Глава Бурятии:  компьютерные игры, социальные сети, доступность разных ресурсов с провоцирующим контентом влияют на детей
5 августа 2008 | Архив

Владимир Путин: без создания новых интеллектуальных центров мы не сможем решить комплекс задач по развитию Дальнего Востока и Сибири

Премьер-министр России провел заседание президиума Правительства.

На нем обсуждалась тема увеличения в 2009г. трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Участники президиума решили, что министерства финансов и регионального развития в ближайшем будущем рассмотрят методику распределения субсидий регионам на модернизацию дорог, строительство социально-инженерной инфраструктуры и на жилищное строительство. Общая помощь субъектам РФ по всем субсидиям вырастет в следующем году на 100 млрд. рублей и достигнет 1,2 трлн. рублей.

Владимир Путин предложил подробнее обсудить целевую программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. По словам главы правительства России, те объекты и инфраструктура, которые будут построены во Владивостоке к предстоящему саммиту АТЭС, должны в дальнейшем послужить развитию всего Дальнего Востока и Сибири.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), Вы на Кубе были. Расскажите о результатах поездки. Там, насколько я знаю, с Вами была большая группа бизнесменов. Пожалуйста.

И.И.Сечин: В соответствии с Вашим поручением об активизации работы Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с Кубой с 30 июля по 1 августа я находился в Гаване во главе делегации, в которую входили руководители ряда министерств, ведомств и российских компаний. Состоялась встреча с главой кубинского государства Раулем Кастро. Он передавал большой привет Вам. Считает, что основа российско-кубинского сотрудничества была заложена еще в 2000 году в ходе Вашего визита.

В.В.Путин: Как Фидель себя чувствует? Не говорил?

И.И.Сечин: Эти вопросы мы не обсуждали, но в ходе встречи подчеркивалось, что он с чувством благодарности вспоминает о контактах с Вами.

Кроме того, состоялись переговоры с заместителем председателя Госсовета Кубы Карлосом Лахе, с моим коллегой – сопредседателем Межправкомиссии с кубинской стороны Рикардо Кабрисасом, министром иностранных дел и другими коллегами.

Согласовали приоритетные направления сотрудничества – это энергетика, горнодобывающая промышленность, транспорт, судостроение, сельское хозяйство, туризм, здравоохранение, связь, телекоммуникации, межбанковское сотрудничество. В ходе пребывания были подписаны и конкретные соглашения о закупке кубинской стороной грузового Ту-204, авиационных двигателей. Было подписано соглашение об организации сборочного производства автомобилей КаМАЗ на Кубе и ряд других межведомственных документов.

В.В.Путин: Были и договоренности по «Ладе»?

И.И.Сечин: В составе делегации помимо представителей КаМАЗА, если говорить об автопроизводителях, находились также представители АвтоВАЗа, ЗИЛа, ГАЗа. Все проводили переговоры со своими партнерами.

Таким образом, приступили к подготовке 9-го заседания Межправкомисии.

В.В.Путин: Сколько не собиралась Межправкомиссия?

И.И.Сечин: Последнее заседание Межправкомисии было в апреле этого года. Этот визит позволил дополнительно конкретно оформить наше сотрудничество, было создано девять рабочих групп по реализации конкретных проектов. Сейчас все это систематизируем. К январю представим Вам дополнительные предложения. Совместно с кубинскими партнерами будем эту работу выполнять.

В.В.Путин: Хорошо. Будем восстанавливать позиции на Кубе и в других странах. Спасибо.

Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е.Левитину), Вы были в Бресте и Смоленске?

И.Е.Левитин: Я планирую.

В.В.Путин: По таможенному терминалу?

И.Е.Левитин: Мы хотим проверить, как реализуется Ваше указание о передаче функций таможенными органами на границе. Хотим посмотреть, какие есть вопросы, проблемы. В рамках Союзного государства намечен ряд мероприятий для того, чтобы упростить порядок проезда автомобилей российских компаний через границу в Бресте и у нас в Смоленске.

Поездка запланирована. В Смоленске состоится Форум по развитию дорожной инфраструктуры. Вместе с коллегами из Белоруссии, вместе с Министерством внутренних дел мы намерены сделать так, чтобы безопасность движения на маршруте Брест-Москва была самой высокой. Этим вопросам будет уделено внимание.

В.В.Путин: У нас должна состояться встреча с белорусским коллегой, поэтому нужно и по энергетике посмотреть, и, Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), по нашим финансовым отношениям – прорабатывается вопрос о выделении дополнительного кредита нашим коллегам. Поэтому, пожалуйста, взгляните на все эти проблемы в комплексе еще раз и доложите мне потом.

