Активист-трезвенник:  в УрФО нужен сухой закон. Ведь мы нисколько не хуже Чечни. Ведь так?
6 сентября 2016

Разница в доходах между богатыми и бедными регионами выросла в семь раз

Доходы 20% самых богатых российских регионов почти в семь раз превышают доходы 20% самых бедных регионов. Таковы выводы авторов исследования, проведенного Аналитическим кредитным рейтинговым агентством. За счет помощи из федерального бюджета этот разрыв удается сократить до четырех раз, однако сокращение трансфертов, которое планируется в 2017г., приведет к увеличению разницы.

Разрыв по доходам между богатыми и бедными регионами заметно увеличился, считают авторы исследования, проведенного Аналитическим кредитным рейтинговым агентством (АКРА). По мнению авторов исследования, это происходит из-за сокращения трансфертов регионам из федерального бюджета. По итогам первого полугодия 2016г. неравенство в доходах между богатыми и бедными регионами «вновь усугубилось», а с 2012г. года разрыв увеличился на 10%, приводит выводы аналитиков агентства РБК.

Для своих расчетов авторы исследования использовали показатель бюджетных доходов на душу населения (по данным неконсолидированных бюджетов регионов). Аналитики приходят к выводу, что если отбросить безвозмездные поступления из федерального бюджета, то 20% самых богатых регионов имеют уровень собственных доходов (налоговые и неналоговые поступления) в 6,8 раза более высокий, чем 20% самых бедных.

За счет помощи из федерального бюджета разрыв регионов в собственных доходах удается сократить до 4,2 раза, но сокращение трансфертов, которое сейчас наблюдается повсеместно, ведет к увеличению этого разрыва. По данным агентства, только в I полугодии 2016г. объем трансфертов регионам стал меньше на 12%, в итоге доля федеральных субсидий в доходах бюджетов снизилась до 17%. В 2015г. эта доля составляла 20%.

Минфин уже предупредил, что в следующем году все межбюджетные трансферты будут сокращены на 15,5%, «в первую очередь это касается субсидий», об этом еще в июле сообщила директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина. К примеру, дотации на реализацию «майских указов» по повышению заработной платы бюджетникам будут снижены на 5%, а трансферты на дорожную деятельность планируется сократить почти в два раза.

В целом при условии неизменности налоговой политики доля трансфертов в доходах бюджетов будет снижаться на 1% в год, что будет обусловливать рост неравенства и в дальнейшем, прогнозируют аналитики АКРА. Что же касается собственных источников, то в 2016г. у региональных бюджетов, по сути, их осталось два – НДФЛ и акцизы, говорится в исследовании. Однако в будущем году на рост налоговых доходов регионам вряд ли стоит рассчитывать: экономика постепенно уходит в тень, повышается доля неформальной занятости. С учетом того что дополнительные возможности, полученные в результате девальвации и импортозамещения, были исчерпаны еще в 2015г., в текущем году ждать роста сборов налога на прибыль уже не приходится.

Отметим, что в начале 2016г. доля коммерческого долга в общем долге регионов составляла 60%. После того как регионам дали возможность замещать часть коммерческого долга бюджетными кредитами, эта доля сократилась до 49%. Однако аналитики АКРА ожидают, что в 2017г. возможности по замещению долга ограничатся. Из-за сокращения доходной части и давления на расходную часть дефицит бюджетов регионов в следующем году только увеличится. В итоге регионам придется вновь выходить на финансовые рынки: брать банковские кредиты и размещать облигации. Объем предполагаемых заимствований аналитики оценивают примерно в 100 млрд руб. 

Версия для печати
Главное