22 сентября 2010 | Архив

Президент: задача губернаторов – сохранить цены на социальные группы продовольствия

Дмитрий Медведев провёл совещание по финансовой устойчивости агропромышленного комплекса.

В своём вступительном слове Президент подвёл итоги того, что было сделано в последние месяцы для решения проблем, возникших в связи с аномально жарким летом. За этот период глава государства посетил несколько регионов и провёл ряд совещаний по различным аспектам преодоления последствий засухи – от уборки урожая до его переработки и ценовой политики.

Глава государства отметил, что регионам были выделены необходимые средства в виде бюджетных кредитов и субсидий, был решён вопрос о пролонгации кредитов сельхозпроизводителям и поддержке регионов в проведении озимого сева. Кроме того, Правительство приняло постановление о субсидировании железнодорожных тарифов на перевозку зерна и продуктов его переработки. Идёт работа по финансовому оздоровлению и восстановлению платёжеспособности сельхозпроизводителей в связи с задолженностями по налогам и сборам.

Президент подчеркнул, что эмбарго на экспорт зерновых культур не является единственной мерой по стабилизации ситуации на рынке и может быть отменено после окончательного подведения итогов уборочной кампании.

Д.Медведев затронул также тему цен на продовольственном рынке, отметив, что в своих поездках по регионам сам знакомился с ситуацией, посещая магазины. Цены на социальные группы товаров должны сохраняться, подчеркнул Президент.

По словам главы государства, отрегулировать, сбалансировать эти позиции – задача губернаторов вместе с бизнесом.

Дмитрий Медведев также потребовал окончательно разобраться с необоснованным повышением цен на хлеб и крупы. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров доложил главе государства, что причиной роста цен на гречневую крупу являются сговоры в оптовом звене поставок.

Глава государства также остановился на теме страхования посевных площадей и жилья в сельской местности.

Президент напомнил, что по результатам совещаний, которые прошли в Таганроге, Воронеже, Оренбурге, Саратове, Мурманске, Белгороде, были даны поручения различным ведомствам, в том числе таможенной и антимонопольной службам, а также Роспотребнадзору, и сказал, что новые поручения будут даны по итогам этого совещания.

Вступительное слово на совещании по финансовой устойчивости агропромышленного комплекса

Д.МЕДВЕДЕВ: В течение последних, наверное, почти двух месяцев из-за тяжёлых погодных условий, пожаров мы вместе занимались проблемами агропромышленного комплекса. Мы и так ими занимаемся, естественно, но занимались в таком более энергичном ключе. Я был в разных территориях: был на полях, на перерабатывающих предприятиях и в Белгороде, и в Таганроге, в Саратове, в Воронеже, в Мурманске – по сути, вся палитра наших регионов, начиная от самого севера и заканчивая югом.

На совещаниях мы рассматривали проблемы, связанные с последствиями аномальной жары, начиная, конечно, от уборки урожая до переработки и ценовой политики. Я напомню, что в этом году гибель сельхозкультур произошла на приблизительно 17 процентах от общих посевных площадей, общих, или приблизительно трети площади зерновых культур. По оценкам Правительства, пострадало 22 тысячи хозяйств. Огромное количество!

Для того чтобы с этой ситуацией справиться, мною был дан целый ряд конкретных поручений. Необходимо было создать нормальные условия для работы сельхозорганизаций, сохранить посевные площади, не допустить сокращения поголовья крупного рогатого скота. Задачи эти частично решены, частично – решаются.

Что сделано в результате на сегодняшний день? Отмечу пять позиций. Во-первых, было выделено 35 миллиардов рублей, из которых 25 миллиардов – это бюджетные кредиты и 10 миллиардов – субсидии на покрытие прямого ущерба. В регионы уже направлено около 15 миллиардов бюджетных кредитов, 20 миллиардов будут перечислены до конца октября. Регионы сами, самостоятельно нашли 10 миллиардов рублей. Сегодня я хотел бы услышать, каким образом используются эти средства. Необходимо, чтобы расходы по этим средствам были абсолютно целевыми: только на закупки кормов, семян, на минеральные удобрения, на горюче-смазочные материалы – в общем, на те цели, которые, собственно, связаны с последствиями тяжелого лета. В бюджете текущего года на эти цели заложены 1 миллиард 100 миллионов, в 2011 и 2012 годах – по 8 миллиардов ежегодно. Я рассчитываю на то, что это позволит реструктурировать около 100 миллиардов кредитной задолженности сельхозпроизводителей на засушливых территориях.

Может быть, это самая главная цель, я неоднократно к ней возвращался: нам абсолютно необходимо восстановить платёжеспособность сельхозпроизводителей. Мы долго занимались этим вопросом, потратили значительные бюджетные средства в период начала работы над национальным проектом и впоследствии – работы над государственной программой по развитию села. Я уже об этом говорил и ещё раз скажу. Мы не должны потерять то, что было сделано за последние пять лет. Это неприемлемо. Я рассчитываю на то, что финансовые институты конструктивно и оперативно подойдут к этому вопросу. Именно поэтому здесь присутствуют представители крупнейших банков, которые работают с селом.

Во-вторых, был решён вопрос по пролонгации кредитов и поддержке пострадавших регионов и проведению озимого сева в необходимые сроки. Уже перечислено приблизительно 70 процентов от годовых лимитов по госпрограмме. Это более 70 миллиардов рублей.

Ко мне обратились также аграрии с просьбой о субсидировании железнодорожного тарифа. Я давал поручение Правительству. Правительство этим занималось. В результате подписано постановление Правительства о субсидировании железнодорожного тарифа на перевозки зерна и продуктов его переработки. Уже в ближайшее время зерно с юга России и из Сибири будет доставлено в пострадавшие от засухи регионы. Хотел бы услышать, как сейчас осуществляются перевозки, что с логистикой, потому что основное, на что указывали товаропроизводители в ходе совещаний, – это то, что образовались пробки, и они по каким-то причинам не способны протолкнуть зерно, не способны либо приобрести его, либо продать. Я знаю, что Правительство следило за этими процессами. Хочу, чтобы вы мне доложили о том, что сделано.

Ну и, наконец, мы продолжаем заниматься финансовым оздоровлением сельхозпроизводителей. В программе участвуют более 6,5 тысячи предприятий с общей суммой задолженности 21 миллиард 400 миллионов рублей. Приблизительно три четверти этой задолженности – это задолженность по налогам и сборам. Нужно продолжить эту работу.

И, наконец, последнее – по эмбарго на экспорт зерновых культур. Это эмбарго было трудным решением, но необходимым, хотя эмбарго не является единственной мерой по стабилизации ситуации на рынке. Это понятно. Эта мера, и я уже об этом говорил, может быть отменена после окончательного подведения итогов уборочной кампании и вообще с пониманием того, чем мы располагаем. Жду, что Правительство об этом представит необходимые предложения.

Хотел бы отдельно обратить внимание Контрольного управления Президента на то, что все поручения, которые были даны мною по итогам сельхозсовещаний, должны быть исполнены в срок, и хочу, чтобы их держали на особом контроле.

Параллельно с совещаниями я специально следил за ситуацией на продовольственном рынке. Практически в каждом регионе я заходил в магазин и смотрел, как выглядит картинка. Где-то эта картинка, может быть, была абсолютно объективной, где-то её пытались приукрасить, но в любом случае сверхдраматических изменений никаких нет, это абсолютно очевидно. Кое-где есть рост по отдельным группам товаров. Особенно трудная ситуация сложилась с некоторыми видами круп типа гречневой. Я знаю, что у нас этими вопросами начал заниматься антимонопольный орган и другие структуры. В общем, нужно разобраться окончательно, спекулянтов наказать, но в целом ситуация достаточно сбалансированная.

Очень важно, чтобы регионы (здесь у нас присутствуют руководители ряда территорий) самым внимательным образом следили за тем, как складывается ситуация на продовольственном рынке, отслеживали её буквально в ежедневном режиме, чтобы так называемые социальные группы товаров, включая социальный хлеб, некоторые другие, сохраняли те цены, которые запланированы. Это делается разными способами: и путём предоставления скидок, и путём других дотаций. Но такие способы поддержки малоимущих слоёв населения почти везде используются. Я думаю, это правильно, тем более что (мы с вами знаем) части людей гораздо проще заплатить 20-30, а то и больше процентов от цены на премиальные сорта хлеба, чем малоимущим заплатить, может быть, на рубль – на два больше, чем это, допустим, было в предыдущем месяце. Иными словами, хлеб и многие другие виды товаров, должны быть разными: они должны быть и бюджетными, рассчитанными на малоимущие слои населения, но могут быть и другие сорта хлеба. Как отрегулировать, как сбалансировать эти позиции – это как раз задача губернаторов вместе с бизнесом.

И ещё несколько моментов. Мы с вами занимались страхованием, аграрным страхованием и не только аграрным, я проводил совещание как раз здесь, в Москве. Теперь нужно довести это дело до конца, включая вопрос расширения застрахованных посевных площадей хотя бы на 50 процентов. Делать это, конечно, нужно без принуждения, но энергично. Сейчас у нас, напомню, страхуется приблизительно 17-20 процентов. Причин много, погружаться ещё раз не буду, мы их анализировали. Но в любом случае аграриев не придётся подталкивать к страхованию, если взносы будут посильными, а гарантии страховых компаний будут выглядеть солидно. Сейчас нет ни того, ни другого. Компании должны в полной мере нести ответственность по такого рода страховым обязательствам, создавая и необходимые условия для перестрахования своих рисков по аграрным проектам, по сельскохозяйственному бизнесу, и формировать в целом то, что называется цивилизованным страховым рынком.

В этом контексте есть ещё один важный вопрос – страхование жилья в сельской местности. Мы тоже об этом с вами говорили. Я дал поручение. Такое страхование должно быть массовым. Если же говорить вообще о страховании жилья, то сейчас я жду предложений по изменению действующего гражданского законодательства в части возможного возврата конструкции обязательного страхования от пожаров. Вы знаете, мы от него отказались, исходя из того, что это не вполне, как принято считать, соответствует природе страхования как добровольного обязательства. Но тем не менее всё-таки определённые фонды необходимо создавать, и это лето нас в этом плане научило.

На всех совещаниях, где бы я ни был: и в Таганроге, и в Воронеже, и в Оренбурге, в Саратове, в Мурманске, в Белгороде, – было много вопросов к нашим службам, а именно к таможне, антимонопольной службе, Роспотребнадзору. Я хотел бы, чтобы руководители служб проинформировали меня, как исполняются те поручения, которые были даны в ходе этих совещаний.

Пресс-служба Президента России

Версия для печати
Главное