2 октября 2008 | Архив

Владимир Путин: правительство и администрация президента как единая команда работали над концепцией развития России

Председатель Правительства России провел заседание Правительства Российской Федерации.

Вступительное слово Владимира Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Напомню, на расширенном заседании Госсовета еще в феврале текущего года мною впервые была сформулирована идея о необходимости Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года. Начиная с этого времени, несмотря на известные политические кампании в стране – президентские выборы, формирование нового состава Правительства – и само Правительство, и эксперты, и Администрация Президента Российской Федерации, работая, по сути, как единая команда, создавали основные параметры этой Концепции.

Сегодня на заседании Правительства мы с вами как раз и рассмотрим проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года и Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на ближайшие четыре года – до 2012 года.

Наверное, нет необходимости подробно пересказывать их содержание, поскольку принятые документы будут в полном объеме опубликованы. Отмечу лишь наиболее важные задачи, поставленные в Концепции долгосрочного развития страны.

Это повышение до 72-75 лет продолжительности жизни в России, стабилизация численности населения, снижение смертности, прежде всего, среди людей в трудоспособном возрасте.

Реальные доходы граждан к 2020 году должны увеличиться в 2-2,5 раза. Производительность труда в ключевых отраслях должна вырасти в разы – хотелось бы, чтобы в 3-4 раза, в некоторых отраслях, может быть, даже в 5 раз. Снижение энергоемкости экономики должно составить не менее 40%.

Одновременно хотел бы обратить внимание на следующие моменты, которые считаю наиболее важными.

Мы принимаем Концепцию долгосрочного развития в условиях мирового финансового кризиса. Россия уже давно является частью глобальной экономики, глубоко интегрирована в международные финансовые и энергетические структуры и рынки. Поэтому проявления кризиса на мировых рынках заметны и на наших фондовых площадках – это ясно. Мы с вами это сами видим. Это очевидно.

Мы, конечно, должны это учитывать и мы будем учитывать это в наших планах развития, но ни отменять эти планы, ни даже переносить их на неопределенное время мы не будем.

Все, что сегодня происходит в сфере экономики, финансов, началось, как известно, в США. Весь этот кризис, с которым столкнулись многие экономики и, что самое печальное, неспособность принять адекватные решения – это уже не безответственность конкретных лиц, а безответственность системы. Системы, которая, как известно, претендовала на лидерство. Но мы видим, что она не только не способна обеспечить лидерство, но даже не способна принять адекватные, абсолютно необходимые решения для преодоления кризисных явлений.

Тем не менее, как я уже сказал, это не повод для нас, чтобы пересматривать наши стратегические планы. Да, они могут корректироваться и, естественно, будут корректироваться, но мы должны четко разделять «антикризисное» управление и работу над решением задач долгосрочного развития.

Последние события показали, что для поддержания стабильности государство должно иметь значительные валютные резервы и другие страховочные механизмы. И они у нас есть. Однако нельзя рассчитывать лишь на эти «подушки безопасности».

Главная гарантия – это конкурентоспособная и устойчивая национальная экономика, развитие рыночных институтов, эффективных механизмов государственного регулирования – там, где это обоснованно и необходимо, – а также современная кредитно-финансовая система, которая опирается, главным образом, на внутренние ресурсы и потому имеет крепкий иммунитет к глобальным финансовым «вирусам».

Уже в ближайшие годы нужно существенно повысить качество работы основных, системообразующих отраслей российской экономики: транспорта, ТЭК, банковского сектора, сельского хозяйства и других. Добиться серьезного прогресса в построении национальной инновационной системы, развитии конкуренции, сформировать более надежные гарантии защиты прав собственности.

Необходимо в полную силу задействовать новые факторы экономического роста, прежде всего, связанные с развитием человеческого потенциала. Мы много раз с вами говорили о том, что инновационное развитие невозможно без развития науки, образования, без укрепления здравоохранения.

Речь идет о том, чтобы у каждого человека были возможности самореализоваться, сформировать прочные социальные позиции для себя и своей семьи, причем не на сегодня и завтра, а на длительную перспективу.

Имею в виду доступ к качественным образовательным и медицинским услугам, формирование эффективных рынка труда и пенсионной системы. На этом хотел бы остановиться особо. Развитие, укрепление пенсионной системы имеет, без преувеличения, большое значение для каждого гражданина России, для каждой семьи.

Хотел бы проинформировать: вчера мы приняли ряд принципиальных решений по развитию пенсионной системы. В 2009 году базовая часть трудовой пенсии будет увеличена дважды – 1 марта и 1 декабря. В общей сложности – на 37,1% , страховая часть пенсии будет проиндексирована 1 апреля 2009 года на 15,6%.

В результате этого к концу 2009 года средний размер социальной пенсии не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера. С 1 января 2010 года пенсионные права, приобретенные до 2002 года, будут дополнительно проиндексированы на 10%. Плюс 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанный до 1991 года. То есть, мы начнем решать задачу, о которой много говорилось ранее. Имею в виду более справедливую оценку трудового вклада людей, работавших в советский период. Сегодня их уровень пенсионного обеспечения является недопустимо низким.

Кстати говоря, практически на всех моих встречах с фракциями, которые сформированы партиями, представленными в Государственной Думе, мы эту тему так или иначе обсуждаем.

В дальнейшем рост доходов от пенсионных накоплений должен опережать инфляцию. Имею в виду работу тех денег, которые скапливаются в пенсионных фондах. В результате средний размер трудовой пенсии в 2010 году вырастет почти в два раза по сравнению с текущим уровнем 2008 года. Кстати, размер трудовой пенсии – пенсии по старости – должен вырасти еще больше. К 2020 году средний размер трудовой пенсии достигнет трех прожиточных минимумов пенсионера.

Теперь о наших гражданах, которые станут формировать свои пенсионные накопления после 2010 года. При страховом стаже 30 лет размер пенсии в момент ее назначения должен составлять не менее 40% от заработка, с которого уплачивались страховые взносы. Такое соотношение пенсий к зарплате соответствует среднеевропейским стандартам и стандартам Международной организации труда.

Для достижения этих целей решено перейти от Единого социального налога к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по единой ставке 26%. При этом страховые взносы не будут исчисляться на годовой заработок более 415 тысяч рублей. И эта сумма планируется к индексации по мере роста средней зарплаты в стране.

То есть люди, которые получают большие заработные платы – в данном случае это 415 тысяч рублей в год – сверх этой суммы уплачивать страховые взносы не будут, но и пенсионные права на эти суммы тоже формироваться не будут. Мы специально пошли на это для того, чтобы люди с небольшими и средними доходами не оплачивали будущие пенсии тех, кто получает большой заработок.

С учетом взносов на медицинское и социальное страхование общий размер тарифа не превысит 34% от фонда оплаты труда.

Я предвижу реакцию делового сообщества. Хочу обратить внимание на то, что скажу ниже. Это, во-первых. И второе. Хочу обратить внимание, в каких условиях мы принимаем эти решения – в условиях серьезных событий негативного характера на мировых финансовых рынках.

На новые принципы уплаты страховых взносов будут переведены все организации, независимо от отраслевой принадлежности. Конечно, для бизнеса, как я уже сказал, эти инновации связаны с дополнительными издержками. Однако подчеркну – одновременно должны быть предприняты действия по созданию механизмов, которые позволят избежать роста общей налоговой нагрузки на бизнес. В том числе для этого, возможно, будут задействованы и ресурсы Фонда национального благосостояния.

Поручаю Министерству финансов, Министерству экономического развития подумать над этим и представить соответствующие предложения.

Для организаций, которые сегодня используют специальные налоговые режимы, увеличение тарифов страховых взносов будет компенсироваться за счет федерального бюджета. Речь идет о предприятиях малого бизнеса, работающих в высокотехнологичных секторах экономики. Именно для этих предприятий – хочу, чтобы было понятно и ясно с самого начала. А также речь идет о сельхозпроизводителях. Для них тоже будут задействованы специальные режимы. И эта норма будет действовать в течение пятилетнего переходного периода. За такой срок эти отрасли, эти предприятия должны будут адаптироваться к новой системе.

Хочу еще раз подчеркнуть: принятые нами решения – непростые и очень ответственные. И для государства, и для работодателей, и для граждан.

Но главная задача – в этой сфере она заключается в том, чтобы существенно увеличить пенсионное обеспечение наших граждан – может и должна быть решена. Надеюсь, с использованием этих механизмов она и будет решаться.

Прошу Министерство финансов, Министерство экономического развития, Минздравсоцразвития в кратчайшие сроки представить предложения по решению обозначенных вопросов.

Теперь несколько слов о текущих делах. Сегодня мы также должны рассмотреть предложения Минфина о внесении изменений в федеральный бюджет на 2008-2010 годы. Прежде всего, речь идет о ресурсном обеспечении наших мер по поддержке кредитно-финансовой системы страны в связи с нестабильностью на мировых рынках.

Назову некоторые цифры – мы уже говорили о них, но я хочу еще раз их подтвердить и озвучить: 75 млрд. рублей выделяются в уставной капитал Внешэкономбанка, 60 млрд. рублей выделяется Агентству по ипотечному жилищному кредитованию. Делается это для нормальной работы фондовых рынков. Кроме того, Правительство получит право использовать в 2009 году бюджетные средства в объеме до 175 млрд. рублей для поддержки отечественного финансового рынка.

Поправки решают и проблему размещения бюджетных средств на депозитах коммерческих банков на сроки, выходящие за пределы финансового года, то есть, и после первого января, – то, о чем наш бизнес просил. Мы сделаем это. Эти средства могут быть использованы.

Далее. События на Кавказе еще раз показали важность нашей работы по укреплению боеспособности наших Вооруженных сил. Предполагается дополнительно выделить 80 млрд. рублей на закупки новой военной техники и вооружений, а также на размещение войск там, где мы посчитаем это целесообразным сделать.

Речь идет о частичной компенсации потерь, связанных с ведением боевых действий на Кавказе, и, как я уже сказал, о приобретении новой техники, потому что восполнение этих потерь должно, конечно, строиться на новой базе и на новых возможностях нашей оборонной промышленности.

Прошу Министерство финансов в сжатые сроки подготовить соответствующие законопроекты. Надеюсь, что все сказанное мною выше, будет поддержано депутатами Государственной Думы, разумеется, в контакте с Правительством, при разъяснении наших решений, имея в виду перспективы развития российской экономики. В ближайшее время соответствующие министры должны выступить в Государственной Думе с разъяснением этих решений.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати