Минздрав Якутии:  с отравлением госпитализированы 20 воспитанников интерната
23 сентября 2010 | Архив

Президент: оборонно-промышленный комплекс должен стать генератором инноваций

Дмитрий Медведев провел заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Заседание, которое состоялось на Раменском приборостроительном заводе, посвящено теме инновационного развития оборонно-промышленного комплекса.

Президент отметил, что все инновационные направления, по которым работает Комиссия, являются приоритетными и для оборонно-промышленного комплекса. Разработки ОПК должны логично вписываться в контекст экономического развития страны. Для этого необходимо наладить постоянный диалог между военными и гражданскими структурами, трансферт технологий из военной сферы применения в гражданскую и наоборот.

Президент сообщил, что в ближайшее время будут согласованы и приняты ключевые для инновационного развития ОПК документы: Государственная программа вооружения и ФЦП развития ОПК на 2011-2020 годы. Президент подчеркнул, что немалые средства, выделяемые в рамках программы, должны быть использованы на конкретные цели: создание современных высокотехнологичных производств, инновационной инфраструктуры, системную модернизацию оборонной промышленности.

Президент также отметил необходимость тесной связи науки с предприятиями ОПК.

Перед началом заседания Комиссии Дмитрий Медведев ознакомился с продукцией Раменского приборостроительного завода и разработками конструкторского бюро.

Вступительное слово на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день!

У нас сегодня заседание Комиссии, которое мы заранее планировали, посвящено вопросам инновационного развития оборонно-промышленного комплекса. Тема инноваций в оборонке, с одной стороны, абсолютно органична, с другой стороны – весьма актуальна, потому что, в общем, здесь, наверное, не всё слава богу, что называется, как и в других местах. От того, насколько силён инновационный компонент в оборонном комплексе, зависит не только формирование облика Вооружённых Сил, но и развитие экономики в целом. Мы знаем, как много было сделано в прежние годы, каков потенциал инновационный оборонного комплекса был в советский период и какое он влияние оказал вообще в целом на развитие материальной базы экономики нашей страны.

Прежде чем поговорить об этой теме, я хотел бы сказать два слова в отношении того, что произошло сегодня. Хотел бы поблагодарить наше Федеральное Собрание, а также всех, кто принимал участие (членов Правительства, экспертов) в подготовке специального закона, закона об инновационном центре в Сколкове, и сопровождающих его других законодательных актов. Этот закон принят сегодня Советом Федерации и в ближайшее время пойдёт ко мне на подпись. В ходе обсуждения этого закона, надо признаться, практически все участники этого обсуждения проявили, в общем, очень редкое, но оттого приятное единодушие по поводу содержания этого нормативного акта и, естественно, важности его принятия.

Теперь возвращаюсь к основной теме. В последние годы расходы на оборонку у нас постоянно растут. Только в прошлом году предприятия отрасли получили 175 миллиардов рублей на реализацию антикризисных мер. В результате оборонно-промышленный комплекс действительно оказался одним из немногих, кто показал положительную динамику в прошлом году. Там был прирост около 9 процентов. В то же время есть очевидное слабое место – он оказался самым затратным, собственно говоря, что не удивительно. И целый ряд решений, которые недавно были приняты при моём непосредственном участии и контроле, существенно раздвигают возможности финансирования и развития оборонно-промышленного комплекса.

Хотел бы, чтобы те самые деньги, которые мы вкладываем, которые вкладывали в кризисный год до того и которые будем вкладывать сейчас, самым активным образом простимулировали в оборонном комплексе инновационную деятельность, потому как в конечном счёте, как и происходило раньше, это должно дать кумулятивный эффект.

При этом оборонно-промышленный комплекс, естественно, должен стать не только активным потребителем такого рода разработок, но и генератором инноваций, что, собственно, сегодня мне показывали здесь и что мы можем наблюдать в разных местах, к сожалению, может быть, не так активно, как нам бы этого хотелось (не везде это происходит), но тем не менее всё-таки у нас есть свои неплохие заделы. Только в этом случае мы обеспечим и конкурентоспособность в военной и технологической сферах, и модернизацию экономики, и, соответственно, должный уровень национальной безопасности в нашей стране.

