Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
31 марта 2009 | Архив

Владимир Путин: все регионы примут участие в поддержке отечественного автопрома

Председатель правительства России провел на ОАО «АВТОВАЗ» совещание по вопросу «О мерах по стабилизации и оздоровлению автопрома».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы уже неоднократно в том или ином составе обсуждали проблемы автопрома, говорили о необходимости обеспечения сбыта автомобильной техники и наметили ряд мер, которые касаются поддержки спроса среди населения, обеспечения госзаказа.

Напомню, что это связано с 2/3 субсидирования рефинансирования ставки Центрального банка для граждан, которые приобретают автомобильную технику по кредитам в нише до 350 тысяч рублей. Это связано с увеличением закупок государством. 12,5 млрд рублей мы выделили для различных министерств и ведомств, создали специальный лизинговый фонд Министерства транспорта, куда будет тоже направлено 10 млрд рублей, сконцентрировали необходимые ресурсы для дополнительного приобретения автотранспорта региональными и муниципальными властями. Туда также направляем из федерального бюджета 20 млрд, рассчитывая, что и запланированные 10 млрд региональных денег тоже там будут.

Мы готовы сегодня поговорить об участии федерального бюджета в реструктуризации имеющейся задолженности перед различными уровнями бюджетной системы. Готовы поговорить о том, какие дополнительные меры можно и нужно принять для того, чтобы поддержать жизнеспособность российского автопрома, обеспечить выход из кризиса и создать условия для поступательного развития в посткризисный период.

Все эти вопросы – в плане нашей сегодняшней совместной работы.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Мы 19 декабря в Набережных Челнах собирались, практически обсуждали все эти проблемы. Кое-что сделано, и мы сегодня это отметили, но нужно сказать прямо, положение в автопроме остается сложным. Предприятия отрасли работают в «рваном» режиме, периодически останавливаются конвейеры, практически все предприятия перешли на 4-х или даже 3-х дневную рабочую неделю, часть работников отправлена в вынужденные отпуска. Автопром крайне чувствителен к динамике спроса, поэтому наши основные решения были направлены на то, чтобы сформировать минимально необходимый пакет заказов для предприятий и тем самым обеспечить их устойчивую финансовую работу. И сегодня мы отметили, что по некоторым сегментам автопрома государственный заказ является определяющим.

В феврале этого года было принято распоряжение Правительства о выделении дополнительно 12,5 млрд рублей на централизованную закупку автомобильной техники для государственных нужд. Сейчас мы только говорили об этом, еще раз хочу подчеркнуть и обращаюсь к руководителям ведомств, которые здесь присутствуют. Все планы должны быть реализованы в самое ближайшее время. В середине апреля все должно быть сделано. Внесем сейчас изменения в проект протокольного решения, и там, где это возможно – по Минобороны, по МВД, по МЧС – приравняем эту работу к гособоронзаказу. С тем, чтобы можно было авансовые платежи проплатить в большем объеме, чем при проведении тендеров, и сделать это быстрее.

Еще раз хочу подчеркнуть, ситуация сегодня такова, что средства со счетов ведомств до конкретных предприятий должны доходить как можно быстрее – максимально быстро. И любые проволочки, ссылки на бюрократические процедуры сегодня абсолютно недопустимы.

На днях решением Правительства был также утвержден порядок распределения государственных субсидий на закупку транспортных средств и коммунальной техники для нужд регионов и муниципалитетов. Как мы слышали от одного из руководителей Минрегиона, в апреле, по сути, эти субсидии должны быть выданы, и сразу после этого должна начаться работа по проведению тендеров на закупку автомобильной техники через регионы. Повторяю еще раз, Министерство должно будет при выдаче этих субсидий сразу же договориться с регионами о порядке дальнейшей работы, чтобы здесь не было никаких задержек. 20 млрд на эти цели выделяется из федерального бюджета, 10 млрд составит софинансирование со стороны субъектов Федерации.

