6 сентября 2013

Эксперты: дальневосточная комиссия Медведева – ЗА и ПРОТИВ

Премьер Дмитрий Медведев сообщил о создании правительственной комиссии по развитию Дальневосточного федокруга (ДФО), которую Медведев решил возглавить сам. Мнения экспертов по поводу инициативы Медведева разделились. Некоторые считают, что непосредственный контроль премьера — безусловный плюс для федокруга. Другие отнеслись скептически к созданию еще одной структуры и сочли, что инициатива Медведева говорит о несогласованности действий высшего руководства страны.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами сказал: «С учетом той модели, которую мы опробовали на Кавказе, где есть правительственная комиссия по развитию Северного Кавказа, соответствующая правительственная комиссия по развитию Дальнего Востока будет создана под председательством руководителя правительства, то есть под моим руководством».

Несколькими днями ранее Владимир Путин снял Виктора Ишаева с поста полпреда по ДФО и министра по развитию Дальнего Востока и назначил полпредом по ДФО Юрия Трутнева, параллельно придав ему статус вице-премьера правительства РФ. Глава страны объяснил второе решение тем, что это усилит позиции нового полпреда. Напоминаем, что модель «полпред — вице-премьер» действует в Северо-Кавказском федокруге, где совмещенную должность занял Александр Хлопонин.

В свете того что Трутнев, по мнению многих наблюдателей, входит в команду вице-премьера Игоря Шувалов, курирующего ДФО, многие аналитики задались вопросом о целесообразности инициативы Медведева по созданию правительственной комиссии.

В интервью «Клубу Регионов» политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев сказал: «Министр финансов говорил, например, что денег может не хватить (на реализацию госпрограммы развития Забайкалья и ДФО). В случае когда комиссию будет возглавлять премьер, ему министр финансов может сказать «нет» в очень редких случаях. Особенно если этот премьер Дмитрий Анатольевич Медведев – человек достаточно жесткий. Его приказы выполняют.

Во-вторых, это эффективность использования средств. Контрольные функции председателя правительства значительно лучше, чем функции министра. Да и чисто психологически: все ожидали — вот сейчас будут деньги этой программы, и не начнет ли региональное чиновничество их, извиняюсь, воровать? Понятно, что под руководством премьера возможностей таких «мероприятий» будет на порядок меньше.

Что касается объективных вещей – Амур сам в берега не войдет из-за того, что Медведев возглавит комиссию. Тем не менее, бесспорно, Медведев предложил более эффективную схему, чем схема министерства (по развитию Дальнего Востока). Согласен, что позиция Трутнева была удобнее, чем у его предшественника, но, уверяю, очень трудно надавить на минфин. Прошло два дня, и премьер понял, что он с этой задачей сам лучше справится. При этом, похоже, пик чрезвычайной ситуации в ДФО только приближается. Это означает, что придется принимать какие-то чрезвычайные меры чисто экономического характера. А средства, заложенные в программу, на другие цели даже технологически сложно перенаправить. Никакой вице-премьер, министр финансов этого сделать не может».

Более скептично создание правительственной комиссии оценивает политолог, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрий Авдеев: «А какой из проектов, который начинался под эгидой нынешнего премьер-министра, был реализован? Возьмите Сколково, возьмите инициативы с этими алкогольными промилле, с часовыми поясами и так далее. В этом сообщении ровным счетом ничего нового нет. Идея — создать еще одну структуру из тех же людей, которые по статусу должны были заниматься развитием региона. Теперь они сядут во главе с премьером и будут делать то же самое, что делали до сих пор.

Я не готов разбираться во всех этих «византийских играх», которые идут в Кремле, в Белом доме. Может быть, это, скажем так, помощь новому полпреду. Либо это в пику президенту премьер пытается заявить о себе: «Мы тоже можем кое-что!»

Это все еще раз говорит о том, что в высших властных структурах нет согласованных действий. Действия Ишаева на двух постах были «действиями отчаяния», потому что не было точно определенной политики России на Востоке. Когда Медведев говорит о создании комиссии, подобной той, которая есть на Северном Кавказе, это подчеркивает отсутствие понимания.

Нам надо делать не так, как на Кавказе! Нам надо делать это так, как сегодня складывается в Азии. Хорошо было бы, если б из уст премьер-министра сначала прозвучало: «Мы разработали концепцию!». Как в случае с Российской академией наук – втихушку, где-то в подполье была разработана концепция, как усмирить ее, и была выдана уже в качестве законопроекта. Если бы Медведев выдвинул такую же готовую концепцию развития Дальнего Востока и сказал: под нее создаем новую структуру. Тогда было бы понятно.

Я ровным счетом жду только одного: еще пройдет два-три месяца и Медведев со своей комиссией останутся не у дел. По одной простой причине – он не сможет обеспечить выполнение майских указаний президента. Заявление Медведева, мягко говоря, легковесное. Помните, он однажды сказал: а давайте создавать оффшорную зону! А давайте, мы сделаем ее на Курильских островах! И что вышло?  Новое заявление стоит примерно в том же ряду. Поэтому ожидать каких-то серьезных действий, я думаю, не приходится».

Версия для печати