Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
24 сентября 2008 | Архив

Владимир Путин: мобильность населения – это перемещение трудовой силы по стране

Председатель Правительства РФ провел встречу с депутатами фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе.

Стенограмма:

Владимир Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Как мы и договаривались, продолжаем серию консультаций с фракциями Государственной Думы. И это – хорошая возможность обменяться мнениями по самому широкому кругу законотворческой работы. Прежде всего, хотел бы поблагодарить фракцию «Справедливая Россия» за поддержку действий Президента Российской Федерации, исполнительной власти в период трагических событий на Кавказе. Хочу подчеркнуть, что такое единение политических сил даже с разными взглядами по различным проблемам внутриполитической жизни позволяет консолидировано отстаивать интересы России и ее граждан.

«Справедливая Россия» уделяет большое внимание социальным вопросам, в том числе и жилищному. Хотел бы сказать об этом несколько слов. Вы знаете о наших планах значительно увеличить объемы жилищного строительства – до 100 млн. квадратных метров в год и более. В прошлом году был введен 61 млн. квадратных метров жилья, рост составил 21%. В 2008 году также сохраняются положительные темпы роста, это примерно 5,2%.

Безусловно, последние события на финансовых мировых рынках не могут не отразиться на жилищном секторе. В частности, многие банки уже объявили об увеличении процентных ставок по ипотечным кредитам. Вместе с тем, вы знаете и о решениях Правительства в этой сфере, о помощи со стороны Правительства, которая будет оказана Агентству по ипотечному жилищному кредитованию. Мы договорились о том, что дополнительно в уставной капитал этого учреждения направят 60 млрд. рублей.

Убежден, что текущие проблемы не могут нас отвлекать и от решения стратегической задачи – запуска механизма строительства по-настоящему массового современного и комфортного жилья. Уже принято решение о формировании Фонда содействия жилищному строительству, в ближайшие месяцы начнется его фактическая работа.

С жилищным вопросом тесно связана и другая, без преувеличения, центральная проблема современной России. Имею в виду демографию – укрепление семьи, повышение рождаемости. В последние два года мы наблюдаем очень неплохую динамику в этой сфере. В 2007 году число родившихся превысило 1,6 млн. человек. Это хороший прирост. Да и в текущем году мы имеем прирост на 8,3%, в целом удовлетворительно.

Это, конечно, в том числе, результат принятых в последние годы специальных мер – внедрения родового сертификата, материнского капитала, повышения пособий семьям с детьми. То есть программы, в создание которой внесли свой вклад и депутаты, входящие сегодня во фракцию «Справедливая Россия».

Я хотел бы всех, кто принимал в этом участие, поблагодарить. Несмотря на скептиков в начале движения по этому пути, все-таки результат есть, и он – положительный.

Теперь перед нами стоят новые задачи. Необходимо развивать детское здравоохранение и дошкольное воспитание. Рождаемость увеличилась – стало не хватать детских садов. Необходимо внедрять новые, более высокие стандарты производства продуктов питания, думать о том, как защитить подрастающее поколение от курения, алкоголизма, наркотиков.

Представитель «Справедливой России» Елена Борисовна Мизулина в Госдуме возглавляет профильный Комитет по вопросам семьи, женщин и детей. Хотелось бы, чтобы возросла и его роль в решении всех перечисленных задач. Естественно, это нужно делать в диалоге с соответствующим министерством – Минздравсоцразвития, с другими нашими социальными ведомствами, поддерживать и продвигать инициативы, которые сводятся не просто к раздаче бюджетных денег, но и внедряют новые принципы социальной работы, реально повышают мотивацию граждан к здоровому образу жизни. Не сомневаюсь, что такие идеи имеются, и готов буду сегодня их обсудить.

В заключение несколько слов о бюджетном процессе. В прошлую пятницу – 19 сентября – проект бюджета на 2009-2011 годы был принят Думой в первом чтении. Как известно, депутаты вашей фракции его не поддержали. Вы изложили свою позицию, свои замечания к проекту бюджета. Готов сегодня поговорить на этот счет более предметно.

