«Операция по принуждению Грузии к миру будет продолжена, а виновные будут наказаны»
Россия руководствуется только одним – задачей незамедлительного прекращения насилия в Южной Осетии, защиты мирного населения, среди которого большинство – российские граждане, и скорейшего восстановления мира.
Принципиальные оценки ситуации в Южной Осетии Дмитрий Медведев изложил в телефонном разговоре с президентом США Джорджем Бушем.
Было подчеркнуто, что грузинской стороной совершена агрессивная акция против мирных жителей и российских миротворцев. Результатом спланированных и осуществленных грузинским руководством варварских действий стали многочисленные – счет идет на тысячи – человеческие жертвы, десятки тысяч беженцев, массовые разрушения и, по сути дела, попрание права на жизнь целого народа.
Россия в этих условиях руководствуется только одним – задачей незамедлительного прекращения насилия, защиты мирного населения, среди которого большинство – российские граждане, и скорейшего восстановления мира. Действуя в рамках своей миротворческой миссии и в соответствии с выданным международным сообществом мандатом, Россия решает задачу по понуждению грузинской стороны к миру, защищает жизнь и достоинство своих граждан, как этого требует Конституция, законы Российской Федерации, правовые нормы любой цивилизованной страны.
Президент России особо отметил, что единственным выходом из инициированного грузинским руководством трагического кризиса является вывод Тбилиси своих вооруженных формирований из зоны конфликта, возвращение на путь мирных договоренностей, и прежде всего – подписание юридически обязывающего соглашения о неприменении силы. Была выражена надежда, что США и другие страны, демонстрирующие заинтересованность в установлении стабильности и безопасности на Кавказе, будут действовать именно в этом русле.
Начало рабочей встречи с Председателем Правительства Владимиром ПутинымДмитрий Медведев: Владимир Владимирович, мы с Вами договаривались, что Правительство будет заниматься решением проблем, связанных с преодолением последствий агрессии Грузии против Южной Осетии.
Вы только что вернулись из Северной Осетии. Хотел узнать, каково Ваше впечатление о состоянии дел там, о присутствии беженцев, о тех проблемах, которые сегодня существуют в связи с этой трагедией.
Владимир Путин: Я готов подробно рассказать о том, что сделано для обеспечения приема беженцев, для нормального функционирования Республики Северная Осетия-Алания.
Но прежде всего хотел бы поделиться своими впечатлениями от встречи с беженцами. Должен честно сказать: очень тяжелые чувства. Во-первых, люди оказались в непростой жизненной ситуации. Это, в основном, женщины, люди пожилого возраста, дети. Насмотрелись они трагедий немало, сейчас им непросто. Но что обращает на себя особое внимание: то, что они рассказывали, эти эпизоды, о которых они рассказали мне, это уже выходит далеко за рамки понимания ведения боевых действий. На мой взгляд, это уже элементы какого-то геноцида против осетинского народа.
И, я думаю, будет правильно, Дмитрий Анатольевич, если Вы дадите указание военной прокуратуре документировать проявления подобного рода, тем более что основное население Южной Осетии – это граждане Российской Федерации. И то, что я сегодня услышал от беженцев – это, конечно, явные преступления против гражданского, мирного населения.
Повторяю, было бы правильно, если бы военная прокуратура получила соответствующее указание от Президента.
Дмитрий Медведев: Я, естественно, дам такое указание. Потому что прокуратура должна разобраться со всеми этими случаями. Речь идет о судьбе наших граждан, и мы все за них в ответе. Соответственно, все те преступления, которые там совершены, должны быть самым тщательным образом задокументированы и впоследствии должны быть подвергнуты самому тщательному анализу вплоть до наступления уголовной ответственности конкретных лиц, их совершивших.
Владимир Путин: Дмитрий Анатольевич, что касается всех компонентов гуманитарного характера, то я посмотрел на месте, как работает МЧС, как работают республиканские службы. Должен сказать, что развернут уже госпиталь. Он не только развернут, но и приступил к практической работе. Там уже работают хирурги, работают врачи по оказанию прямой медицинской помощи, в том числе проводят операции прямо там, на месте.
Второй госпиталь готов к развертыванию на территории Южной Осетии, и это будет сделано сразу же, как только позволит обстановка, для оказания помощи гражданскому населению и военнослужащим, которые принимают участие в этих боевых действиях.
Но что особенно беспокоит сегодня – это то же положение гражданского населения, которое находится сегодня в очень сложной ситуации в Цхинвали, в Южной Осетии в целом и в Цхинвали особенно. Потому что люди находятся в подвальных помещениях. И вот только что, буквально несколько часов назад, мы связывались и с Южной Осетией – люди не могут выйти по несколько суток уже. Без воды сидят. Там просто нет даже водоснабжения. Там был один источник питьевой воды, но и тот сейчас пришел в нерабочее состояние. Приходится воду доставлять на бронетехнике.
