Госдума выделила российским банкам 50 млрд. долларов
Госдума в экстренном порядке рассмотрела в первом чтении два законопроекта, которые законодательно закрепляют антикризисные меры, предложенные кабинетом министров.
Государство поможет российским должникам расплатиться с зарубежными кредиторами, облегчит отечественным банкам доступ к кредитам ЦБ. А заодно и пристроит на Родине часть своих золотовалютных резервов под неплохие проценты.
Правительственные идеи подхватили, оформили и внесли в нижнюю палату думские «единороссы» Владислав Резник, Юрий Исаев, Лиана Пепеляева и сенатор Дмитрий Ананьев, что очень удивило коммунистов. «Почему не само правительство это сделало, не президент?» – недоумевали они, не скрывая своего недоверия к депутатам из парламентского большинства. «Хотят 50 миллиардов долларов по карманам своих товарищей без залога раздать», – поделился своими подозрениями с коллегами Николай Коломейцев (КПРФ). И получил серьезное предупреждение от Юрия Медведева («Единая Россия»), которому уже надоели постоянные обвинения левых. «Не обижайте нас, пожалуйста, – попросил Медведев, – в конце концов нас тоже прорвет. Вы думаете, у нас меньше запас слов?»
Впрочем, как скоро выяснилось, вопрос об авторстве не был принципиальным для коммунистов. Им не нравились сами предложения. «Но почему мы должны отдать 50 миллиардов долларов непонятно кому, непонятно подо что, то есть погасить чужую некомпетентность за счет золотовалютных резервов, переаккредитовать заигравшиеся, занявшие на Западе деньги корпорации.
И почему 50 миллиардов, а не 150 или 700, как в Америке?» – возмущались народные избранники из фракции КПРФ. А «справороссы» напомнили, что не только депутаты оппозиционных фракций, но и председатель Счетной палаты предупреждали об опасности прироста внешнего частного долга, который все равно станет долгом государства. «Справедливая Россия» тоже недоверчиво отнеслась к предлагаемым антикризисным мерам. «Это опять будет избирательная помощь отдельным крупным структурам, – заявила Оксана Дмитриева. – И нет никакой гарантии, что эта помощь дойдет реально до предприятий и до малых и средних банков, от состояния которых на самом деле реально зависит, будет разворачиваться кризис или не будет». По мнению Дмитриевой, меры должны быть другими: «Это прежде всего аварийное массовое снижение налогов, которое автоматически обеспечивает пополнение оборотных средств каждого предприятия, и прежде всего аварийное и экстренное снижение налога на добавленную стоимость. Нужно принимать меры, направленные на поддержку нашей экономики, чтобы не допустить ее спада, чтобы не допустить банкротства предприятий», – заявила Дмитриева.
«Но ведь и мы о том же – о поддержке нашей экономики», – соглашались с ней сторонники правительственных антикризисных мер и удивлялись, почему оппозиция не радуется. «Свершилось то, о чем все мы, и коммунисты в том числе, говорили: перед нами законопроект, который предлагает начать процесс возврата наших золотовалютных резервов в нашу же экономику», – заметил Аркадий Свистунов из фракции ЛДПР, подчеркнув, что ни о каких бюджетных расходах речь не идет. Никто не собирается забирать деньги, для того чтобы помочь должникам, у бедных пенсионеров или богатых госкорпораций, «так что не надо спекуляций». По словам Свистунова, речь идет о резервных средствах. «Сейчас они размещены в депозитах и других финансовых инструментах на западных рынках, а теперь мы их возвращаем в нашу экономику», – втолковывал либерал-демократ коллегам из оппозиции суть законопроекта.
Полпред правительства в Госдуме Андрей Логинов попытался развеять сомнения тех, кто считал, что поддержка пойдет банковским структурам, которые играют на фондовых рынках. «Помощь будет оказана в первую очередь эффективно работающим отечественным предприятиям, которые из-за общей финансовой ситуации могут оказаться на грани банкротства», – пояснил Логинов, заметив, что круг этой поддержки «будет широк и он не ограничится только крупными предприятиями». И на это указывает даже само название закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». В проекте этого закона предлагается дать Внешэкономбанку право предоставлять организациям, в том числе банкам, кредиты в иностранной валюте для погашения и обслуживания иностранных кредитов и займов, полученных до 25 сентября 2008 года. Минимальная процентная ставка по кредитам устанавливается в размере, превышающем на 5 процентных пунктов ставку LIBOR на дату предоставления кредита. Общая сумма кредитов, которые может выдать Внешэкономбанк, к 31 декабря 2009 года не должна превышать 50 миллиардов долларов. Этой суммы, по мнению председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Резника, должно хватить на первое время. Кроме того, для стимулирования сделок на межбанковском рынке законопроектом предоставляется право Банку России заключать с кредитными организациями соглашения, предусматривающие компенсацию им части убытков, возникших в результате кредитования банков, у которых в период действия закона была отозвана лицензия. «Вы понимаете, на сегодняшний день ситуация весьма тревожная, – объяснял он коллегам необходимость такой нормы. – Банки не очень доверяют друг другу».
Авторы законопроекта называли эти меры временными – закон в случае его принятия Госдумой будет действовать до 31 декабря 2009г. И Резник очень просил, чтобы их поддержала и оппозиция, «потому что они стабилизируют нашу финансовую систему». «Но как мы отследим результат?" – желал знать «справоросс» Валерий Зубов. «Ответ на вопрос получим, когда наши банки, наши компании смогут, воспользовавшись этими деньгами, спокойно погасить свои долги перед иностранными кредиторами», – не стал делать прогнозов Резник. Для принятия законопроекта в первом чтении вполне хватило депутатских голосов «Единой России» и ЛДПР. В среду, 8 октября, депутаты намерены рассмотреть законопроект во втором и третьем чтении.
Второй антикризисный законопроект той же группы авторов не носит, по словам Владислава Резника, столь срочного характера. И предлагаемая в нем норма будет действовать постоянно. Согласно этой норме Центробанк сможет предоставлять кредитные ресурсы российским банкам, имеющим высокий рейтинг надежности, на срок не более шести месяцев без залога, но под «рыночные проценты». Эта мера направлена на то, чтобы сделать деньги более подвижными и преодолеть кризис ликвидности на наших финансовых рынках. И защитить те 70 процентов россиян, которые имеют вклады в банках. Условия и порядок таких кредитов будет определять Совет директоров ЦБ. Владислав Резник предложил коллегам «поблагодарить Центральный банк, который согласился взять на себя такую ответственность, абсолютно необходимую для разрешения тех проблем, которые сегодня есть в финансовой системе». «Я бы на себя такую ответственность брать бы не очень хотел, не позавидую и им тоже», – заметил Резник. Однако депутаты предложили главе Комитета по финансовому рынку «более объективно оценивать работу Центрального банка, не носить на руках, а хоть раз сказать правду в лицо: «вы, ребята, тоже не дорабатываете». Но и этот законопроект в первом чтении думцы поддержали.
В пятницу Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий российским компаниям с разрешения правительства использовать в своих названиях словосочетание «Российская Федерация» и «Россия» (сейчас законом это запрещено). И избавила работающих пенсионеров от необходимости каждый год подавать в Пенсионный фонд заявление о пересчете страховой части пенсии. Законопроект, внесенный в Думу сахалинскими депутатами и принятый в первом чтении, предлагает это делать автоматически.
Тамара Шкель, опубликовано в РГ (Центральный выпуск) N4765 от 6 октября 2008г.