Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
15 октября 2008 | Архив

Дмитрий Медведев: ситуация на международных финансовых рынках не должна влиять на государственные приоритеты

Президент России провел совместное заседание президиума Госсовета и Совета по развитию физкультуры и спорта. Глава государства сообщил, что Дмитрий Козак будет назначен заместителем премьера, курирующим подготовку к Олимпиаде 2014г. в Сочи, а Виктор Басаргин – министром регионального развития.

Для развития массового спорта и спорта высоких достижений в стране есть все необходимые ресурсы, отметил Дмитрий Медведев.

На заседании обсуждалась Стратегия развития спорта в России до 2020г. Поставлена цель создать условия для того, чтобы спортом занимались половина граждан страны и не менее 80 процентов детей. Президент подчеркнул, что к разработке этого документа должны быть привлечены региональные власти, спортивная общественность, деловые круги.

Вступительное слово на совместном заседании президиума Госсовета и Совета при Президенте по развитию физкультуры и спорта

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, коллеги!

Очень представительное у нас мероприятие получилось. Даже если все, кто в этом зале присутствует, занимаются спортом – уже хорошо, а если занимаются в качестве своих профессиональных обязанностей – это вдвойне хорошо. Потому что мы сегодня с вами обсудим меры по дальнейшему развитию физкультуры и спорта в нашей стране. Это давно запланированное совместное заседание президиума Госсовета России и Совета при Президенте по развитию физкультуры и спорта.

Я не буду говорить общих фраз, вы, естественно, понимаете значимость этого вопроса. Поэтому без каких-то лишних вводных слов перейду к сути. И начну с краткого анализа того, что у нас произошло в ходе Олимпийских и Паралимпийских игр, я имею в виду, подведу короткие итоги, хотя это уже было сделано, тем не менее для начала разговора это не вредно.

Победы в этих соревнованиях – это важнейший показатель спортивного развития в любой стране, и в нашей тоже. Они дают достаточно чёткую картину уровня развития отдельных видов спорта.

На Олимпийских играх Россия сохранила свои лидерские позиции и заняла третье место в общекомандном зачёте. И в целом это главный и позитивный результат. Выступила наша команда достойно.

Конечно, не все прогнозы оправдались: число медалей оказалось меньше, чем это было на предыдущих Играх. В то же время наши основные соперники, я имею в виду Китайскую Народную Республику и Соединённые Штаты Америки, завоевали больше, чем прежде, олимпийских наград.

Мы, к сожалению, утратили и ряд позиций в командных видах спорта, а в отдельных выступили, как принято говорить, слабее своих возможностей.

Что же касается наших паралимпийцев, то они показали на летних Играх лучший результат за всю историю своих выступлений. Чемпионами или призёрами стал каждый второй российский спортсмен.

Безусловно, что все эти результаты в конечном счёте дают повод для нашей национальной гордости, для укрепления международного авторитета Российской Федерации. Вы знаете, как сейчас болельщики сопереживают результатам, какое чувство они испытывают, когда поднимается российский флаг. Это ни с чем не сравнимые эмоции и не только для спортсменов, но и для миллионов российских болельщиков. Но понятно, что мы думаем и о будущем, и нам предстоит очень упорная борьба на новых соревнованиях. Придётся очень серьёзно готовиться, чтобы даже сохранить те позиции, которые были достигнуты на Олимпийских играх в этом году.

Полагаю, что нужно проанализировать и плюсы, и минусы как в плане подготовки олимпийского резерва, так и для откровенного разговора об эффективности всей спортивной отрасли.

Остановлюсь сегодня на тех мерах, которые необходимо безотлагательно принять, причём в обозримой перспективе и на стратегический период, на период до 2020 года.

Напомню, что к теме спорта Госсовет обращался еще в 2002 году, когда сама спортивная отрасль находилась в крайне тяжёлом состоянии. Реализация тех мер, которые были обсуждены Госсоветом, в конечном счёте привела к определённым позитивным изменениям в системе спортивной деятельности и отношении к спорту в обществе.

Был принят отдельный документ – Федеральный закон о физкультуре и спорте, другие нормативные акты, реально заработала федеральная целевая программа на 2006-2015 годы с общим объёмом финансирования более 100 миллиардов рублей.

С 2002 года построено уже почти 24 тысячи спортивных объектов. Много это или мало? Ответ очевиден: мало. Тем не менее заработали активно региональные программы, некоторые из них просто очень хорошие, в том числе по физическому воспитанию детей, подростков и молодёжи. Кстати, и целый ряд российских территорий увезли из Пекина наиболее объёмные комплекты медалей.

