Минздрав Якутии:  с отравлением госпитализированы 20 воспитанников интерната
1 сентября 2011 | Архив

Президент: губернаторы должны обеспечить кадровый резерв для системы образования

Под председательством Дмитрия Медведева состоялось заседание комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвящённое вопросам развития школьного образования.

Обсуждалась реализация инициативы «Наша новая школа», совершенствование системы ЕГЭ, вопросы финансирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, готовность школ к учебному году.

По итогам совещания глава государства сформулировал ряд поручений Правительству. Среди них – разработка единых критериев государственной аккредитации программ вне зависимости от типа образовательного учреждения, обеспечение учёта достижений ученика за весь период обучения, создание условий для стажировок педагогов, формирование кадрового резерва руководителей образовательной сферы во всех регионах: «По кадровому резерву; то, что я сказал, обращаясь к губернаторам. Хочу, чтобы подобное поручение также вошло в итоги нашей сегодняшней работы, с тем чтобы Министерство образования и региональные руководители обеспечили формирование в своих регионах, в субъектах Федерации кадровый резерв руководителей системы общего образования, в том числе руководителей общеобразовательных учреждений, чтобы лихорадочно не искать тех, кто может стать директором школы или завучем, чтобы был соответствующий резерв».

* * *

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

Завтра начало нового учебного года. Поэтому сегодняшнее заседание Комиссии по национальным проектам посвящено развитию образования. Прежде всего, конечно, оно посвящено инициативе «Наша новая школа», которая была сформулирована мною некоторое время назад.

В этом году в первый класс отправляют своих детей около полутора миллиона семей. Все первоклассники начнут обучение по новым образовательным стандартам. В стране у нас 47 тысяч школ, их количество несколько сократилось против дореформенной цифры, но все они должны быть полностью готовы к новому учебному году. Хотел бы, чтобы в докладе прозвучала информация, как у нас дела, что сделано, есть ли какие-то проблемы. (Обращаясь к А.Фурсенко.) Андрей Александрович, хотел бы, чтобы Вы об этом прямо сказали.

Школы должны отвечать всем современным требованиям по безопасности, медицинскому обслуживанию, питанию и, конечно, современным требованиям по организации основного учебного процесса.

Прежде чем мы перейдём к основной теме, несколько слов о том, как реализуется работа над национальными проектами. По сути, уже прошло пять лет с момента начала этой работы. Думаю, что даже самые серьёзные критики действующей власти понимают, что в результате этих национальных проектов нам удалось сделать достаточно серьёзные шаги по всем приоритетным направлениям. Не видеть этого невозможно. И во многих случаях это пример для эффективной работы в соответствующих отраслях.

И конечно, самое главное, что нас радует, – это повышение социальных стандартов и повышение подходов к статусу соответствующих проектов, а стало быть, и повышение качества жизни. В частности, если говорить о здравоохранении, нам удалось повысить не только качество услуг, но и добиться роста рождаемости и продолжительности жизни наших граждан. И это объективный факт, что бы там ни говорили на эту тему.

Несмотря на то, что больше половины наших граждан (это статистика) отмечают улучшение ситуации в тех сферах, на которые распространяются национальные проекты, тем не менее, как мы все с вами прекрасно понимаем, существуют очень серьёзные проблемы в обеспечении жильём, в отечественной медицине, в образовании. И для нас мнение наших граждан как раз и должно быть решающим критерием успешности нашей работы, поэтому предстоит сделать ещё очень и очень многое.

Отмечу, что в прошлом году так и не удалось достичь ряда плановых показателей: тяжёлыми последствиями и для урожая, и, конечно, для здоровья людей обернулись жара, засуха. И конечно, кризис, который начался в 2008 году, продолжался в 2009-м, да и в 2010 году были его последствия, до сих пор сказывается на темпах строительства жилья. Отстаём мы от планов возведения высокотехнологичных медицинских и перинатальных центров.

