Владимир Шаповалов: нынешняя ЧС требует от губернаторов мгновенных решений
Президент России Владимир Путин требует от губернаторов самостоятельных решений в рамках борьбы с коронавирусом и поддержки экономики в регионах. «Клуб Регионов» обсудил с политическим аналитиком, замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимиром Шаповаловым риски и возможности для губернаторов от повышения их самостоятельности в условиях ЧС.
– Из-за введенных ограничений в регионах предприниматели все чаще обращаются в адрес губернаторов с просьбами ослабить налоговую нагрузку, разрешить работу тому или иному виду бизнеса. Ранее президент говорил о дополнительных полномочиях губернаторов при принятии карантинных мер. На ваш взгляд, не стали ли главы регионов заложниками этой ситуации? Ведь раньше они работали в условиях, когда инициатива была наказуема, а теперь ее надо проявлять, и поэтому не велики ли риски, что губернаторы будут перестраховываться, «как бы чего не вышло»?
– У нас федеративное государство, о чем иногда забывают и политики, и государственные служащие. На самом деле у нас федерация, и, несмотря на то, что у нас централизованная федерация с серьезной ролью федерального центра, в том числе с серьезной ролью федерального бюджета в консолидированном бюджете, все-таки у нас достаточный объем полномочий есть у региональной власти – это раз. Здесь мы должны учитывать тот факт, что Российская Федерация – это очень дифференцированная по особенностям экономической, социальной ситуации страна. Мы находимся в девяти часовых поясах, у нас протяженная страна. В этом смысле ситуация с бизнесом и ситуация с пандемией прекрасно демонстрируют, что к тем или иным территориям нужно относиться очень дифференцированно. Например, есть Коми, которая очень сильно пострадала от пандемии, и есть Магаданская область, которая не так сильно затронута вирусом. Поэтому те или иные решения, которые принимаются, в том числе экономические, социальные, антикризисные, должны быть разные, должна быть гибкая политика. На это обращал внимание наш президент, на это ориентирована сейчас политика федерального центра.
– Так все-таки ваш прогноз: пойдут губернаторы на послабления для бизнеса?
– Речь идет не столько о послаблениях, сколько о том, что региональная власть должна в рамках своих полномочий принимать решения по тем вопросам, которые являются здесь самыми важными, ключевыми, поскольку федцентр не может принять единообразное решение в силу того, что ситуация слишком разная в разных регионах. Это касается и режима самоизоляции, и режима повышенной готовности, это касается и отношений с бизнесом, кстати, потому что разная ситуация в аграрных регионах, нефтедобывающих, приграничных, дотационных или регионах-реципиентах. И удельный вес бизнеса в совокупном региональном продукте разный, и количество вовлеченных в тот или иной бизнес работников разное. У нас уже есть определенный кластер туристических регионов, несмотря на то, что все-таки нельзя назвать внутренний туризм мощной отраслью, тем не менее он развивался достаточно успешно в последнее время. Но мы можем сказать, что есть целый ряд регионов, в которых есть развитый туристический кластер. Конечно, он достаточно сильно пострадал. Это наиболее пострадавший от нынешних антивирусных решений сектор экономики.
– То есть нынешняя ситуация с коронавирусом – вызов для губернаторов?
– Я хочу подчеркнуть, что региональная власть должна тщательно реагировать на данную ситуацию, на вызовы. И мы видим, что в большинстве случаев эта реакция в достаточной степени адекватная, в некоторых случаях региональная власть не продемонстрировала необходимых качеств. Мы видим, что произошли определенные смены губернаторов, в том числе связанные с этим процессом. По большому счету эта ситуация, конечно, ситуация момента истины, которая требует от региональной власти очень ответственных решений и мгновенной реакции на существующие вызовы. Но она ведь общая для всей страны, более того, для всего мира. И в этом смысле нельзя сказать, что федеральная власть самоустранилась, передав всё региональной власти. Федеральная власть на федеральном уровне принимает все наиболее важные решения. Но то же самое требуется от региональной власти. Закрыться, спрятаться от этой ситуации не получится, потому что эта ситуация требует мгновенных решений.
– Федеральный центр хочет дистанцироваться от негатива карантинных запретов. Но не приведут ли острожная политика и безынициативность губернаторов к еще худшим последствиям и в итоге федеральный центр получит еще бо́льший негатив? Ведь население с каждым годом все больше приучали к мысли, что у нас только президент может решать проблемы.
– Я не считаю, что тут что-то принципиально поменялось в связи с пандемией. И в докризисный период было ровно то же самое, то есть те или иные «плохие вести» из региона, конечно, были негативными для федерального центра, поскольку действительно у нас население зачастую рассматривает именно федеральный центр ответственным за все решения. Поэтому федцентр стремился купировать данные негативные эффекты, и таким радикальным способом купирования был в том числе «хирургический» способ – замена губернатора и его команды. Мы знаем множество примеров подобного рода случаев. Очевидно, что в нынешней кризисной ситуации, вернее посткризисной стадии, ничего не изменится, то есть федеральный центр будет так же тщательно анализировать ситуацию в регионах и в случае необходимости включать стоп-кран и менять команду машинистов в этом поезде. То, что произошло уже сейчас в тех регионах, о которых шла речь, Республика Коми прежде всего, и является ярким свидетельством подобного рода аналитической работы, потому что федцентр будет ответственным за любые адекватные и неадекватные действия региональных властей.
– Могут ли взаимоотношения с бизнесом в текущей ситуации иметь какие-то политические последствия для губернаторов?
– Вне всякого сомнения, поскольку местный, региональный бизнес является важным сегментом региональной политики. И от того, каким образом выстраиваются отношения с бизнес-сообществом, зачастую зависит успешное либо неуспешное будущее губернатора и его команды. Конфликт может вызвать серьезную негативную ситуацию. Но и попытка позитивного взаимодействия и взаимопомощи в данной ситуации также будет существенно влиять на будущее губернатора. Хочу подчеркнуть, что в кризисной ситуации ответственность должна быть не только на губернаторе, но и на бизнес-сообществе. От того, как поведет себя бизнес-среда конкретного региона, насколько социальная ответственность регионального бизнеса будет не просто декларацией, а реальным делом, во многом будет зависеть и будущее региональной власти, региональных элит и то, насколько эффективно данный регион будет справляться с возникшими проблемами.