Президент Путин:  будем идти только вперед, побеждать ради своих семей и ради России!
20 июля 2022

В поисках кода: проект «КОД: РОССИЯ» презентовал итоги исследования

18 июля в павильоне «Россия – моя история» на ВДНХ эксперты и молодежь искали пути к пониманию в рамках проекта «КОД: РОССИЯ».

Проект «КОД: РОССИЯ», созданный командой профессионалов в области политических проектов, маркетинга и профсоюзного движения в рамках программы «Женщина-лидер» мастерской управления «Сенеж», провел исследование смыслового поля современной молодежи из 41 региона России.

Исследование, как говорят авторы проекта, – первый этап проекта общественных дискуссий и партнерств для регионов страны. По мнению команды, проект сможет помочь поколениям «старших» и «молодых» найти контакт и достичь взаимопонимания, а также найти новые подходы к развитию молодежной политики в регионах России.

В онлайн-исследовании приняли участие более 500 молодых респондентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Курской, Томской, Тамбовской, Ростовской областей, Татарстана, Карелии, Дагестана, Пермского края и других регионов. Команда проекта задавала открытые вопросы, чтобы получить развернутое мнение о проблемах молодых людей, их мнение относительно власти, мира взрослых, политики и стратегии развития России.

В качестве экспертов и участников дискуссии выступили председатель Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы Екатерина Драгунова, омбудсмен по делам предпринимателей Москвы Татьяна Минеева, депутаты ГД РФ Александр Мажуга и Станислав Наумов, проректор мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина, член Общественной палаты РФ Наталья Кравченко, главред Daily Storm Алёна Сивкова. Модератор встречи – капитан команды проекта «КОД: РОССИЯ», политконсультант, эксперт по PR и GR-коммуникациям Алёна Август.

Исследование как повод для дискуссий

Что важного выделяет молодежь в своем смысловом поле? Это экономический и социальный блоки, ценности и огромный пласт, посвященный коммуникациям и деятельности.

Переживания касаются в основном вопросов безработицы и трудоустройства, финансового благополучия, получения образования, опасения – это экономический кризис и ухудшение международной обстановки, экологические проблемы и чисто человеческие страхи одиночества, потери близких, разочарования. Среди жизненных целей на первом месте семья, профессиональная самореализация, хочется отметить также ценность «стать счастливым».

В качестве важных перспектив молодежь выделяет вопросы развития спортивной и досуговой инфраструктуры, рост инвестиций в образование, поддержку государством инициатив молодежи. Притом многие указывают на необходимость улучшения информационной работы о проводимых мероприятиях, важность учета мнения всего массива молодежи, а не только «активного круга».

«Не слышал», «нет информации», «мало информации» – самая частая претензия к информированию о молодежных мероприятиях. Что интересно, даже те, кто говорят, что в мероприятиях участвуют редко, считают их качество недостаточным, многие говорят, что мероприятия становятся «пунктиками в красивом отчете». Важно исследовать в дальнейшем причины возникновения такого мнения, даже если оно ошибочно.

Молодежь на удивление неплохо оценивает работу власти в целом как в регионе (39%), так и на федеральном уровне (55%). Интересная ситуация наблюдается в восприятии образа бизнесмена: как кажется молодежи, бизнесмены довольно критичны к молодым и не хотят вникать в их проблемы, при этом сама молодежь в своих оценках и рекомендациях бизнесу чаще позитивна.

В волонтерство вовлечены 64% участников исследования, и, судя по высказываниям, эта деятельность многим помогает найти понимающее окружение, чувствовать себя нужным, бороться с одиночеством – помогая другим, помогать и себе самим. Люди, занятые в волонтерстве, дают более высокие оценки молодежным проектам.