И это ситуация, которую Вы характеризовали совершенно правильно, я готов подтвердить: это то, что называется гуманитарной катастрофой. В прямом смысле этого слова.
Тем не менее, мы будем готовы к масштабной помощи, повторяю, как только будут созданы необходимые условия. Уже переброшено несколько тонн медикаментов. Готовы доставить туда необходимое количество и в большем объеме – если это потребуется.
Люди, беженцы размещены, как правило, у своих родственников. Часть из них компактно размещена в бывших пионерских лагерях, в санаториях, в школах.
Кстати сказать, это тоже одна из проблем для Северной Осетии, потому что школьные помещения должны быть использованы по назначению. И начиная с 1 сентября, которое не за горами, должен начаться учебный год. На республику возложена дополнительная нагрузка, и в этой связи Правительство приняло решение, как мы и договаривались, выделить дополнительные средства республике Северная Осетия-Алания, в том числе для решения проблем беженцев, в общем объеме свыше 500 миллионов рублей. Я об этом тоже на совещании с руководителями республики сказал.
Что же касается Южной Осетии, то, конечно, жилому фонду Цхинвали, приграничных населенных пунктов, мягко говоря, «нанесен ущерб»: там практически все уничтожено.
Поэтому нужно будет помочь людям вернуться к своим родным очагам, нужно будет помочь им восстановить свои дома, квартиры. Как мы с Вами и договаривались, Правительство проработало соответствующую программу. Мы сейчас должны понять масштаб разрушений, хотя уже ясно, что он колоссальный, но на первом этапе считаю возможным, и это мы проработали с Министерством финансов, выделить для этих нужд не менее 10 миллиардов рублей.
Если потребуется, мы готовы эту сумму увеличить, но это можно будет сделать в результате серьезного анализа реальной ситуации, которая сложится на момент восстановления.
Дмитрий Медведев: Давайте примем все необходимые решения для этого.
Начало рабочей встречи с председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ Александром БастрыкинымДмитрий Медведев: Грузия подвергла Южную Осетию очень жесткой, циничной агрессии. Погибли люди. Наши граждане: и жители Южной Осетии, и миротворцы.
Те формы, в которых проходили действия грузинской стороны, иначе как геноцидом назвать нельзя, потому что они приобрели массовый характер и были направлены против отдельных людей, гражданского населения, миротворцев, которые выполняли свои функции по поддержанию мира. При этом те данные, которые мы получаем, свидетельствуют о том, что были совершены тягчайшие преступления: людей убивали, жгли, давили танками, резали горла.
Я считаю, что мы должны предпринять все усилия для того, чтобы собрать и задокументировать доказательства этих преступлений с тем, чтобы впоследствии у нас была необходимая база и для уголовного преследования лиц, виновных в совершении этих преступлений, и для международной оценки этих действий. При этом естественно, что операция по принуждению Грузии к миру, будет продолжена, а виновные будут наказаны.
Я просил бы, чтобы Вы сообщили мне, что сейчас уже делается, и доложили, какие есть предложения по сбору и обобщению доказательств, связанных с совершением этих преступлений.
Александр Бастрыкин: Дмитрий Анатольевич, у нас передовая группа военного следственного управления уже работает в Южной Осетии. Мы начали сбор доказательств и закрепления следов преступления грузинских военных. Осматриваются трупы убитых, ведутся допросы беженцев, раненых. Мы начали производство следственно-медицинских экспертиз. Эта группировка Следственного комитета будет наращиваться.
Сегодня я отправляю большую группу следственных работников-криминалистов во Владикавказ. Это порядка 150 квалифицированных работников, которые уже начали работу по принятию заявлений от беженцев из Южной Осетии. Начались допросы потерпевших. Началась фиксация документально и на видеосъемку тех последствий, тех преступных деяний, о которых Вы сказали. Мы сделаем все необходимое, чтобы в установленном законом порядке, в соответствии с действующим законодательством в полном объеме и в полной мере закрепить преступные деяния грузинской стороны, грузинских военнослужащих с тем, чтобы, как Вы сказали, у нас была полная, объективная доказательная база – основа для будущего уголовного преследования виновных по закону.
Дмитрий Медведев: Когда соберете необходимое количество доказательств, когда будет проведен первый этап, доложите мне об том отдельно.
Александр Бастрыкин: Я вылетаю завтра во главе с нашим начальником управления. МЧС дает нам специальный борт, поэтому мы приступаем к работе немедленно, завтра, в полном объеме.
Дмитрий Медведев: Хорошо.
Пресс-служба Президента России