Алексей Васильевич (обращаясь к А.В.Гордееву), 2-3 августа в Днепропетровске Вы провели встречу с украинскими коллегами. Пожалуйста, расскажите нам об этом.

А.В.Гордеев: Да, Владимир Владимирович.

В соответствии с тем планом, который Вы утвердили, по приглашению моего украинского коллеги побывал в Днепропетровской области. Мы провели заседание Подкомиссии по вопросам агропромышленного комплекса. Одновременно приняли участие во всеукраинском Дне поля – это выставка-демонстрация. Также в этом мероприятии участвовала Премьер-министр Юлия Владимировна Тимошенко. С ней у нас состоялся очень обстоятельный разговор по поводу интенсификации отношений в сельском хозяйстве, агропромышленном комлексе. Рассматривались вопросы поддержки интеграционных процессов. Надо сказать, что бизнес сейчас проявляет интерес к этому, пошли взаимные инвестиции. Кроме того, есть инновационные проекты, с учетом того, что аграрная наука имеет у нас довольно большую совместную историю. Мы говорили о координации на продовольственных рынках, в частности по зерну, сахару, мясной продукции.

В целом прозвучала мысль о том, что мы подходим к взаимному пониманию совместной аграрной политики. Принимала участие и делегация из Белоруссии, которая тоже возглавлялась министром.

В.В.Путин: Алексей Васильевич, совместная аграрная политика – это что такое?

А.В.Гордеев: Имеется в виду прежде всего, чтобы не переходить к возможным торговым войнам, а такие элементы у нас наблюдаются. У нас есть экономическое пространство в рамках СНГ, мы предоставляем определенные льготы в торгово-экономическом сотрудничестве, а у нас возникают разные таможенно-тарифные режимы на внешних границах, разный уровень поддержки сельского хозяйства. Конечно, все это требует координации. Более того, мы говорили о том, что по ряду позиций мы могли бы координировать наши действия в третьих странах, продавая продукцию. В частности, по зерну звучала эта тема. Кстати говоря, на Украине зреет очень хороший урожай. Уборка там практически завершается. Объем зерна будет в полтора раза больше, чем в прошлом году – 43 млн. тонн. Эту тему мы тоже активно обсуждали. Посев зерна бурно развивается и поддерживается Правительством.

В.В.Путин: Спасибо. Если мы говорим о какой-то единой экономической политике – в отдельных отраслях либо в целом – конечно, нужно говорить и о гармонизации таможенных режимов, процедур, ставок. Без этого никакой единой политики быть не может – это совершенно очевидный факт. Поэтому нужно продолжать диалог с нашими коллегами и по этому направлению тоже.

Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), у Вас 5 августа будет трехсторонняя Комиссия по бюджету. Что Вы планируете обсудить?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, в ходе подготовки проекта бюджета на очередную трехлетку завтра состоится трехсторонняя Комиссия. Государственная Дума, Совет Федерации и Правительство будут обсуждать предложения о методиках и распределении трансфертов и субсидий по субъектам Российской Федерации, которые войдут в проект бюджета 2009-2011 годов.

Мы всегда согласовываем межбюджетные отношения в таком составе на предварительном этапе – до внесения бюджета в Думу. Это позволяет при рассмотрении закона в Думе иметь уже эти вопросы фактически в согласованном виде.

Хочу сказать, что уже в 2009 году объем трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов вырастет на 45,5 млрд. рублей. И общая его величина в следующем году достигнет 374 млрд. рублей. Это тот основной трансферт, который распределяется на поддержку дотационных или низкодоходных субъектов Российской Федерации, поскольку у нас в стране дифференциация распределения промышленности или налоговых доходов очень высока. И роль федерального бюджета – поддерживать ряд территорий.

Кроме того, будет рассмотрена также методика распределения средств, субсидий субъектам Российской Федерации на модернизацию строительства автомобильных дорог. К деньгам субъектов, которые они сами предусматривают в своих бюджетах, федеральный бюджет выделяет дополнительную сумму. В этом году она составляет 86,9 млрд. рублей, а на следующий год она вырастет на 26,3 млрд. рублей и составит около 113 млрд. рублей.

Д.Н.Козак: Что касается дотаций на выравнивание, проблем у нас никаких не возникает. Эта методика согласована в предварительном плане. Транспортную субсидию тоже согласовали, и она уже утверждена на сегодняшний день.

Остается спорным вопрос по методике выделения субсидий на строительство социально-инженерной инфраструктуры, а также жилищное строительство. Это мы будем завтра обсуждать.

А.Л.Кудрин: С одним уточнением – что завтра предложения Правительства, согласованные между нами, я предложил бы также согласовывать с Думой и с Советом Федерации. Завтра согласуем, и она, можно сказать, будет окончательно готова.