О том, насколько разнообразно смысловое поле современной молодежи, свидетельствует и общий массив, и топ-линейка личностей, указанных как авторитеты в области политики, культуры, спорта и общественной деятельности. Первые места в «топ-политике»: Владимир Путин (55%), Сергей Лавров (20%), Владимир Жириновский (17%). «Топ-бизнес» – Олег Тиньков (15%), Павел Дуров (14%), Сергей Галицкий (9%), а за ним – Илон Маск (8%). «Топ-культура» – Александр Пушкин (11%), Никита Михалков (7%), Фёдор Достоевский (5%). Константин Хабенский единственный указан в двух категориях – культура и общественная деятельность.

Подбор ключей к «КОДу: РОССИЯ»

Алёна Август, капитан команды проекта «КОД: РОССИЯ», отметила, что для инициаторов исследования было важно дать молодежи возможность высказаться: «Мы не давали образцов ответов, стремясь уйти от принципа тестирования. Это довольно усложнило обработку результатов, ведь, по сути, у нас получилась масштабная фокус-группа, ведущая обсуждение в очень разных категориях на своем языке. Кто-то отвечал кратко, а кто-то писал историю своей жизни. Мы буквально поговорили с каждым из 507 человек. Как показывает исследование, чтобы понимать современную молодежь и строить эффективную молодежную политику, важно говорить со всей молодежью, тестируя предложения и собирая их, анализируя ситуацию в деталях. Проект «КОД: РОССИЯ» готов в этом помочь – провести стратегические сессии и дискуссии с вовлечением молодежи и лиц, принимающих решения, организовать общее пространство коммуникаций и… еще много идей есть у нас в запасе!»

Депутат Государственной Думы Станислав Наумов активно включился в дискуссию с посылом: «Это даже не социологическое, а психологическое исследование. Каждое мнение имеет свою ценность и имеет свою интерпретацию. Важно понять, что не является шаблоном, а является искренностью, что называется позицией поколения. Напомню, что поколение – это каждые 12 лет. Было бы интересно найти противоречия!»

Председатель Комитета общественных связей Москвы Екатерина Драгунова поделилась своими данными: «В Москве много ребят из других регионов. Мы не делим на наших и не наших. Мы провели тоже свое исследование со Сбербанком. Было интересно, куда молодежь тратит деньги – явно же там, где им комфортнее. Также мы выявили, что на первом месте у молодежи психология ЗОЖ, психология спорта, психология здравого смысла – и в этом мы созвучны».

Член Общественной палаты РФ Наталья Кравченко поддержала идею исследования смыслового поля молодежи, предложив разобраться и с таким важным вопросом, как выбор профессии и вуза, вопросами качества образования.

Омбудсмен по защите прав предпринимателей Москвы Татьяна Минеева предложила молодежи активнее включаться в предпринимательскую среду – это поможет лучше ее узнать.

Проректор мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина подчеркнула, что молодежных проектов много не бывает, а значит, необходимо доносить до молодежи информацию о них.

В ходе дискуссии молодежь и эксперты нашли первые ключи к «КОДу: РОССИЯ», а именно: свобода, любовь, образование, умение слышать.

После дискуссии участники посетили экскурсию по мультимедийной выставке «Пётр Великий. Рождение империи», приуроченной к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I, что символично, ведь и Пётр начинал свои усовершенствования всего и вся в довольно молодом возрасте. А значит, у российской молодежи есть потенциал.

Исследование активно комментируют эксперты

Павел Склянчук, политолог:

«Полученные результаты указывают на то, что молодежь готова быть полезной для государства, но ждет от него поддержки. Такой подход нельзя назвать иждивенческим, больше похоже на «баш на баш» – готовность выстраивать взаимовыгодное сотрудничество с государством. Это скорее хорошая новость, но хуже то, что молодежь сегодня не понимает, как она может быть полезна государству, кроме того, чтобы просто быть гражданином или даже активным гражданином. Работать, создавать семью, следить за экологией – такие общие ответы наводят на мысль, что по-настоящему к ситуации, когда Родина скажет «надо», мало кто готов. Например, никто не отметил участие в выборах или служение в армии в качестве формы принесения пользы государству. Недавно на форуме «Территория смыслов» Сергей Кириенко призывал молодых людей не бояться мечтать, идти к своей мечте, как это делали Ломоносов, Менделеев, Чайковский и Гагарин. Нынешнее поколение молодежи станет первым из тех, кому предстоит не искать образ будущей России – он уже найден, – а формировать его. От успешности каждого будет зависеть успех всей страны».