Хочу еще раз подчеркнуть, что Правительство готово к дальнейшему конструктивному диалогу при работе над бюджетным законопроектом со всеми депутатами Государственной Думы. Надеюсь, что мы будем сближать наши позиции.

Большое спасибо за внимание. Пожалуйста, уважаемые коллеги. Пожалуйста, Николай Владимирович (обращаясь к Н.В.Левичеву).

Николай Левичев: Уважаемый Владимир Владимирович, прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за выполнение данного в мае обещания встретиться с депутатами фракции, отдавшей голоса в поддержку Вашей кандидатуры на пост Председателя Правительства. Это лишняя возможность убедиться, что Вы не только в большом, но и в малом не бросаете слов на ветер.

Пользуясь случаем, хотел бы кратко представить своих коллег, не столько персонально – Вы многих из них хорошо знаете – сколько в качестве совокупной политической силы, впервые в российской истории представленной как парламентская фракция партии социал-демократической направленности. Из 38 депутатов два десятка – это парламентские новички, но почти половина – 18 моих коллег – имеют опыт законодательной деятельности в Государственной Думе предыдущих созывов. А двое наших коллег – Оксана Генриховна Дмитриева и Анатолий Николаевич Грешневиков – стали депутатами в пятый раз подряд.

За время депутатской деятельности моими коллегами в совокупности было внесено 777 законопроектов. 70 из них обрели силу закона. Таким образом, КПД использования творческой энергии профессионального депутатского корпуса оппозиции соответствует коэффициенту полезного действия парового двигателя.

Нам представляется, что в значительной степени возрастанию мощности нашей законотворческой машины препятствует, выражаясь Вашими же словами, Владимир Владимирович, эгоизм большинства. Не секрет, что среди сотен депутатов число профессионалов, способных переводить актуальную социально-политическую и социально-экономическую проблематику на язык правового документа, исчисляется единицами, в лучшем случае, десятками. И тем обиднее, когда предложенные ими законопроекты сначала как следует «маринуются» на этапах согласования, потом отклоняются с невнятной аргументацией, а через некоторое время почти дословно вносятся заново, но уже под другой маркой или, как модно нынче говорить, брендом.

Такая судьба постигла пакет законов по формированию благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности. Такая же участь была у предложения по индексации пособия на погребение. И ряд других законопроектов. Две недели назад была отклонена поправка в Закон «О ветеранах», предусматривающая предоставление инвалидам бесплатного получения транспортного средства, а также бесплатного проезда междугородним транспортом один раз в год ветеранам войны и лицам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда». Она была внесена Сергеем Мироновым и Оксаной Дмитриевой. Мы искренне надеемся, что вскоре такой закон будет внесен от имени Правительства или фракции парламентского большинства.

Уважаемый Владимир Владимирович, на инвестиционном форуме в Сочи Вы говорили о необходимости запуска новых факторов экономического роста. Думается, по большому счету, все возможные факторы можно свести к повышению мотивации и повышению трудовой мобильности населения.

Национальное развитие нельзя обеспечить только силами элиты с опорой лишь на крупные мегаполисы. К сожалению, до сих пор программы инновационного развития страны не сопряжены с идеологией проводимой социальной политики. Нынешняя социальная политика во многом воспринимается как акт благотворительности, как безвозвратное проедание бюджетных денег. Ее не оценивают как фактор инновационного развития. На наш взгляд, социальные расходы надо накрепко привязать к инновационным целям.

Мы технологически сегодня готовы к переходу на новые информационные коммуникации, мобильную связь, на цифровое телевидение, но не готовы социально – общество к этому пока не готово.

Одной из важнейших причин углубления социального неравенства в ближайшее время может стать так называемое цифровое или информационное неравенство. Причем, это общемировая проблема, но, как всегда, у нас она имеет свою специфику. Ведь с нашими российскими расстояниями географическая мобильность населения сдерживается транспортными проблемами. Особенно при неэффективной антимонопольной политике. Как известно, авиабилет до Владивостока летом в 2,5 раза дороже, чем до Нью-Йорка.

Подчеркну, что проблема транспорта в этом смысле – это не только инженерно-экономическая проблема. Существует реальная опасность дезинтеграции страны. В этом смысле развитие информационной мобильности отчасти могло бы компенсировать слабость географической. Но управленческие решения у нас все еще основаны на инерции старых социальных технологий. Например, укрупнение вузов путем простого сложения, ликвидация малокомплектных школ, которая влечет за собой изменение образа жизни людей и отдаленные трудно просчитываемые социальные последствия. И это – при наличии современных информационных электронных ресурсов, возможности развитого дистанционного образования, Интернета. Почему бы нам в рамках заботы об учителях не оплачивать им расходы хотя бы на подключение к Интернету?

Мы давно выступаем за внедрение дистанционного образования в армии. Сегодня созданы электронные образовательные программы самого разного профиля, объема и уровня: от трех до тысячи часов. Это сделало бы военную службу более привлекательной для молодежи и повысило бы интеллектуальный потенциал не только армии, но и нации в целом.

В свою очередь, техническое и информационное перевооружение армии и военно-промышленного комплекса может снова стать локомотивом развития научного потенциала страны.

Мы остро нуждаемся в развитии интеллектуальной составляющей наших Вооруженных Сил, но на деле ее не бережем. Недавно узнал, что командир атомной подводной лодки, поступив в Академию Генерального Штаба, вынужден жить с семьей в Москве на 14 тысяч рублей.

Негативное влияние на мобильность населения продолжает оказывать отсутствие государственной программы строительства социального жилья. Мы об этом говорили, когда 7 мая голосовали за Вашу кандидатуру. И регионы, имеющие потребность в рабочей силе, не имеют возможности обеспечить нормальную трудовую миграцию.

Обобщая такую мозаику фактов, я бы сформулировал нашу главную претензию к проекту трехлетнего бюджета, пожалуй, следующим образом. Главный недостаток бюджета в том, что он не имеет нового качества. Бюджет в том виде, в котором он представлен, экстраполирует те тенденции, которые благотворно сказались на развитии страны в течение последних восьми лет. Он сохраняет уже сложившиеся пропорции, но не обеспечивает политику сдерживания социального неравенства.

Сегодня перед страной стоят новые задачи. По нашим впечатлениям, только две федеральные целевые программы из 55 могут быть отнесены к инновационным, по локомотивным отраслям – это Программа атомного энергопромышленного комплекса до 2015 года и Целевая программа развития российских космодромов. И то, их инновационный потенциал сомнителен, потому что там заложено экстенсивное расширение действующих объектов и, по-видимому, не содержится поворота к принципиально новым решениям.

На наш взгляд, сегодня пора решаться на вложение ресурсов акцентированным образом в активизацию высокоинтеллектуального труда, мотивируя творчество людей. Периодическое повышение зарплаты бюджетникам у нас производится чисто механически. Но по-прежнему, целые сферы, работающие на инновации, продолжают оставаться на «голодном пайке». Мы уже потеряли целое поколение и можем не наверстать упущенное. Приведу такой пример. На заседании Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям при обсуждении проекта бюджета Минфин представляла заместитель начальника Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Нина Ивановна, скажем так. Присутствовавший вице-президент Российской Академии наук, приглашенный на заседание, напомнил, что доля расходов на науку относительно ВВП у нас значительно ниже, чем в развитых странах Запада. На это Нина Ивановна ответила, что когда у нас будет такая развитая экономика как на Западе, тогда мы и будем финансировать науку в таком объеме. Это вызвало в зале такой горьковатый смех.

Говоря о Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, вы отметили, что ставка делается на частную инициативу и предпринимательскую свободу. Это понятный лозунг для лидера партии либеральной направленности, но наша партия – «Справедливая Россия», вступив в мировую семью социал-демократии, не может не исповедовать ее главный постулат: свобода индивида достигается через коллективные реформы. И этими реформами приходится ущемлять права отдельных групп, прежде всего – богатых и обладающих властью, в интересах большинства индивидов, этими ресурсами не владеющих.

Свобода и справедливость зависят друг от друга, поэтому надо ставить справедливость превыше свободы, когда отдельные группы пытаются усилить свое положение. Наша фракция, конечно, примет участие в подготовке бюджета ко второму и третьему чтениям. Если позволите, я лишь перечислю несколько предложений, уже обсуждавшихся на встречах с Алексеем Леонидовичем Кудриным, но решение по которым, как мы поняли, без Вашего, Владимир Владимирович, участия, не состоится.

Во-первых, это просьба добавить средства на Федеральную целевую программу государственной поддержки развития муниципальных образований. В сумме – 95 млрд. рублей, в том числе и на разработку Федеральной целевой программы развития муниципальной энергетики регионов Российской Федерации до 2015 года в размере 500 млн. рублей.

Во-вторых, предусмотреть в федеральном бюджете на 2009-2011 годы средства, достаточные для финансирования ежегодной индексации заработной платы работникам бюджетной сферы на 26%.

В-третьих, профинансировать ряд проектов, разработанных нашей фракцией, способных обеспечить технологический рывок. Я думаю, что по этому вопросу мы специально направим Вам записку.

В-четвертых, увеличить расходы на метростроение таким образом, чтобы заметно увеличить ввод новых станций. Как Вы видите, все эти предложения как раз направлены на развитие мобильности и мотивации населения.

Наконец, в-пятых, в области социального обеспечения, увеличить софинансирование из федерального бюджета расходов субъектов Российской Федерации на выплату пособий на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов и попечителей и приемных родителей. Также предусмотреть в бюджете средства для обеспечения льготного проезда студентов и школьников в междугородном железнодорожном транспорте и 57 млрд. рублей для обеспечения выплат пособий по уходу за ребенком при увеличении периода выплат с полутора до двух лет.

Кроме того, мы продолжаем настаивать на таких мерах, которые позволят обеспечить в 2009 году коэффициент замещения пенсий и предыдущего заработка на уровне 35%, а в 2010 году – на уровне 40%.

Спасибо за внимание.

Владимир Путин: Спасибо, Николай Владимирович. Не знаю, смогу ли сразу отреагировать на все, что Вы обозначили, у Вас очень много проблем. Давайте послушаем следующего выступающего, а потом я объединю все.

Александр Бабаков: Уважаемый Владимир Владимирович, позвольте в первую очередь поздравить Вас, а в Вашем лице и все руководство страны с успешным отражением агрессии, которая имела место в недавнем прошлом. Агрессии – в самом широком смысле этого слова. Военной агрессии, которая была отражена в течение короткого времени и информационной агрессии против нашей страны, развязанной средствами массовой информации и беспрецедентной со времен холодной войны. Конечно, здесь предстоит еще очень многое сделать, роль парламентариев здесь существенна.

Государственная Дума могла бы оказать здесь существенную помощь Правительству, потому что она представлена во многих международных организациях. Только что мы встречались с руководством ПАСЕ, которое посетило Россию и теперь отправилось в Грузию, и, конечно, роль парламентариев здесь неоценима.

Мы не претендуем на замещение функций МИДа, но все-таки ответственность депутатов перед страной в донесении той правды, которая имела место быть, неоспорима. Конечно, мы делаем все возможное. Недавно состоялся визит депутатов Государственной Думы вместе с международной делегацией, представленной парламентариями западных стран. Мы в очередной раз попытались открыть глаза многим зарубежным средствам массовой информации на те события, которые имели место в Южной Осетии. Недавно наш коллега – Олег Васильевич Шеин – был в Стокгольме и может прокомментировать ту информацию, которую он имеет после обсуждения этих проблем.

Кроме этого, парламентарии могут оказать существенное влияние на те процессы, которые связаны с принятием бюджета и, в частности, теми статьями, которые касаются обороноспособности нашей страны. Я уверен, что все депутаты нашей фракции будут не просто отстаивать позицию, но и настаивать на увеличении целевых расходов на перевооружение армии, современное вооружение средствами связи, улучшение обороноспособности нашей страны.