А если взять субсидии субъектам по другим направлениям – комплекс дорог, здравоохранение, образование, сельское хозяйство и другим – общая помощь субъектам Российской Федерации по всем субсидиям вырастет в следующем году на 100 млрд. рублей и достигнет 1,2 трлн. рублей. Эта та помощь, которую федеральный бюджет по всем направлениям выдает субъектам на исполнение полномочий субъектов Российской Федерации.

В.В.Путин: На сколько это больше, чем в прошлом году?

А.Л.Кудрин: На 100 млрд. рублей больше. Сюда, в том числе, включаются и субсидии на выполнение делегированных федеральных полномочий. Собственно, все эти деньги попадают в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В.В.Путин: Алексей Леонидович, я поручил руководителю Федеральной антимонопольной службы к середине сентября подготовить пакет законопроектов по совершенствованию антимонопольного законодательства с тем, чтобы исключить какую бы то ни было возможность картельного сговора, чтобы создать прозрачные и ясные, одинаково всеми понимаемые правила конкуренции на рынке. Создать такой цивилизованный, нормальный рынок. Не все еще здесь у нас получилось. Поэтому прошу Вас уже не как Министра финансов, а как вице-премьера взять под контроль эту работу. Я понимаю, что сейчас много работы с бюджетом, но это – важное направление нашей деятельности. Пожалуйста, проконтролируйте, чтобы это было подготовлено в срок.

У нас в первом полугодии закончилась работа по родовым сертификатам. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), как прошла эта работа?

Т.А.Голикова: Мы подвели итоги работы за первое полугодие. Всего на цели программы по родовым сертификатам направлено 6,5 млрд. рублей. За первое полугодие 2008 года у нас родилось 754,3 тыс. детей, именно относящихся к программе родовых сертификатов.

Если говорить о сравнении с прошлым годом, то это на 10,2% больше, чем в прошлом году. Это составляет 93% всех родившихся.

Пока официальных данных нет, но ожидаемая оценка за первое полугодие по количеству всех родившихся составляет 801 тысячу детей. Это тоже на 7,8% больше, чем в 2007 году за аналогичный период.

В.В.Путин: То есть темпы повышения рождаемости сохраняются?

Т.А.Голикова: При этом надо еще учитывать, что программа родовых сертификатов позволила поднять в несколько раз заработную плату медицинских работников, которые работают в этой сфере. И если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, когда средняя заработная плата составляла 8,9 тыс. рублей, то к концу первого полугодия 2008 года – это уже 11,2 тыс. рублей. Хотя уровень не очень высокий, но прирост год к году достаточно существенный.

Здесь же следует отметить то, что у нас растет количество вторых и последующих рождений. Если сравнивать с уровнем 2006 года, когда количество таких рождений составляло 39,1%, то в этом году этот показатель поднялся до 44,2%. Абсолютными лидерами являются Сибирский округ – рост на 7,2%, и Дальневосточный, где рост составил 6,5%.

И, наверное, в качестве интересного сюжета следует отметить, что увеличилось рождение двойней, тройней. Понятно, что это связано с физиологией, но, тем не менее, факт имеет место быть.

В.В.Путин: Это говорит о том, что в этой части наши усилия дали положительные результаты. Значит, решения были правильными, и надо наращивать усилия в этом направлении. Это касается и финансирования, и своевременного исполнения серии программ, которые намечены в этой сфере.

Давайте поговорим о повестке заседания Президиума в целом.

Татьяна Алексеевна упомянула о Дальнем Востоке, о Сибири. Это особенно приятно, потому что мы знаем, что демографическая ситуация там не самая лучшая. С этого и начнем.

Мы сегодня должны будем остановиться на целом ряде вопросов. Здесь и вопросы, связанные с международной деятельностью, и вопросы безопасности. Мы должны рассмотреть их и обеспечить исполнение соответствующих программ.

Я начну свои комментарии с целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Главным образом, изменения в эту программу – а мы сегодня должны будем говорить об изменениях, которые мы собираемся внести в эту федеральную программу – связаны с проведением форума АТЭС во Владивостоке и созданием Дальневосточного федерального университета. Причем, как вы помните, мы планируем создать новый научный образовательный, исследовательский центр именно на базе того комплекса, который и будет создаваться к саммиту АТЭС.

Именно поэтому два таких крупных проекта мы должны будем реализовывать практически одновременно. При этом нужно максимально эффективно использовать инфраструктуру, создаваемую к саммиту, для дальнейшего развития университета и всего региона. Именно всего региона – потому что без создания новых интеллектуальных современных и мощных центров мы, конечно, не сможем решить все задачи, весь комплекс задач по развитию Дальнего Востока и Сибири.