Александр Хуруджи, предприниматель, глава комитета по правозащите партии «Новые люди»:

«Интересное наблюдение у меня по результатам опроса молодежи: большинство не совсем понимают разницу между предпринимателями и главами госкорпораций, которые, судя по ответам, воспринимаются молодежью как бизнесмены. Возможно, это результат позиционирования Грефа, Миллера, еще один удивительный факт – присутствие во многих российских опросах Илона Маска, которого, видимо, общественное мнение в молодежной среде причисляет к отечественным бизнесменам.

Предприниматели (как видит это молодежь) о молодежи думают: активная, но неопытная, всему надо учить. А так ли это плохо? Если учишь сразу правильно, если в процессе обучения молодежь с незашоренным взглядом предлагает улучшения в работе предприятия? Без свежих взглядов, без новых кадров любой бизнес деградирует, и приход молодых сотрудников – это всегда новые идеи и шанс не остановиться бизнесу в развитии.

У молодежи за счет государственной пропаганды, к сожалению, сформированы не самые правильные с экономической точки зрения приоритеты восприятия предпринимателей. То, что предприниматель помогает региону, конечно, важно, а как иначе, ведь он дает налоги и рабочие места, но все-таки устойчив во времени только бизнес, дающий прибыль. Поэтому бизнес должен быть прежде всего прибыльным, тогда и в развитии будет заинтересованность, и в притоке новых сотрудников, и заинтересованность в молодежи».

Дмитрий Гусев, депутат Государственной Думы (СРЗП):

«У молодежи вполне понятные основные потребности – работа, жилье, семья. Молодые люди хотят получать образование, которое должно быть непрерывным. И все это молодые люди ждут от государства, и в этом ничего страшного нет, так как цифра не тотальная, многие рассчитывают на себя. Что удивило, что они считают, что поддерживать их инициативы должно государство, и тут цифра довольно высокая. Это довольно странная позиция для молодежи, которая обычно рассчитывает на себя, я расцениваю это как своего рода пессимизм.

Ответы на вопрос «Что ты можешь сделать для страны?» меня порадовали. Видно, что большинство хотят что-то сделать для страны, хотят быть полезными и полны энергии, значит, у них все получится».

Наталья Плявинская, генеральный директор Фонда инвестиционного развития Псковской области:

«Ознакомившись с исследованием проекта «КОД: РОССИЯ», убеждаюсь: большое количество различных молодежных общественных организаций обесценивает те ресурсы, которые выделяет государство на работу с молодежью.

Зачастую деятельность нескольких организаций направлена на одни и те же группы молодежи, и, как правило, именно на те, которые и без поддержки государства реализуют свои жизненные цели.

Необходима консолидация в сфере работы с молодежью с целью повышения ее ценности для целевых аудиторий и государства».

Игорь Виттель, президент аналитического агентства «Политика и Безопасность»:

«Меня слегка удивило, что отношение к региональным властям достаточно положительно – точно не так отрицательно, как можно было ожидать, ведь основные конфликты как раз существуют внутри регионов. Среди политиков меня, конечно, удивило появление, мягко сказано, странных личностей, как Коля Бондаренко, особенно на фоне выявленного положительного отношения к властям. Вообще можно отметить весьма разношерстный подбор политиков, особенно меня удивило появление Маргарет Тэтчер».

Дискуссию можно посмотреть в трансляции в группе проекта:

https://vk.com/video/@public214207330?list=da11552c7e95201bcd&z=video-214207330_456239028

Версия для печати