3 сентября 2019

Эксперты: заявляя об отмене льготных тарифов для ДФО, Аэрофлот торгуется с властью

Большой общественный резонанс на Дальнем Востоке вызвало заявление гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева о возможности отмены льготных тарифов на авиаперевозки. Вопрос транспортной доступности в ситуации для дальневосточных регионов не столько экономический, сколько политический, считает политолог Дмитрий Журавлёв. Пока общественность негодует, эксперты уверены, что перевозчик просто торгуется с властью. Политолог Павел Салин считает, что «Аэрофлот» таким образом пытается компенсировать растущие расходы: «Это не самодеятельность или необдуманные слова, Савельев, скорее всего, просто обозначает переговорную позицию с государством».

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в интервью «Интерфаксу» заявил о возможности отмены «плоских» (бюджетных) тарифов для дальневосточных регионов в связи с их убыточностью. «Мы ввели «плоские» тарифы в 2015г. как временную меру, чтобы поднять мобильность населения. Это было сделано, сейчас летают люди, которые раньше вообще не летали, те же пенсионеры. Тариф 22 тыс. руб. туда-обратно на «России» и 25 тыс. на «Аэрофлоте» – если вы пересчитаете на час полета, то такси в Москве стоит столько же или дороже точно, мы это считали. Поэтому это серьезная потеря для «Аэрофлота», – сказал Савельев.

Заявление вызвало большой общественный резонанс на Дальнем Востоке, в особенности учитывая, что президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев постоянно говорят об особых транспортных преференциях для ДФО, а также тот факт, что «Аэрофлот» включен федцентром в состав лиц и организаций, которые своими действиями способствуют стратегическим направлениям деятельности правительства России.

Политолог, директор Центра политологических исследований при Финансовом университете Павел Салин уверен, что «Аэрофлот» просто торгуется с властью в попытке компенсировать растущие расходы. «Это не самодеятельность или необдуманные слова, Савельев, скорее всего, просто обозначает переговорную позицию с государством. У «Аэрофлота» есть множество различных предложений по вопросу компенсации своих расходов из бюджета. И руководство компании говорит о том, что если власть не пойдет навстречу этим предложениям, то ему придется пойти на социально непопулярные меры. В том числе и отмену подобных тарифов. Естественно, власть подобного не допустит и ей придется, так или иначе, раскошелиться», – считает Салин.

Вопрос транспортной доступности в ситуации для дальневосточных регионов не столько экономический, сколько политический, считает политолог, гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. «Для любых регионов России транспортная доступность центра – это вопрос уже не финансовый, не бизнеса, а политический, – подчеркивает эксперт. – И если из регионов ДФО до Токио долететь будет дешевле, чем до Москвы, то объективно экономической столицей Дальнего Востока станет Токио. И само восприятие страны как целой начинается только тогда, когда люди понимают: это их страна и внутри нее они могут попасть куда угодно. А если этого нет, то ощущения единства не возникает. Дорогие билеты просто ломают это ощущение общего пространства. Это очень опасно для такой страны, как наша, в которой население – на одном конце, а богатства – на другом».

Отметим, что ранее президент РФ Владимир Путин не раз подчеркивал, что «в стране не должно быть таких мест, откуда невозможно улететь». При этом «Аэрофлот» как компания, 51,17% акций которой принадлежат государству, включен в состав лиц и организаций, которые своими действиями способствуют стратегическим направлениям деятельности правительства России.

Наблюдатели между тем удивлены: всего год назад Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики просило премьер-министра Дмитрия Медведева дать поручение проработать вопрос о дополнительном субсидировании местных воздушных перевозок в ДФО. Президент подписал закон, устанавливающий льготную ставку НДС в 0% на пассажирские авиаперелеты на Дальний Восток. Теперь же «Аэрофлот» снова заявляет о том, что ему не хватает денег.

«Если сейчас президент и премьер-министр Савельева не одернут, он как заявил, так и сделает. И это будет очень большая ошибка. Поэтому сейчас важно «Аэрофлоту» либо не позволить это сделать, либо как-то больше дотировать из бюджета эти тарифы», – резюмирует политолог Журавлёв.

Версия для печати