Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
6 февраля 2009 | Архив

Владимир Путин: наша задача – придать рублю качество резервной валюты

Председатель Правительства РФ провел заседание Правительства Российской Федерации.

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Основной вопрос сегодняшней повестки дня – это анализ эффективности мер по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики России. Фактически речь идет о подведении промежуточных итогов по реализации антикризисного плана.

Полагаю, что сегодня нет необходимости вновь подробно останавливаться на его основных положениях. Все действия по смягчению негативного влияния глобального кризиса на российскую экономику были прозрачными и публичными. Они принимались в результате активного диалога с регионами, деловыми кругами, ключевыми политическими силами и общественными организациями. В таком же ключе, в таком же режиме мы намерены действовать и впредь.

Мы обещали, что, как бы ни было трудно, никакой «шоковой терапии» не будет. Считаю, что основным результатом принятых мер как раз и стало то, что страна избежала кризисного шока.

Мы дали возможность адаптироваться к возникшей ситуации всем участникам экономической деятельности, гражданам, не допустили обвальной девальвации, снизили налоги, поддержали наиболее пострадавшие от кризиса отрасли реального сектора экономики – достаточно упомянуть сельское хозяйство и масштабные меры, которые там принимаются. Разворачиваем программы помощи гражданам, потерявшим работу или столкнувшимся с трудностями при выплате, скажем, ипотечных кредитов.

Отдельно хотел бы остановиться на мерах поддержки банковского сектора. Доверие к банкам и их работоспособность в целом сохранены. Об этом свидетельствует как увеличение вкладов населения, так и положительная динамика выдачи кредитов предприятиям. Темпы роста кредитования пока недостаточны, это очевидно, и нужно об этом сказать прямо. Однако кредитование восстановлено. Темпы роста кредитования реального сектора сегодня – более одного процента в месяц. Еще раз хочу сказать – конечно, этого явно не достаточно. Следующая наша задача – увеличить эти темпы.

Мы прекрасно понимаем, что от устойчивости работы банков зависит и перспектива развития всей экономики.

Позавчера на совещании по экономическим вопросам был принят ряд принципиальных решений, о которых я хотел бы сегодня рассказать.

В ближайшие месяцы государство существенно увеличит долю своего участия в банковском капитале второго уровня. Сейчас речь идет, прежде всего, о коммерческих частных банках. Еще раз подчеркну – именно второго уровня, то есть речь идет о так называемых субординированных кредитах. Они предоставляются на длительный срок, не могут быть востребованы досрочно и потому учитываются в капитале банков фактически, но при этом не предоставляют кредиторам права участвовать в управлении банком и не меняют структуру его собственности.

Мы считаем нецелесообразным прямое вхождение государства в капитал первого уровня частных учреждений, то есть не стремимся непосредственно скупать акции частных банков. Во-первых, потому, что ответственность за их судьбу все же должны нести нынешние собственники – незачем им прятаться за «широкой спиной» государства. Это не тот случай. Во-вторых, вхождение государства в капитал первого уровня может привести к нарушению прав миноритарных акционеров, что также недопустимо.

Механизм предоставления субординированных кредитов будет следующим. Помимо уже выделенных 225 миллиардов рублей, на эти цели будет дополнительно направлено 100 млрд рублей.

Субординированный кредит получат те коммерческие банки, акционеры которых примут решение о соответствующем увеличении капитала за свой счет, то есть на один рубль дополнительной капитализации коммерческие банки получат один рубль субординированного кредита.

Кроме того, будет увеличен капитал государственных банков. Здесь, конечно, речь может идти об участии государства в капитале первого уровня, то есть об увеличении присутствия государства в этих банках. Речь идет о ВТБ, на эти цели мы предполагаем 200 млрд рублей, Внешэкономбанке -100 млрд рублей и плюс возможно 100 млрд субординированного кредита. Не будет забыт и Сберегательный банк, если ему потребуются дополнительные финансы. Эту задачу готов и будет решать Центральный банк Российской Федерации, как главный акционер.

И еще о чем хотел бы сказать особо. Считаю важным подчеркнуть, что на первом этапе поддержки банковской системы речь шла фактически о спасении финансовой системы страны. И мы не обременяли выделение ликвидности системными требованиями к этим банкам. Повторяю – так как главной задачей было спасение самого финансового сектора и обеспечение сохранности сбережений граждан России.

Следующий этап поддержки банковской системы должен сопровождаться обязательным применением специальных мер по кредитованию реального сектора экономики.

Такие меры в целом уже выработаны Внешэкономбанком, они должны найти свое широкое применение, должны быть опробованы на практике и широко применяться. Выдача субординированных кредитов должна быть обусловлена этими требованиями.

Я поручаю Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития обратить на это особое внимание и использовать в своей практической работе. Конечно, в дальнейшем потребуются дополнительные меры по поддержке не только банков, но и других секторов экономики. Мы делаем это, как я уже сказал, и будем делать дальше. Правительство будет держать постоянно эту работу в поле своего зрения, будем постоянно этим заниматься.

Эти дополнительные шаги необходимо тесно увязать с нашими стратегическими планами и задачами. Они должны эффективно работать на структурную перестройку и повышение эффективности всей экономики.

Один из таких вопросов, имеющих как антикризисное, так и стратегическое значение – это формирование в России международного финансового центра. Соответствующую Концепцию мы сегодня должны будем рассмотреть.

Для нас ясно, что одна из проблем, с которой Россия сталкивалась на протяжении предыдущих лет, которую мы особенно остро осознали в кризисный период, – это недостаточное развитие финансового сектора страны. Здесь мы должны действовать с осознанием реальности происходящих событий, без всяких лишних амбиций, но и понимая то, что происходит и в нашей экономике, и в экономике наших ближайших соседей.

Мы уже не раз говорили о том, что мы ставим перед собой задачу – придать российскому рублю качество резервной валюты. Уверяю вас – это вполне понятная и достижимая цель. Уже сегодня с некоторыми странами во внешней торговле используются рублевые расчеты. Я недавно говорил об этом и хочу повторить. Наш экспорт в Белоруссию на 90% обслуживается российскими рублями, 45-50% импорта из Белоруссии – тоже российскими рублями. То есть в рублях мы фактически обслуживаем весь товарооборот между двумя странами. Увеличение использования нашей национальной валюты в расчетах с другими странами мы видим и на некоторых других направлениях нашего сотрудничества с ближайшими соседями.

Если мы учтем, что уровень и глубина кооперации некоторых наших предприятий с республиками бывшего Советского Союза имеет беспрецедентный характер в мировой экономике, если мы будем иметь в виду, что энергетические системы, доставшиеся еще со времен Советского Союза, у нас действуют фактически в едином режиме, мы существуем в единой системе, железнодорожный транспорт работает практически в едином режиме, то станет понятно, что эта цель является абсолютно реалистичной. И ее реализация пойдет на пользу как российской экономике, так и нашим основным партнерам на пространствах СНГ.

Последние события, связанные с кризисом, еще раз убедительно доказали, насколько дискомфортной является избыточная зависимость от внешних источников финансирования, когда ключевые решения, затрагивающие российский финансовый рынок, принимаются, главным образом, за пределами Российской Федерации, причем по критериям, слабо связанным с реальным состоянием российских предприятий и российской экономики в целом.

Необходимо создать условия, чтобы именно в России компании могли привлекать необходимый для развития капитал, а граждане – с выгодой и надежно размещать свои накопления.

План основных мероприятий по созданию в России международного финансового центра рассчитан на 5 лет, но основные законы, необходимые для функционирования современных биржевых институтов, оптимизации налогообложения операций с ценными бумаги, должны быть приняты довольно быстро.

При этом важно обеспечить их тщательную проработку и детальное обсуждение в экспертном сообществе, с депутатами Государственной Думы. Не следует повторять ошибок других стран, прежде всего в части слабого и неэффективного регулирования операций с ценными бумагами, что, как известно, и привело к мировому экономическому и финансовому кризису.

Давайте перейдем к обсуждению сегодняшней повестки.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати
Главное