9 июня 2025

«Москва – стране»: Мария Воропаева предлагает новый подход к работе с талантливыми детьми

Мария Воропаева, первый заместитель Руководителя Центрального Аппарата ЛДПР, депутат Московской городской Думы

Депутат Московской городской Думы, первый заместитель Руководителя Центрального Аппарата ЛДПР, Мария Воропаева представила предложения по развитию талантов в России, объявив о запуске масштабного проекта «Москва – стране». Инициатива парламентария направлена на распространение успешного опыта столицы в регионы для сокращения социального неравенства. Первым этапом проекта станет выявление и поддержка перспективной молодежи. Для достижения целей проекта будут задействованы партийные ресурсы ЛДПР. Также в планах установить партнерские связи с бизнесом, образовательными и некоммерческими организациями.

Необходимость такого шага Мария Воропаева отметила, комментируя новость об установлении ограничений на платный прием в высшие учебные заведения страны. По её словам, сложно отрицать необходимость ориентирования приемных кампаний в вузы на решение общегосударственных задач и ликвидацию кадрового дефицита по ряду направлений. Не менее важно повысить престиж специальностей, которые соответствуют целям обеспечения технологической независимости и технологического лидерства родины. Однако, по мнению Воропаевой, смотреть на ситуацию нужно шире, а искать таланты и профориентировать их необходимо раньше:

«Прошлый год стал для России триумфом – наши школьники на восьми международных олимпиадах выиграли 43 медали: 32 золотых и 11 серебряных. Наша страна входит в топ-5 по результатам международных олимпиад. Кроме того, российские школьные сборные участвовали и в других международных интеллектуальных состязаниях, завоевав 61 медаль (36 золотых, 21 серебряную и четыре бронзовые).

Россия всегда славилась талантливыми людьми. Мы знаем их имена, гордимся их достижениями. Но таланты нужны не только для того, чтобы прославлять страну, — они призваны делать ее сильной, конкурентоспособной, великой. Если мы хотим видеть Россию среди лидеров мирового сообщества, мы должны активнее заниматься поиском и поддержкой одаренных детей и молодежи. Не устранив пробелы в работе с ними, мы рискуем проиграть в глобальной гонке за лидерство.

В нашей стране тысячи одаренных ребят, которые мечтают о том, чтобы их способности были замечены и поддержаны. Достижения в спорте, искусстве, науке или технологиях — все заслуживают внимания и шанса на дальнейшее развитие. Ведь не талантливых детей не бывает — бывают дети, которых вовремя не заметили и не поддержали. Где-то это упущение педагогов, родителей, где-то — государства. Наша задача — глубоко погрузиться в эту тему, изучить тщательно проблемы регионов и найти решения, которые позволят выстроить масштабную экосистему развития талантливой молодежи.

При этом педагоги уже давно с тревогой говорят, что кузницы юных гениев – это буквально несколько школ в Москве, Петербурге и Новосибирске. Из топ-50 успешных школ лишь девять – не из Москвы. Еще пять – это Питер и Московская область. То есть вся «нестоличная Россия» – это четыре школы. Сильные школы нужны всем регионам. Но сложность не только в них.

Квалификация педагогов также далеко не всегда находится на уровне, позволяющем решать задачи по выявлению и развитию способностей детей. Это особое мастерство, основанное на высоком профессионализме, а также чуткости и умении видеть потенциал ребенка. Наши учителя перестали быть воспитателями талантов, но превратились в администраторов классов.

Имеющаяся система поддержки одаренных детей требует пересмотра. Да, в регионах создаются центры развития, проводятся местные конкурсы, работают педагоги и наставники. Но зачастую это частные, несистемные инициативы. Значительно ограничивают возможности ребят из глубинки такие проблемы, как отсутствие финансирования на поездки, проблемы с транспортной доступностью и другие. Решение этих вопросов также требует системного решения.

Важно понимать, что существующая система поддержки одаренных детей в большей степени ориентирована на работу с уже выявленными талантами. Получается, что государство оказывает поддержку тем, кто в свое время проявил активность и кого смогли заметить. Таланты, которые вовремя не обнаружили, остаются в тени и, соответственно, не получают необходимую помощь.

Кроме того, имеющаяся в настоящее время образовательная парадигма формировалась в середине XX века. Сейчас, когда мы входим в середину XXI века, подход к обучению должен быть иным. В современном обществе куда важнее саморазвитие и поиск своего истинного профессионального пути, а не массовая подгонка под общие образовательные стандарты.

Сейчас наша цель — реформировать подход к выявлению талантливых детей и молодежи на федеральном и региональном уровнях. А также выработать единые механизмы по поддержке талантов, независимо от регионов проживания таких ребят. Для этого мы задействуем партийные ресурсы, будем выстраивать партнерские связи с бизнесом и образовательными учреждениями, которые в дальнейшем поддержат как финансово, так и методически наш проект. Также мы перенесем успешные практики Москвы в регионы. Например, в столице уже действуют программы раннего выявления талантов, система грантов для одаренных и талантливых детей, а также городские олимпиады для раннего выявления способностей детей и их последующего индивидуального сопровождения. Эти наработки необходимо масштабировать. Важно учесть и передовой опыт столицы, как большого мегаполиса, в деле формирования новой, современной системы воспитания подрастающего поколения, в которой школьники имеют возможность в соответствии со своими внутренними запросами самореализоваться практически в любом деле.

Мы приглашаем к диалогу и сотрудничеству всех, кто заинтересован в развитии и процветании наших потомков и нашей страны. Давайте начнем с всестороннего обсуждения, принятия проблемы и сбора предложений. Мы готовы не только стать организаторами этого процесса, но и продвигать конкретные предложения на законодательном уровне и на уровне Правительства Российской Федерации.

Нам важно услышать и объединить мнения родителей, профессионального педагогического сообщества и представителей региональной и федеральной власти. Фактически мы предлагаем изменить саму цель образования: с формирования тысяч исполнителей необходимо перейти в штучное творческое «производство» уникальной человеческой единицы.

Только так мы сможем добиться реальных результатов. Талантливая молодежь — это будущее России. Мы обязаны дать каждому молодому человеку шанс заявить о себе».

Версия для печати
Главное