительными органами? С какими проблемами в этой сфере вы сталкиваетесь?

– На наш взгляд, увеличение числа раскрытых преступлений в этой сфере связано с повышением качества оперативно-служебной деятельности УМВД России по Кировской области.

Что касается взаимодействия исполнительной власти и правоохранительных структур – у нас создана система рабочих и консультативных органов, в состав которых входят представители УМВД, УФСБ, таможенной службы, Следственного комитета. Это и межведомственная комиссия по противодействию коррупции, и координационное совещание по обеспечению правопорядка, и комиссия по профилактике правонарушений.

Правоохранительные органы участвуют и во всех мероприятиях программы «Обеспечение безопасности и жизнедеятельности населения Кировской области», плана по минимизации «бытовой» коррупции.

Проблем, связанных с взаимодействием между органами власти и правоохранительными органами, никогда не возникало, поскольку каждый работает в сфере своей компетенции и в рамках закона.

– Разрастание бюрократического аппарата увеличивает возможность появления коррупционных связей. Вы известны как активный борец с этим явлением. Меры, предпринятые Вами для оптимизации штата чиновников, дали свои результаты?

– О результатах говорить пока рано, потому что процесс оптимизации организационной структуры и штатной численности органов исполнительной власти еще идет, в новом режиме мы начнем работать со второго полугодия. То есть какими-то конкретными цифрами можно будет оперировать в лучшем случае к концу 2015-го.

– Какой еще аспект региональной антикоррупционной политики вы хотели бы осветить?

– Для повышения эффективности антикоррупционной работы непосредственно в органах исполнительной власти в январе 2014 года мы создали специализированный отдел профилактики коррупционных и иных правонарушений. Подчеркну, что при создании отдела речь не шла о расширении штатной численности – эта структура выделена в составе управления организационной и кадровой работы администрации Правительства области из числа уже работающих сотрудников.

Основные задачи отдела – профилактика коррупционных и иных правонарушений в государственных органах, контроль за соблюдением государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения.

Специалисты отдела оказывают госслужащим консультативную помощь, организуют служебные проверки, ведут сбор и обработку сведений, подаваемых госслужащими, о доходах, расходах, имуществе.

В соответствии с указом президента России, во всех органах исполнительной власти созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

В прошлом году состоялось 51 заседание комиссий, по результатам которых к дисциплинарной ответственности за те или иные нарушения привлечено 16 госслужащих.

В органах местного самоуправления комиссии собирались 113 раз. Рассматривались обращения, касающиеся представления служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, имуществе, несоблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и др. К дисциплинарной ответственности привлечено 19 муниципальных служащих.

pasmi.ru

Версия для печати
Главное
Эксперты: основная интрига выборов губернатора Владимирской области – одобрит Кремль кандидатуру Орловой или нет
Трех кандидатов для участия в выборах губернатора Владимирской области рассматривают в КПРФ. В ЛДПР также заявили, что примут участие в выборах главы региона. По мнению экспертов, среди местных оппозиционных политиков никто не сможет составить конкуренцию действующему губернатору Светлане Орловой, если она пойдет на новый срок. В то же время они не исключают конкуренцию за право стать кандидатом в губернаторы внутри «Единой России». Наблюдатели также говорят о возможности смены Орловой на нового врио губернатора. Среди потенциальных сменщиков называют сенатора Антона Белякова. Политолог Евгений Полковников считает, что губернаторское будущее Орловой на 80% зависит от итогов выборов президента России.
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».