Кстати, одно замечание хотел бы сделать. Именно в рамках национального проекта была реализована идея обеспечения граждан высокотехнологичной медицинской помощью. В настоящее время с реализацией квот в целом ряде регионов много проблем. Я посмотрел, это сейчас активно обсуждается людьми, они пишут об этом, в том числе ко мне обращаются. Хочу, чтобы вы навели порядок в этой сфере, выделенные квоты должны быть полностью обеспечены деньгами. Минфин, надеюсь, это слышит. Мы не можем давать обещания и не платить по ним.(Обращаясь к А.Жукову.) Александр Дмитриевич, я Вам уже говорил об этом: наведите порядок в кратчайшие сроки. Конечно, могут быть и объективные факторы, которые связаны с теми или иными событиями, но если отставание по целому направлению или по целому ряду направлений систематическое – с этим нужно всерьёз разбираться и делать соответствующие выводы, вплоть до кадровых. Обращаю на это также внимание руководства Правительства.

Теперь по национальному проекту «Образование». Я напомню, что в 2006-2010 годах на этот национальный проект из бюджетов всех уровней было выделено более 280 миллиардов рублей (это большая цифра), что, конечно, дало возможность обновить учебную и материально-техническую базу школ где-то серьёзно, где-то, к сожалению, не так, как мы бы хотели, но тем не менее обновление коснулось практически всех школ. Удалось обеспечить их и компьютерами, и доступом в интернет, и, самое главное, поддержать наиболее талантливых учителей и привлечь в школу, о чём мы неоднократно говорили, молодых специалистов.

В целом благодаря национальному проекту появился неплохой задел для создания современной школы, которая отвечает требованиям инновационного развития. Главный акцент был сделан на обновление содержания и качества образования. Этому направлению уделялось внимание и в прошлом году, когда мы только начали заниматься инициативой «Наша новая школа». На её реализацию в 2010 году было выделено 210 миллиардов рублей, включая 40 миллиардов из федерального бюджета.

Хотел бы отметить, что подготовлен переход на новые стандарты начальной школы, как было сказано уже, для первоклассников, а также для части пятиклассников. Теперь нужно продолжить работу над стандартами для среднего общего образования.

Повышение квалификации прошли 110 тысяч учителей. Почти в половине регионов (в 44, если говорить точно) заработали программы для одарённых детей. Больше внимания стало уделяться дистанционному и инклюзивному образованию.

Кроме того, был подготовлен и весьма широко обсуждался закон об образовании, его проект. По моему поручению итоги этого публичного обсуждения должны быть ещё раз обобщены, учтены, а сам законопроект окончательно доработан.

В этом году мы приступили ко второму этапу реализации национальной инициативы, программе модернизации региональных систем образования, и на ближайшие три года без учёта текущего содержания школ запланировано выделить регионам около 120 миллиардов рублей федеральных субсидий. Это немалые средства, и надо сделать всё, чтобы они тратились максимально эффективно: на самые неотложные, на самые ключевые меры. Я их назову.

Первое. Это создание условий для получения всеми детьми качественного образования. Современные знания должны давать все школы независимо от их вида, а работа любой из них должна оцениваться, естественно, по конкретным результатам, по качеству программ, по их сложности. Эта работа должна, естественно, опираться на существующие в нашей стране лучшие практики, которые были в том числе разработаны в ходе реализации национального проекта и отдельных региональных программ. Из этого же критерия нужно исходить при решении вопросов финансирования и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Кроме того, необходимо сформировать механизм, который позволит учитывать достижения ученика, которые он накопил не только в старших классах, как это было у нас традиционно, но и на второй ступени образования, имеется в виду с пятого по девятый классы. Это в лучшей степени должно мотивировать учащихся к учёбе в течение всех школьных лет, а не только перед непосредственной сдачей единого госэкзамена.

Многое предстоит сделать и в плане совершенствования системы единого госэкзамена. По итогам августовского педсовета в Майкопе, когда я встречался с учителями Адыгеи, я дал соответствующие поручения, включая поручение провести и учесть результаты общественного обсуждения по этой теме. При этом хотел бы, конечно, повторить: при всех существующих сегодня проблемах и издержках единый госэкзамен всё-таки расширяет доступность высшего образования и должен оставаться основным способом проверки качества образования – основным, но, как я неоднократно говорил, не единственным.

Наконец, считаю правильным привлекать к преподаванию в старших классах аспирантов, молодых специалистов для участия в профильной подготовке учеников по соответствующим специальностям. Одно из основных условий обновления школы – это качество работы и обновление учительского корпуса. Вкладывая большие ресурсы в образование, мы, конечно, вправе ожидать и соответствующей отдачи. Новые меры по повышению социального статуса учителей, зарплаты педагогов призваны мотивировать их к высокому качеству работы, освоению, естественно, новых педагогических технологий, просто к творческому труду.

На августовском педсовете мы обсуждали и эти вопросы. Я хотел бы, чтобы и здесь коллеги высказались на эту тему, прежде всего по поводу того, насколько всё-таки эти факторы учитываются при повышении зарплаты учителям в настоящий момент.

Современным требованиям должна отвечать и система педагогического образования. Нам предстоит серьёзно модернизировать сеть педагогических вузов. Собственно, эта работа уже началась ещё несколько лет назад, я в Правительстве этим тоже занимался. И мы должны привлечь самых квалифицированных специалистов для модернизации сети педагогических университетов. Учителя должны иметь возможность повышать свою квалификацию по новым, в том числе так называемым индивидуальным моделям, а также стажироваться в ведущих российских и иностранных центрах.

Особого внимания также требует вопрос подготовки менеджеров, то есть директоров и руководящего состава школ. Наиболее перспективных из них надо включать в кадровый резерв руководителей системы образования. Кстати, хорошо бы, чтобы такой кадровый резерв был в каждом регионе. Подумайте над этим.

Наконец, важнейшее направление работы – это модернизация школьной инфраструктуры. Эта тема остаётся, может быть, одной из самых сложных, потому что инфраструктура запущена, школ у нас очень много, и они находятся в очень разных регионах. Тем не менее активное внедрение новых стандартов проектирования школ и оснащения учебных классов, медицинских пунктов, пищеблоков, спортивной базы остаётся насущной задачей.

Отмечу, что в первый год реализации нашей национальной инициативы приблизительно в 13 процентах школ был сделан капитальный ремонт. В общем, если мы темпы будем наращивать, то это приемлемо. Увеличилось и число школ, которые имеют свои спортивные залы. Проведён был конкурс на лучший проект школьного здания, было всего 62 проекта, победили – 20. Интересно было бы узнать, где эти проекты внедряются, сделали хоть одну школу по такому проекту или нет.

И, наконец, завершая своё вступительное слово, хотел бы сказать следующее. Может быть, главное требование к современной школе заключается в умении выявить и развить способности детей. Эти способности должны быть, естественно, конвертированы впоследствии в жизненные успехи. От этого зависит и, в конечном счёте, наша конкурентоспособность, наша возможность решать насущные проблемы экономического и социального развития нашего государства и в масштабах всей страны, и, естественно, в отдельных регионах.

Давайте перейдём к работе.

<...>

Д.МЕДВЕДЕВ: В рамках того, что мы сегодня с вами обсуждали, как я уже сказал, даю поручение Правительству Российской Федерации обеспечить обязательный учёт различных достижений учащихся в период обучения и при итоговой аттестации. Чтобы всё, что делает ученик в первые годы обучения, с пятого по девятый классы, входило в конечном итоге в его образование и учитывалось при итоговой аттестации.

Также поручаю подготовить изменения в законодательство, которые должны определить единые подходы и критерии государственной аккредитации программ независимо от вида общеобразовательного учреждения. И то, и другое – к 1 февраля следующего года.

Необходимо, как я и сказал, подтягивать аспирантов, молодых специалистов к преподаванию профильных предметов, бизнес ещё предложили подтягивать. Это всё неплохо. Есть тоже такое поручение Правительству.

По стажировкам. Надо разработать меры по проведению такого рода стажировок [преподавателей] в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах (здесь срок чуть более длинный, в течение года нужно будет сделать) и, соответственно, заняться привлечением специалистов к педагогическому образованию, высококвалифицированных специалистов, и иностранных, и наших, что тоже имеет значение.

И, наконец, по кадровому резерву; то, что я сказал, обращаясь к губернаторам. Хочу, чтобы подобное поручение также вошло в итоги нашей сегодняшней работы, с тем чтобы Министерство образования и региональные руководители обеспечили формирование в своих регионах, в субъектах Федерации кадровый резерв руководителей системы общего образования, в том числе руководителей общеобразовательных учреждений, чтобы лихорадочно не искать тех, кто может стать директором школы или завучем, чтобы был соответствующий резерв.

Всё остальное из того, что обсуждалось, также войдёт в набор поручений по итогам нашей сегодняшней работы. Желаю всем хорошего старта нового учебного года.

Официальный сайт Президента России

Версия для печати