Глава Камчатки:  все нормальные губернаторы дома подкаблучники. Потому что так надоедает принимать решения на работе
10 марта 2022

Экономист Климанов: сейчас у губернаторов нет возможностей ответить на все вызовы, с которыми они сталкиваются

Введение санкций против России и уход иностранных компаний пошатнули экономику регионов. Директор Центра региональной политики РАНХиГС, экономист Владимир Климанов считает, что, как и в начале эпидемии коронавируса, федеральный центр в этих обстоятельствах передаст регионам новый пакет полномочий.

– В медиапространстве появляется критика губернаторов, которые не отказываются от расходов на якобы необязательные проекты. Наблюдатели предлагают отказаться от строительства набережных, парков и прочих затратных проектов организации городской среды и перенаправить средства на поддержку пострадавших граждан. Как вы относитесь к такой дискуссии?

– Возможности губернаторов проводить самостоятельную экономическую политику гораздо более ограничены, чем у федеральной власти. Основные статьи расходов региональных органов власти направлены на решение закрепленных за ними социальных задач. Неслучайно в консолидированных бюджетах регионов основной статьей расходов являются образование, причем в основном среднее и дошкольное, и целый ряд других социальных направлений. В этой связи, когда мы апеллируем к регионам в связи с тем, что у них слабая инвестиционная активность за счет бюджетных средств, это многим кажется оправданным, но стоит учитывать, что свободных финансовых ресурсов, которые они могут пустить на развитие, у них гораздо меньше, чем у федерального уровня власти. Это общее правило, касающееся большинства субъектов РФ, которые к тому же являются получателями дотаций из федерального бюджета и других межбюджетных трансфертов целевого характера, которые предопределяют направление и расходование средств.

Но есть субъекты Федерации, у которых есть свободные финансовые ресурсы, и для них вопрос выбора приоритетов более открыт, но за это их больше критикуют потенциальные оппоненты. В этой связи можно двояко относиться к тому, что правительство Москвы уделяет излишнее внимание вопросам благоустройства. Но в любом случае стоит помнить, что расходы бюджета – это компромисс, который достигается между разного рода политическими элитами, поскольку бюджет утверждается в форме закона и проходит согласование в исполнительных и законодательных органах власти. Поэтому я бы не стал критиковать глав регионов, если они видят направление расходования, нацеленное не только на повышение благосостояния конкретных жителей, но и на повышение качества жизни в регионе в целом, улучшение экологической ситуации, качества городской среды, свободы предпринимательства и целого ряда других вопросов, которые региональные органы власти тоже не должны оставлять без своего внимания.

– Во время эпидемии коронавируса федеральный центр наделил губернаторов новыми полномочиями. Могут ли главы регионов сейчас, в связи с санкциями и кризисом экономики, получить полномочия свободнее распоряжаться бюджетом и перераспределять его средства, например, с объектов благоустройства на поддержку малообеспеченных?

– В результате вынужденной децентрализации 2020г. региональные власти получили больше полномочий, но преимущественно совсем не по тем направлениям, которые они хотели бы получить в свое ведение. Очевидно, что ситуация 2022г. отчасти или в значительной степени будет повторять ситуацию двухлетней давности и региональные органы власти вынуждены будут решать гораздо более широкий круг вопросов, нежели тот, что был запланирован и заложен в региональные бюджеты. В то же время мы понимаем, что предложения по ослаблению требований бюджетного законодательства по отношению к федеральным и региональным органам власти уже выработаны и принимаются в форме нормативных актов. Поэтому степень свободы распоряжения бюджетными средствами у губернаторов будет выше, нежели в рамках спокойного течения обстоятельств. К тому же мы видим, что будут возможности изменения налогового законодательства, ослабление контроля в сфере госзакупок – всё это вынужденные меры, а не желаемый результат.

– Главы регионов давно открыто и кулуарно боролись за повышение своей самостоятельности. Можно за них порадоваться: кризис привел к желаемому для них результату?

– В целом позавидовать региональным органам власти в данный момент нельзя, потому что степень их финансовой самостоятельности не такая, чтобы у них были возможности решения многих вопросов, которые на них сваливаются. Кроме того, если говорить языком менеджмента, губернаторы сталкиваются с целым списком неуправляемых факторов: от них не зависят никакие решения, которые принимаются федеральным правительством и Центробанком, а также решения на глобальном уровне, которые вводятся в отношении нашей страны и негативно влияют на состояние дел в конкретном регионе. Представьте себе, что столь долго выращиваемые иностранные инвесторы в один момент закрывают свою деятельность, рынок труда окажется в очень напряженном состоянии, а благосостояние жителей регионов оказывается под вопросом. У губернаторов просто нет столько рычагов влияния, чтобы ответить на все вызовы, которые влияют на регион. Поэтому, конечно, можно говорить о том, что сваливающиеся на региональных руководителей полномочия – это благо для них, но завидовать этому точно нельзя.

Версия для печати