Все инновационные направления, по которым наша Комиссия работает, являются приоритетными не только для гражданской сферы, но и для оборонно-промышленного комплекса. Уверен, что разработки оборонно-промышленного комплекса в области новейших медицинских, IТ-технологий, космических, ядерных исследований, естественно, даже при учёте специфики таких исследований в конечном счёте не должны замыкаться внутри отрасли, они должны быть логично вписаны в контекст развития нашей страны.

Необходимо наладить постоянный диалог между военными и гражданскими структурами и трансферт технологий из военной сферы применения в гражданскую и наоборот. На самом деле это и сейчас происходит, может быть, даже не всегда мы это ощущаем. При этом, конечно, должны соблюдаться ограничения, установленные по вопросам безопасности. Но в то же время эти исследования всё равно соприкасаются – использование технологий так называемого двойного назначения стало повсеместным. Поэтому надеюсь, что сегодня будут представлены предложения, как организовать этот процесс.

Пока же ситуация довольно плохая, довольно тяжёлая. Как я уже говорил, по целому ряду направлений российский ОПК пока не способен отреагировать на увеличение заказов или увеличение финансирования адекватным ростом выпуска высокотехнологичной продукции.

Не буду приводить примеры по разным причинам, вы сами их знаете. Но производство по таким высокотехнологичным продуктам в оборонно-промышленном комплексе, к сожалению, в основном остаётся мелкосерийным. Мы отстаём от индустриально развитых стран и в производительности труда, что неудивительно, и в организации производства, и, к сожалению, в области контроля качества, что боком вылезает при военно-техническом сотрудничестве, приходится оправдываться, вносить коррективы.

И, конечно, отстаём в умении оперативно реагировать на рыночные вызовы. Мы знаем и то, что зачастую, не везде, конечно, но до сих пор ряд российских научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро занимается оптимизацией советских разработок. Это, наверное, нужно делать, но нам нужны новые решения.

Напомню, что крупные интегрированные структуры оборонно-промышленного комплекса – это в большинстве своём государственные компании. В декабре прошлого года по итогам работы Комиссии было поручено разработать программы инновационного развития своих предприятий. Пока работа идёт очень слабо, и я жду подробного доклада по этому вопросу практически от всех компаний и хотел бы, чтобы этот доклад обобщило Контрольное управление.

В ближайшее время будут согласованы и приняты ключевые для инновационного развития оборонно-промышленного комплекса документы: это и Государственная программа вооружений, федеральная целевая программа развития ОПК на период с 2011 по 2020 год. Об этом я уже вначале сказал, и ещё раз хотел бы подчеркнуть, что весьма не малые средства, которые выделены в рамках программы, должны быть использованы на перспективные цели, в том числе на создание высокотехнологичных производств, на создание инновационной инфраструктуры и на системную глубокую модернизацию российского оборонного комплекса – без этого просто комплексу не выжить.

В стране также, на мой взгляд, отсутствует эффективная структура, которая бы занималась заказом так называемых прорывных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности, в том числе перспективных исследований, пусть даже весьма и весьма рисковых. Нужно подумать об организации такой структуры. Мы знаем, что подобная система неплохо зарекомендовала себя в Соединённых Штатах. Есть там такое известное агентство DARPA, есть аналоги соответствующих агентств в других странах. Причём, как известно, это уже такая банальность – многие разработки, от интернета до GPS, в итоге вышли на открытый рынок.

Думаю, что нам следует обсудить вопрос о создании подобной структуры в нашей стране. При этом нужно определить, что это за структура, каковы её организационные принципы, что она может привнести. Но сама по себе идея интересная. И сегодня, скажем откровенно, такой структуры у нас нет, даже несмотря на обилие различного рода агентств, ведомств, государственных компаний и так далее.

И, наконец, нужна тесная связь науки с предприятиями ОПК. Учёные должны быть в процессе, в курсе всех перспективных потребностей обороны и безопасности и с учётом этого формировать и свою тематику исследований.

Давайте начнём работать.

Пресс-служба Президента России

Версия для печати