Мы – как партия и фракция – понимаем, что те процессы, которые имели место в последние годы, связаны с консолидацией общества не только вокруг масштабных задач в области экономики и социальной сферы, но также и с консолидацией на фоне той достаточно серьезной, агрессивной политики, которую ведут сегодня многие зарубежные страны. Поэтому я, сохраняя партийную самобытность наших инициатив, все-таки хотел бы в своих предложениях избежать партийной окраски и предложить инициативы, которые могли бы продолжить идею консолидации общества и тех политических сил, которые задействованы в решении этих задач.

Прежде всего, речь идет о необходимости противостояния опасности криминализации нашего общества, связанной с тем, что в структуре общества постоянно увеличивается доля людей, которые имели судимость или вышли из мест заключения. С 1992 по 2007 год было осуждено 15 млн. человек, из них 5 млн. были приговорены к лишению свободы. Понятно, что ежегодный прирост в 300 тысяч человек, получивших судимость, – это не самая лучшая цифра, которая могла бы способствовать формированию здорового общества.

Нами подготовлены инициативы, которые связаны с изменением уголовного и уголовно-процессуального законодательства, направленные на гуманизацию борьбы с правонарушениями, не имеющими статус тяжких. Ясно, что речь не идет о таких преступлениях, как убийство, терроризм, взяточничество, педофилия и так далее. Речь идет о том, чтобы создать систему предложений, которые способствовали бы гуманизации борьбы с правонарушениями.

О чем идет речь? Первое – это перевод ряда малозначительных деяний из категории уголовных правонарушений в категорию административных проступков. Второе – это освобождение без придания суду от уголовной ответственности лиц, не совершивших тяжкие преступления, под коллективное или личное поручительство. И, наконец, разработка и принятие федерального закона о социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы лиц для того, чтобы можно было содействовать им в поиске занятости, социального жилья, то есть адаптации к нормальной жизни общества.

Полностью солидарен с Вами в том, что Вы сказали о вопросах демографии. Наша коллега Мизулина Елена Борисовна совместно с Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей подготовила ряд инициатив, связанных с необходимостью уделить больше внимания многодетным семьям и особенно семьям, где рождается третий и четвертый ребенок. Речь идет о распространении выплаты материнского капитала в случае третьего и так далее ребенка.

Следующая тема связана с национальным трастом. Как вы знаете, Россия обладает значительным потенциалом природного и культурного наследия, материализованного более чем в 120 тысячах объектов памятников истории и культуры, а также во множестве особо охраняемых территорий. Статистика показывает, что ежедневно наша страна либо теряет, либо расстается с одним, двумя, а иногда и тремя объектами культуры и истории. Поэтому нами предлагается ряд инициатив, связанных с введением такого понятия, как национальный траст или доверительное управление культурным и природным наследием. В случае принятия данного законопроекта в России могла бы быть создана система частно-государственного партнерства, позволяющая сохранить для будущих поколений историческое наследие.

Доверительное управление подразумевает передачу части памятников истории и культуры инвесторам во владение или собственность с определенным обременением. Обременение заключается не только в сохранении и поддержании в нормальном состоянии этих объектов, но и в сохранении их общественного статуса – для того, чтобы люди по-прежнему могли пользоваться этим наследием. Также речь идет о том, что это обременение предусматривало бы контроль со стороны государства за данным процессом.

Кроме того, последние события в Южной Осетии подтолкнули к ряду идей, которые, конечно, законодательно пока не оформлены, но, может быть, их следовало бы обсудить. Возможно, в рамках СНГ имеет смысл учредить трибунал для того, чтобы осуществлять наказание деятелей, подобных Саакашвили. Следующая тема, тоже связанная с событиями в Южной Осетии. Может быть, стоит инициировать принятие Государственной Думой Постановления о признании геноцида осетинского народа со стороны Грузии и обращение к парламентам других стран для того, чтобы они поддержали эту инициативу. История уже располагает данными фактами. Речь идет о позиции армянского и еврейского народов, которые осуществили подобного рода действия, и это позволило им не просто защитить себя, но и привлечь максимальное внимание мировой общественности к этим процессам.

Спасибо.

Владимир Путин: Спасибо большое.

Что касается памятников культуры, старины, вы знаете, как сложно идет этот процесс между федеральными органами власти и муниципалитетами, субъектами Федерации. Моя позиция заключается в том, чтобы поддержать предложения субъектов Федерации и муниципальных органов власти. При известном контроле со стороны государственных органов эти объекты могут и должны найти своих хозяев. Я с этим согласен. Иначе мы и дальше будем наблюдать за тем, как разрушаются эти объекты.

Хотя вы знаете, что мы приняли решение, и вы не могли этого не видеть: в бюджете мы сохранили весь объем финансирования, значительная часть которого шла в последние годы на ремонт Большого театра и Мариинского театра. Первоначально предполагалось, что эти объемы будут сняты, – мы приняли решение сохранить эти объемы. И начиная с 2009 года будем финансировать в том числе и, прежде всего, по отдельному списку большое количество объектов культурного наследия не только в Петербурге и Москве, но и на всей территории Российской Федерации.

Что касается гуманизации уголовного законодательства, то я, в целом, разделяю ваши подходы. Нужно только повнимательнее посмотреть на эти предложения.

Теперь по поводу того, что говорил Николай Владимирович (Н.В.Левичев). Что касается плагиата, то он так же, как некоторые виды деятельности, является одним из самых древних. Но думаю, что даже если это происходит, хотя у меня нет таких данных, авторы этих законопроектов должны порадоваться, что их идеи в конце концов внедряются. Значит, эти идеи все-таки охватывают депутатские массы – это уже положительный момент. Хотя, конечно, нужно следить за тем, чтобы законопроект был реализован в авторском исполнении. Согласен с этим.

Что касается вашего мнения по поводу того, что социальная политика должна быть привязана к инновационному развитию, а не рассматриваться как благотворительность, – тоже абсолютно согласен. Вы не случайно вспомнили мое выступление в Сочи в ходе дискуссий – именно так я и считаю. Это сложная задача, хотя, конечно, к этому нужно стремиться.

Теперь – по некоторым конкретным вопросам, которые вы затронули. Они долго очень дискутируются. В общем, некоторые идеи, которые вы сформулировали, уже реализуются. Например, укрупнение школ. Конечно, не везде их можно укрупнять – там, где кроме школы ничего нет, конечно, желательно школу сохранить. В этом случае внедряемые информационные технологии, конечно, сыграют свою положительную роль.

Но, вы знаете, я посмотрел на реальный опыт некоторых регионов и могу сказать, что если мы обеспечим безопасное и комфортное перемещение детей в укрупненные образовательные центры, то качество образования, конечно, повышается. Это, безусловно, так. И только в этом случае, наверное, мы сможем обеспечить равенство доступа к высококлассным образовательным услугам. И только так дети из глубинки смогут претендовать на то, чтобы учиться в лучших высших учебных заведениях страны. Это, к сожалению, реалии нашей жизни, и с этим нужно считаться.

Есть еще одна составляющая этого процесса – это подготовка преподавательских кадров. Для таких укрупненных образовательных центров, конечно, легче готовить высококвалифицированных преподавателей и легче создать необходимые условия для работы.

Но, повторяю, это не значит, что везде и только так можно поступать. Страна у нас большая. И, безусловно, я согласен с Николаем Владимировичем: наверное, есть и такие места, где, несмотря на расходы, нужно сохранять даже малокомплектные образовательные учреждения, малокомплектные школы. Хотя, конечно, мы с вами понимаем – я думаю, что все депутаты фракции это знают, – что малокомплектная школа стоит государству в несколько раз дороже, чем укрупненный образовательный центр. И стоит дороже, и образовательные услуги хуже. Это, к сожалению, так. Но, повторяю еще раз: надо, тем не менее, некоторые из них поддерживать.

Мне очень импонирует ваша идея о внедрении новых технологий, в том числе и образовательных, и по всем другим направлениям в Вооруженных Силах. Конечно, за этим будущее Вооруженных Сил. Я дальше не буду комментировать – об этом можно говорить очень долго.

Да и доходы военнослужащих. Вы наверняка тоже слышали – я еще около года назад сформулировал эту идею, дал поручение Министру обороны. Предложения подготовлены. Мы будем начинать с подразделений, которые несут особую нагрузку по обеспечению безопасности государства, и будем расширять эту практику на всех военнослужащих, рассчитывая на серьезное увеличение денежных доходов в Вооруженных Силах.

Теперь – по поводу старых или новых подходов в бюджете. Я не буду скрывать: наверное, в чем-то есть и преемственность от прежних бюджетов. Но сказать, что там только совсем старые подходы, – мне кажется, все-таки это слишком полемически заострено и не совсем объективно. Я с Николаем Владимировичем согласиться не могу. Конечно, есть атомная энергетика, есть космодром, который мы собираемся построить на востоке страны, есть система ГЛОНАСС, которую мы собираемся развивать ускоренными темпами. Мы 45 млрд. руб. добавили в космическую отрасль – и это тоже что-то значит. Это тоже высокие технологии.

Но вы забыли и про другие федеральные целевые программы. Как же подзабыли, например, федеральную программу «Научные и педагогические кадры»? Это, на мой взгляд, серьезный стимул к тому, чтобы и молодых людей здесь привлекать, и создать необходимые условия.

А как же подзабыли программу развития фундаментальной науки с объемом финансирования 250 млрд. рублей? А как же мы с вами не заметили нанотехнологии с объемом финансирования 130 млрд. рублей? И вообще, конечно, хотелось бы, чтобы доходы наших ученых были еще больше. Всем хочется – и самим ученым хочется больше зарабатывать, и нам хочется им больше платить. Вместе с тем, заработная плата, в среднем, в науке примерно на 40% выше, чем в среднем в экономике – где-то на 37 % больше. И, в целом, с 2008 по 2011 годы мы истратим на эти цели дополнительно 600 млрд. рублей.

И, вы знаете, уважаемые коллеги, мы с вами должны не только деньги направлять в эту сферу – денег всегда мало – мы должны добиваться повышения отдачи от научных исследований и должны немножко менять структуру финансирования. Ведь, посмотрите, в развитых экономиках: примерно две трети финансируется за счет бизнеса, и только одна треть – за счет государства, в основном, это фундаментальная наука. Почему? Потому что в этом случае исследования являются более точными, они более выверенные с точки зрения интересов развития экономики и социальной сферы. И это тоже задача, которую нужно решать сразу с двух сторон.

Ну, и, наконец, мобильность населения. Конечно, мобильность населения крайне важна для развития страны. Но давайте согласимся, что только с метростроем мобильность населения мы не повысим. Ведь, когда говорим о мобильности населения, то имеем в виду перемещение трудовой силы по стране, а не только в рамках какого-то мегаполиса. Хотя, конечно, метростроение для крупных городов – важная тема.

Пособия для семей, которые имеют детей, берут детей-сирот и так далее, – мы уже сделали определенные шаги. Конечно, нужно посмотреть, что можно дополнительно предпринять в этом направлении дальше.

Что касается пенсионной системы, то, как вы знаете, на конец 2009 года мы поставили для себя задачу выйти на уровень доходов пенсионеров не ниже уровня прожиточного минимума пенсионера. А с 1 января следующего года для бюджетной сферы принято решение увеличить фонд оплаты труда в бюджетной сфере сразу, в один удар, на 30%. Это все-таки серьезное решение. И я ожидаю, что оно даст соответствующую реакцию. Хотя, конечно, нужно думать о том, как совершенствовать и пенсионное законодательство, и доходы работника бюджетной сферы, в образовании и здравоохранении. На следующей неделе мы уже должны закончить работу по подготовке проекта правительственной программы развития экономики до 2020 года, и туда будут вмонтированы и эти составляющие.

Спасибо.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати
Главное