Также нужно подумать над бюджетными возможностями тех или других территорий, повнимательнее посмотреть и тоже исходить из реалий. Реализация этой программы позволит не только поддержать автопроизводителей, но и серьезно обновить парк общественного транспорта, социальных и коммунальных служб, правоохранительных органов. Естественно, приобретаться будет техника исключительно российского производства.

Сейчас Министерству регионального развития нужно организовать эффективную работу по заключению соответствующих соглашений. Далее – принято принципиальное решение об активизации работы по лизинговым схемам при закупке автотехники государственными учреждениями. Сейчас только мы слышали о том, что завершена работа по созданию специализированной лизинговой компании Министерства транспорта. Надеюсь, что в самое ближайшее время она начнет функционировать и размещать заказы, проведет соответствующие тендеры. Сколько времени вам нужно, чтобы начать работу?

До 6 апреля начните эту работу.

Теперь, что касается поддержки потребителей. Уже сформирована необходимая нормативная база для запуска программ по субсидированию процентных ставок по кредитам на покупку автомашин отечественного производства стоимостью до 350 тысяч рублей. Речь идет не только о традиционных российских марках, но и об автомобилях зарубежных фирм, собранных в России. Здесь уже говорилось о том, что, например, компания «Форд», чье производство расположено в Ленинградской области, приняла разумное, на мой взгляд, решение о снижении до 345 тысяч рублей на одну из своих моделей в базовой комплектации. Тем самым она включается в нашу программу поддержки потребителей. Считаю, что это заслуживает всяческого поощрения. Профильные ведомства должны обеспечить максимально полное информирование граждан о порядке предоставления субсидированных автокредитов.

Помимо решения текущих проблем, нельзя забывать и о планах долгосрочного развития – продолжения начатых инвестиционных программ и реализации новых проектов. Один из них – это создание автосборочного производства на Дальнем Востоке. Об этом мы тоже сегодня говорили. Для этого предприятия должны вновь получить доступ к «длинным» деньгам. Например, путем размещения на рынке своих облигаций. Также говорили об этом. Мы всячески будем поддерживать соответствующие предложения Центрального банка – и все это вместе, надеюсь, сыграет свою положительную роль. Я уже не буду упоминать – об этом сегодня тоже говорили – субсидирования перевозок железнодорожным транспортом. Все это вместе, в совокупности, должно сыграть свою роль.

Согласен с вами и в том, что можно начать с того сегмента, который прежде всего будет опираться на спрос со стороны государства, муниципалитетов и регионов. Можно рассмотреть любое движение, лишь бы двигаться по этому направлению вперед.

Теперь по нескольким вопросам, касающимся отдельных предприятий – АВТОВАЗ, ГАЗ, «Соллерс», КАМАЗ. От их устойчивости зависит сохранение сотен тысяч рабочих мест, в том числе и на предприятиях-смежниках, наполнение бюджетов как Самарской, так и Нижегородской областей, а также других регионов. Мы обсудили сегодня специальные алгоритмы действий по выведению из кризиса этих автомобильных заводов.

Вначале несколько слов по ВАЗу. В результате анализа ситуации, который был проведен на предварительном этапе, и сегодняшнего обсуждения, считаю возможным для погашения ранее взятых кредитов внести 25 млрд рублей на восстановление текущей платежеспособности предприятия через корпорацию «Ростехнологии». Деньги будут направлены в качестве имущественного вклада, а затем переданы АВТОВАЗу в качестве беспроцентной ссуды. Что делать дальше – акционеры должны будут определиться сами. Мы не будем настаивать на изменении пакетов, имея в виду интересы всех акционеров, включая миноритарных акционеров. Исхожу из того, что при необходимости мы можем и продолжить эту ссуду, если проанализируем ситуацию через год и придем к решению о том, что такие действия, такая поддержка со стороны государства АВТОВАЗу будут необходимы.