Общий объем бюджетных средств, дополнительно выделяемых на реализацию программы – хочу это подчеркнуть, дополнительно, – составит более 100 млрд. рублей. Только в строительство объектов самого университета до 2011 года должно быть вложено более 40 млрд. рублей. А всего в эту программу – свыше 200 млрд. рублей. 203 млрд., если быть более точным.

Должен быть создан действительно новый университет, объединяющий и науку и образование. Предполагается строительство нескольких исследовательских центров, современного кампуса для студентов и преподавателей. Это новый интеллектуальный центр, который должен быть интеллектуальной доминантой не только для Сибири и Дальнего Востока, но и для всего региона. Это не простая, но вполне посильная задача.

Разумеется, без создания необходимой материально-технической базы этот проект реализован быть не может. Поэтому на первом этапе мы, конечно, должны будем уделить внимание этой составляющей. Хотя параллельно – и мы обсуждали это совсем недавно в закрытом режиме – нужно уже думать над программами развития существующего университета с тем, чтобы он, по мере ввода в действие новых объектов, был наполнен соответствующим интеллектуальным содержанием, соответствующими программами и обучения, и исследований.

Поговорим сегодня также о развитии транспорта, применительно к авиации. Интенсивность авиаперевозок, в том числе, транзитных, пассажирских, грузовых, конечно, будет только нарастать. Поэтому нам нужна эффективная и надежная, что самое главное для обеспечения безопасности, система организации воздушного движения. На ее модернизацию направлена соответствующая целевая программа, рассчитанная до 2015 года, с общим финансированием в 82 млрд. рублей. В результате должна быть создана новая система навигационного обслуживания, повышена пропускная способность российских аэропортов и воздушных коридоров.

В сфере нашего внимания постоянно находятся и другие вопросы, в том числе связанные с укреплением безопасности. Нам предстоит рассмотреть новую Федеральную целевую программу «Антитеррор». Предыдущая программа закончилась в 2007 году.

Мы уже многое сделали для выстраивания целостной, многоуровневой системы противодействия терроризму. Серьезные удары нанесены по террористическому подполью и по главарям.

Однако нужно отдавать себе отчет в том, что угроза еще сохраняется. Она очень серьезная. Приоритет в этой работе один – повышение безопасности государства, общества, каждого гражданина. Любые действия террористов должны жестко пресекаться и впредь.

Но для этого, так же как и в других сферах и областях, нужно укреплять ту же самую материальную и техническую базу антитеррористических правоохранительных органов. Серьезной упор в связи с этим будет сделан на профилактику и предотвращение преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом. Не буду называть окончательных цифр – речь идет о десятках миллиардов рублей дополнительно. Они будут выделены на эту программу.

Также рассмотрим ряд международных соглашений, которые должны быть представлены на подпись Президенту.

Спасибо. Давайте начнем работу.

Интернет – портал Правительства РФ

Версия для печати
Главное
Политологи Иванов, Давыдов и Марков обсудили с «Клубом Регионов» особенности назначения мэров
Вопрос о возвращении прямых выборов мэра до сих пор поднимают на региональных уровнях. Недавно свое мнение по этому вопросу выразил губернатор Архангельской области Игорь Орлов – возвращать старую модель выборов он не собирается, потому что, по его словам, новая, действующая с 2015г., система хорошо себя зарекомендовала. Политические эксперты также поддерживают действующую систему. «Мера вполне эффективна, особенно в условиях глобального кадрового дефицита», – считает политолог Леонид Давыдов. Его коллега Сергей Марков напомнил, что раньше на выборах власть в городах «захватывали олигархические группировки». А политолог Виталий Иванов убежден, что мэр должен напрямую подчиняться и назначаться губернатором, потому что «независимый от губернатора мэр – это абсолютное зло».
Эксперты: основная интрига выборов губернатора Владимирской области – одобрит Кремль кандидатуру Орловой или нет
Трех кандидатов для участия в выборах губернатора Владимирской области рассматривают в КПРФ. В ЛДПР также заявили, что примут участие в выборах главы региона. По мнению экспертов, среди местных оппозиционных политиков никто не сможет составить конкуренцию действующему губернатору Светлане Орловой, если она пойдет на новый срок. В то же время они не исключают конкуренцию за право стать кандидатом в губернаторы внутри «Единой России». Наблюдатели также говорят о возможности смены Орловой на нового врио губернатора. Среди потенциальных сменщиков называют сенатора Антона Белякова. Политолог Евгений Полковников считает, что губернаторское будущее Орловой на 80% зависит от итогов выборов президента России.
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».