Был образован соответствующий Совет при Президенте, который, собственно, сейчас у нас созван, и организован, учреждён спортивный канал. Наши предприниматели, за что им тоже отдельное спасибо, организовали фонд поддержки олимпийцев и в целом стали более весомо участвовать в социальной защите спортсменов, намерены делать это они и в будущем. Как результат возросла, естественно, значимость спорта и возможности для людей просто поддерживать себя в нормальной физической форме, но этого ещё крайне мало.

Не могу не отметить ещё один отрадный факт. Россия с честью отстояла свои заявки на проведение ХХII зимней Олимпиады в Сочи и Всемирной летней универсиады в Казани. Всё это серьёзные результаты, но они нас не должны успокаивать.

Цифры, которые всем хорошо известны, гласят следующее: сегодня физкультурой и спортом регулярно занимаются 15 процентов граждан страны, то есть, по сути, 85 процентов, больше чем две трети, вообще никак не занимаются ни физкультурой, ни спортом. Это очень низкий, просто крайне низкий показатель.

И эта цифра говорит не столько о равнодушии людей к спорту, сколько об отсутствии у них доступных возможностей для занятий. Мы все хорошо знаем, как это выглядит. Вот появился в каком-то населённом пункте, небольшом или каком-то более крупном, какой-то новый спортивный центр, дворец, сразу вокруг этого начинается жизнь, открываются секции, родители водят своих детей, возникает новая микросреда, просто климат становится более здоровым.

Парадокс и в том, что ресурсы для развития спорта у нас всё-таки в значительной мере собраны, они есть, но используются они неэффективно. На весьма посредственной, а в ряде мест просто плохой, отвратительной материальной базе работает большинство спортивных школ. Обеспеченность спортзалами составляет 50 процентов от существующих нормативов, а бассейнами, скажем, не дотягивает даже до 6 процентов. Мы понимаем, что это значит. Достаточно сопоставить эти цифры с обеспеченностью бассейнами в других странах. Это как пример. Отдача от всего этого, естественно, невысока.

Практически отсутствует и система спортивных клубов как по месту жительства, так и по месту работы. Не хватает и доступных спортивных залов и открытых площадок. Причём, конечно, речь идёт не о фитнес-клубах, их за последнее время было организовано немало, а о недорогой, но в то же время полноценной спортивной инфраструктуре. И этим должны заниматься местные власти города, поселка, села, это их прямая обязанность, естественно, при поддержке региона и федерального центра. Ничего фантастического здесь нет. Речь идёт, по сути, о поддержке тех инициатив, которые были выдвинуты некоторое время назад.

Сегодня вполне можно учитывать и потребности людей самых разных возрастов, людей с ограниченными возможностями, инвалидов, и делать это надо не откладывая.

Коренной модернизации требует и система физического воспитания в образовательных учреждениях. Опять же по статистике, 80 процентов наших школьников ведут малоподвижный образ жизни: сидят или в классах, или потом продолжают сидеть дома у компьютеров. Они, к сожалению, не вполне обеспечены всеми этими возможностями, мало посещают спортивные секции, даже если они есть. Зачастую в ряде школ, не везде, конечно, так, но в ряде школ и уроки физкультуры проходят совершенно «для галочки», то есть не так, как они сегодня должны идти.

Мы вчера эту тему обсуждали, я встречался с нашими теннисистами, но это можно сказать практически про любую школу. Здесь нужно нам будет поговорить по поводу того, вообще как организовать уроки физкультуры, может быть, применить какие-то другие принципы, которые существуют в некоторых других странах.

Ценой такой «неразворотливости» является ухудшение здоровья у двух третей учащихся и зачастую просто физическая и нравственная деградация. Мы занимаемся сейчас подготовкой допризывников, но, к сожалению, пока только на уровне энтузиазма, нормальной подготовки тоже нет.

Пока нечем особенно похвастаться и студенческому спорту, хотя там есть, конечно, и свои достижения, но здесь сворачивается деятельность спортклубов, а добрая половина вузов – у нас их, к сожалению, стало очень много в ущерб качеству – не справляется даже с требованиями учебной дисциплины по физкультуре, занятий просто нет.

По сей день идёт поиск новых форм организации студенческого спорта и механизмов его финансирования. Не буду говорить банальностей, вы все хорошо знаете, что студенческий спорт – это база для спорта высоких достижений во всём мире. С такими темпами мы, конечно, очень сильно отстанем от тех запросов, которые существуют у наших людей, и это просто неприемлемо.

Очевидно, что необходимо вносить существенные коррективы и иметь, об этом я уже некоторое время назад говорил, чёткую и выверенную стратегию развития физкультуры и спорта до 2020 года. Её основная цель – создать условия для того, чтобы спортом у нас занималась практически хотя бы половина наших граждан и не менее 80 процентов детей. Работа над такой стратегией должна быть открытой, это не ведомственный, а публичный документ, к его подготовке необходимо привлечь все регионы, спортивную общественность и бизнес-структуру, всех, кто здесь присутствует. Однако до утверждения стратегии следует принять и ряд оперативных мер, прежде всего касающихся детей, подростков и молодёжи, выработать такие технологии, которые в короткие сроки смогут сделать их физическое воспитание более привлекательным, а самое главное – более эффективным.

Очень важная проблема, о которой мы неоднократно тоже говорили, – это новые спортивно-педагогические кадры. И самое главное – это другая система их подготовки и материального стимулирования. Нужно этот вопрос рассмотреть и очень жёстко подойти к требованиям по материально-техническому оснащению залов для занятий физкультурой в школах, потому что, если мы туда не добавим денег, ничего не получится.

Обращаю внимание на создание школьных команд по различным видам спорта. Как раз вчера об этом мы говорили во время моей встречи с теннисистами. Я уверен, что можно делать такие команды и по другим видам спорта и организацию всероссийских соревнований между этими командами. Всё это нужно делать очень быстро, особенно учитывая, что уже в 2013 году в нашей стране пройдёт Всемирная летняя универсиада.

Уважаемые коллеги!

Одна из наших центральных задач – подготовка к Олимпийским и Паралимпийским играм в Сочи. Вы знаете, что мы стремимся построить не только олимпийскую столицу, но и один из лучших мировых курортов и дать горожанам, всем гражданам России развитую и удобную инфраструктуру. В этой связи мною принято предложение Правительства о некоторых изменениях в структуре Правительства, и в ближайшее время в этой структуре появится отдельный заместитель Председателя Правительства, который будет координировать вопрос подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм. Все необходимые решения я планирую принять в ближайшее время.

У себя дома мы должны выступить не просто как следует. Надо стремиться к тому, чтобы выступить очень хорошо. Не буду приводить примеров с нашими китайскими друзьями, но надо стремиться именно к таким результатам.

Уже сейчас необходимо провести ревизию подготовки спортивного резерва и при этом предусмотреть стимулы для тренеров, которые готовы довести своих подопечных до наилучших результатов. Мы этой системой занимались в рамках попечительского совета Фонда поддержки олимпийцев. Я, как председатель этого Совета, достаточно много разных программ обсуждал, но это не должно быть только на энтузиазме, только на деньгах, которые дал бизнес, это должно стать системным проектом.

Особого внимания требует организация управления спортом высших достижений. Надо быстрее строить и реконструировать базы подготовки сборных команд, внедрять передовые спортивные и медицинские методики.

Ну и, наконец, ещё одна важная задача – это создание инфраструктуры паралимпийского спорта. Я недавно встречался с нашей паралимпийской сборной. Они очень хотят заниматься и делают это сами понимаете с какими усилиями. Поэтому нашим паралимпийцам нужно дать возможность чаще выступать на международных и всероссийских соревнованиях.

Значение спорта для любого общества невозможно переоценить, особенно для растущего общества, для укрепляющегося государства. Поэтому то, чем мы с вами сегодня занимаемся, – по сути, один из важнейших государственных приоритетов. С этой позиции я и предлагаю организовать обсуждение.

Заключительное слово на совместном заседании президиума Государственного совета и Совета при Президенте по развитию физкультуры и спорта

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

Я бы хотел коротко подвести итоги, потому что наша с вами работа на этом, естественно, не заканчивается. У нас регулярно будет проходить Совет по развитию физкультуры и спорта, но, естественно, мы можем вернуться к этой проблематике и должны будем вернуться к ней в ходе подготовки и к Универсиаде, и к Олимпиаде.

Тем не менее по итогам сегодняшней работы я дам поручение Правительству и, наверное, это главное, утвердить стратегию развития физкультуры и спорта на период до 2020 года, то, собственно говоря, чем мы сейчас и занимаемся. В числе поручений, которые будут даны, – разработка нормативов материально-технического оснащения занятий по физкультуре в образовательных учреждениях и учёт этих нормативов уже при подготовке лицензионных и аккредитационных требований. Вот на это я хотел бы специально обратить внимание Министерства образования, потому что мы не должны лицензировать и аккредитовывать образовательные учреждения, в которых только стул и стол. Это расточительно прежде всего в связи с тем, что там проблемы со здоровьем возникают и у детей, и у студентов. И нужно посмотреть вообще на самом деле, что делается и в других высших учебных заведениях. Я даже, может быть, больше скажу: если университет не способен решить вопросы физкультуры и спорта, это может быть вполне достаточным основанием, чтобы его лишить лицензии, даже если это университет, который другие требования выполняет.

Необходимо обеспечить совершенствование системы проведения всероссийских соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях просто привлечения большего количества детей (то, о чём сейчас Ирина Константиновна [Роднина] говорила) – это тоже одна из важных задач.

Пора поставить точку в вопросе о новой системе оплаты труда тренеров, инструкторов, преподавателей физкультуры, медицинских работников, которые работают в сфере физической культуры и спорта, с учётом результативности, естественно, их деятельности. По этому вопросу уже неоднократно давались поручения. Я думаю, что Правительству должно хватить несколько месяцев, чтобы по этому поводу окончательно сформулировать свою позицию. А то говорим об этом много, а решения никакие не принимаются. Я помню, этот вопрос ещё затрагивался в феврале, по-моему, месяце, когда мы были на одном из заседаний Совета и президиума, в Казани, по-моему, мы об этом говорили вот в как раз у нашего коллеги, Минтимера Шариповича. Нет решения пока. Надо поставить точку в этом вопросе. Срок – три месяца.

Мне кажется, неплохой идеей является проведение ежегодного всероссийского конкурса на лучшего преподавателя физкультуры, тренера спортсмена и спортивного врача. Чем больше будет таких конкурсов, тем лучше. Естественно, начинать нужно со всероссийского уровня, но двигаться в сторону региональных позиций.

И я полностью поддерживаю последнюю идею, которая прозвучала, по информационному банку и реестру объектов спорта. Мы должны знать, что у нас есть, что осталось, что создано заново, потому что это наше богатство. Причём этот реестр, естественно, должен быть сквозной, он должен включать и государственные спортивные объекты, и частные спортивные объекты. Вот такую задачу необходимо будет решить по всем субъектам Российской Федерации. Так что поддерживаю необходимость этого.

Здесь ряд конкретных вещей звучал. Я думаю, что нам нужно действительно определиться, как быть с финансированием ряда спортивных объектов, может быть, подумать и об изменениях в законодательстве. В докладе Валерия Павлиновича [Шанцева] об этом говорилось. Я бы хотел, чтобы мы посмотрели на этот вопрос с разных углов, а не только с точки зрения безусловного обеспечения интересов и сбалансированности бюджетного законодательства. Это, конечно, очень важно, но это еще не всё.

Здесь говорились и другие полезные вещи, мы тут коротко обменялись со Светланой Сергеевной Журовой по поводу кадров для эксплуатации спортивных сооружений. Это, мне тоже кажется, довольно важная тема, которую можно было бы посмотреть на уровне Министерства образования и, соответственно, Министерства спорта, просто посмотреть, кто у нас этим занимается, потому что занимается чёрт знает кто, а это, в общем, серьёзная тема, не говоря уже о различных печальных случаях, которые происходят на территории спортивных объектов. Надо понять, кто за этим всем стоит, кто за это отвечает, кто готовит такие кадры, может быть, определить и круг уполномоченных вузов.

И последнее, что мне хотелось бы сказать сегодня. Мы все понимаем, что нынешняя ситуация на международных финансовых рынках не очень располагает к долгосрочным инвестициям. Мы думаем о том, что будет завтра. Но, если говорить о приоритетах, а каждое государство должно приоритеты свои выстраивать в этой сфере, я считаю, что любые затруднения такого порядка не должны влиять или не должны оказывать слишком сложного влияния на ряд базовых отраслей. Это, конечно, социальная сфера, необходимость поддержания соответствующих стандартов жизни. Мы это обязаны обеспечить и на федеральном уровне, и на уровне регионов. Это же касается и финансирования физкультуры и спорта, потому что в конечном счёте это качество и продолжительность жизни всех наших людей.

Я хотел бы, чтобы все присутствующие здесь руководители субъектов Федерации именно этим руководствовались при определении приоритетов развития в самое ближайшее время.

Спасибо вам за работу.

Пресс-служба Президента России

Версия для печати