Кроме этого, считаю возможным реструктурировать задолженность АВТОВАЗа перед федеральным бюджетом, то есть свои старые налоговые долги предприятие сможет заплатить не с 2009 по 2015, а в период с 2011 по 2017 годы. И, как мы сегодня отметили, это будет означать дополнительную экономию для предприятия в размере полутора миллиардов рублей.

Та же самая мера, может быть, будет применена для ЗИЛа, и ЗИЛ в этом случае сэкономит около 800 млн рублей. Что касается имущественного вклада в корпорацию «Ростехнологии» и последующей суды – нужно сделать это как можно быстрее. До конца апреля, в начале мая, 10 мая – самый поздний срок, все необходимые документы для того, чтобы эту операцию провести, должны быть подготовлены.

Уже в ближайшие дни наши государственные банки – Сбербанк, ВТБ – должны предоставить предприятию краткосрочный кредит на сумму 8,5 млрд рублей, так называемый бридж-фаст, для того чтобы предприятие сейчас, сразу же получило поддержку. Поручителем по кредиту также выступят «Ростехнологии».

Теперь по ГАЗу. Губернатор очень убедительно говорил о необходимости поддержки предприятия, обрисовал ситуацию. Согласен с ним и считаю, что нужно заканчивать разговоры о предоставлении государственной гарантии для того, чтобы реструктурировать прежние долги. Надеюсь, что предварительные договоренности между банками будут исполнены. Хотя отмечаю, что и банки должны осознавать свою ответственность. Это тоже их риски, на которые они пошли в благоприятных условиях, но это все-таки риски их профессиональной деятельности. И это тоже нужно учитывать.

Вместе с тем, считаю возможным, предоставить необходимый объем государственных гарантий – это чуть больше 4 млрд рублей – для того, чтобы полностью реструктурировать задолженность ГАЗа перед кредиторами. И государство готово выступить таким гарантом. Надеюсь, что это поможет предприятию выйти из сегодняшней ситуации и набрать необходимый темп на будущее.

Также считаю возможным решить проблему, связанную с возвратом переплаченных группой ГАЗ налогов в размере 2 млрд рублей. Увеличим госзакупки. Общий объем закупок, как вы здесь и предлагаете, где-то и будет около 9 млрд рублей.

Что касается субсидирования процентной ставки на закупку отдельных видов автомобилей, то это требует дополнительного рассмотрения и изучения.

Госгарантии будут предоставлены также и КАМАЗу и «Соллерс». Соответственно 4,6 и 5 млрд рублей, гарантии под инвестиционные программы, под инвестиционные проекты.

Что касается ГАЗа. Мы обсуждали и возможность оказания содействия в реализации инвестиционного проекта по производству нового поколения двигателей на одном из предприятий группы, ярославском заводе «Дизель». Помню этот проект. Считаю, что он заслуживает внимания и поддержки. Нужно будет просто посчитать окончательно, и полагаю, что должны быть изысканы дополнительные ресурсы для пополнения оборотных средств предприятия. Проект востребован и должен получить поддержку со стороны государства. Со своей стороны менеджмент, собственники предприятий должны активно поработать и внести свой вклад в то, чтобы отрасль в целом, отдельные предприятия стабилизировали свою работу, имели хорошие перспективы развития в посткризисный период.

Не буду сейчас перечислять, что находится на стороне менеджмента и собственников, но это не в последнюю очередь и снижение непроизводственных издержек. Это касается всех предприятий, которые представлены сегодня здесь, руководители которых находятся за этим столом, в том числе и ВАЗа. И руководство ВАЗа об этом хорошо знает.

В современных кризисных условиях издержки не только не должны расти, они должны снижаться. К сожалению, мы это не всегда видим. Но во всяком случае то, что я вижу сегодня – это реальное желание всех вместе оптимизировать нашу работу. Я вижу желание к совместной эффективной работе и, несмотря на все сложности, вижу такой деловой, хороший настрой.

Уверен, что все наши планы будут реализованы.

Спасибо вам большое. Всего хорошего.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати