Гайзер:  суть предъявленного обвинения не была понятна с самого начала моего задержания, остается она непонятной и сейчас
5 августа 2009 | Архив

Владимир Путин: помощь аграриям со стороны субъектов РФ должна быть оперативной

Премьер провел в Оренбурге совещание по вопросам уборки урожая в 2009г. Особое внимание было уделено оказанию помощи сельхозпроизводителям, пострадавшим от засухи. Владимир Путин заявил, что на страхование урожая правительством заложено два миллиарда рублей. Кроме того, премьер поручил Минфину рассмотреть возможность выделения регионам бюджетных кредитов на 100 млрд руб.: «Мы никого не бросим, в беде никого не оставим, но иждивенчество порождать тоже нельзя. Все должны работать, и работать напряженно. И на федеральном уровне, и на региональном, и на самих предприятиях».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Ровно год назад, 3 июля, в Краснодаре я проводил совещание по вопросам подготовки к уборочной. Посмотрим, как выполняются данные ранее поручения, как идет уборка урожая 2009 года.

Вы знаете, что в 2008 году в стране был собран рекордный урожай зерна. Прогноз на урожай этого года – также позитивный. Конечно, у нас не будет того урожая, который был в прошлом году. Природа дважды подряд такие подарки не делает.

Тем не менее, прогноз хороший. Ожидается, что валовой сбор зерна составит порядка 85 млн тонн. Это значительно перекрывает наши внутренние потребности и дает возможность продолжить экспорт. Экспортный потенциал сохранится и на этот, и на следующий год – где-то около 20 млн тонн. А по мнению Минсельхоза, даже чуть больше – 22-23 млн тонн.

Однако, если в целом по стране ситуация складывается весьма благоприятно, то в отдельных регионах, а именно в шести регионах страны, есть проблемы. Эти регионы столкнулись с проблемой засухи. И в Оренбурге мы собрались не случайно: из шести пострадавших регионов, а это всего 3,3 млн га пашни, на Оренбург приходится 1,1 млн пострадавшей пашни.

О том, что нужно сделать, чтобы поддержать тех, кто попал в трудную ситуацию, мы поговорим сегодня отдельно.

В целом, как я уже сказал сегодня, российский аграрный сектор демонстрирует хорошие показатели и проходит глобальный экономический кризис даже гораздо устойчивее, чем многие другие отрасли экономики.

Поддержка АПК – наш несомненный приоритет. За последние годы серьезно выросло финансирование этой отрасли, мы обеспечили значительное увеличение капитала «Россельхозбанка» и «Росагролизинга».

Большим подспорьем для села стало решение о повышении до 80% уровня субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, в том числе для приобретения топлива и удобрений.

Также мы договорились, что с 1 июля ГСМ для сельхозпроизводителей будут отпускаться со скидкой до 10% от оптовой цены. Прошу Минэнерго России доложить, как на практике выполняется эта договоренность, а также как идет выборка заявленных объемов ГСМ.

Вот только сейчас мы встречались с руководителями пострадавших от засухи предприятий, они говорят, что – неплохо. Но хотелось бы иметь обобщенные данные.

Для стимулирования развития производства Правительство проводит большую работу по регулированию рынка зерна. Активно используется механизм зерновых интервенций. Всего было закуплено более 8 млн тонн зерна урожая 2008 года. На эти цели израсходовано 38,6 млрд рублей, что позволило поддержать экономически обоснованный уровень цен и не допустить падения доходов сельхозпроизводителей.

Очевидно, что и в этом году финансовые показатели конкретных сельхозпредприятий будут прямо зависеть от результатов уборки урожая.

Засуха, затронувшая ряд регионов, лишила, к сожалению, эти хозяйства части выручки, которая необходима им для погашения кредитов, оплаты ГСМ и сельхозтехники. И нам крайне важно сделать все, чтобы такой форс-мажор не затормозил развитие этих предприятий, не привел к сокращению объемов производства.

Отмечу, что засуха и другие чрезвычайные ситуации случаются практически ежегодно. Сегодняшняя ситуация не исключение. Мы специально разрабатывали механизмы для защиты производителей от таких рисков. Прежде всего, имею в виду страхование урожая. На его развитие ежегодно выделяются немалые средства из федерального и региональных бюджетов.

В 2009 году предусмотрены средства из федерального бюджета – 2 млрд рублей. Уже 970,9 млн рублей, почти миллиард рублей находятся на счетах в регионах.

Более того, в 2009 году вступили в действие новые правила компенсации затрат по страхованию урожая. Из федерального бюджета товаропроизводителям возмещается до 50% страхового взноса.

Ранее мною уже давались поручения в адрес Минсельхоза и регионов ускорить работу по расширению системы страхования. К сожалению, сделано пока явно недостаточно.

Так, из общего объема пострадавших от засухи площадей оказалось застраховано лишь 8%, и мы вынуждены вновь прибегать к прямым бюджетным вливаниями для помощи сельхозпредприятиям, подменяя этим нормальные рыночные механизмы, что негативно сказывается на деловом имидже отрасли, заставляет нас действовать «по старинке».

Прошу Министра сельского хозяйства доложить, сколько всего у нас застраховано посевных площадей, и какие меры предпринимаются для выполнения ранее данных поручений. Кроме того, прошу руководителей регионов сообщить, какие необходимые действия предпринимаются с их стороны.

Кстати, было бы справедливо в первую очередь оказывать поддержку тем сельхозпредприятиям, которые вкладывали средства в страхование.

Далее. Обоснованность заявок на получение помощи должна строго проверяться, чтобы не было никаких злоупотреблений. Главное, чтобы поддержка дошла до конкретных товаропроизводителей, а бюджетные средства сработали предельно результативно.

Вот мы сейчас обсуждали с Виктором Алексеевичем {Зубковым} и Еленой Борисовной {Скрынник} сложившуюся здесь ситуацию. Я разговаривал здесь с руководителями предприятий, пострадавших от засухи. Конечно, для нас самое главное определить источники финансирования этих проблем, закрыть эти проблемы. У нас, как я уже говорил, предусмотрено 2 млрд рублей на страхование – миллиард еще находится в распоряжении Минсельхоза, почти миллиард на счетах. Посчитайте, конечно, но можно было бы эти средства и отозвать для того, чтобы использовать напрямую по назначению – помочь хозяйствам. По итогам выполнения федерального бюджета за 9 месяцев неиспользованные Минсельхозом средства тоже могли бы быть использованы на эти цели. Это еще 1,5 млрд рублей.

У нас есть достаточно большие товарные резервы, можно было бы их тоже использовать для помощи пострадавшим предприятиям. Во всяком случае, часть из них можно было бы направить на корма и так далее – из интервенционного фонда под гарантии бюджетов указанных субъектов федерации.

Просил бы Минфин России рассмотреть возможность предоставления субъектам Российской Федерации бюджетных кредитов на осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Остаток имеется. Он – не маленький. Там свыше 100 млрд рублей. Прошу подумать на этот счет. И рассмотреть возможность предоставления дотаций бюджетам субъектов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.

Важно только, чтобы после принятия всех этих решений деньги не зависли на счетах субъектов Федерации, а оперативно направлялись на решение тех проблем, которые мы сегодня обсуждаем.

И, наконец, по кредитам. Сельхозпроизводителей, безусловно, очень волнует, что будет с их взаимоотношениями с кредитными учреждениями, с банками. Такое решение у нас уже принято – о продлении на 6 месяцев краткосрочных годичных кредитов. Мы обсуждали этот вопрос. Считаю возможным продлить с 6 до 9 месяцев. Это даст возможность предприятиям закончить следующий год, реализовать полученный в следующем году урожай, получить необходимые деньги, выручку и направить на погашение взятых кредитов.

При этом хотел бы обратить внимание Министерства сельского хозяйства, Виктор Алексеевич, Ваше внимание – что наличие пролонгированного, невозвращенного пока, но пролонгированного кредита не должно быть основанием, которое бы препятствовало получению предприятием нового краткосрочного кредита под урожай следующего года. И если это произойдет, то все наши усилия бессмысленны – сельхозпредприятие просто не в состоянии будет расплатиться и со старыми кредитами. Им нужны оборотные средства под урожай 2010 года. Ну и, наконец, еще раз хочу обратиться к роли регионов Российской Федерации. Считаю, что помощь сельхозпроизводителям с вашей стороны может и должна быть оказана оперативно, и прошу вас это сделать.

Что касается предприятий – а такие, в том числе и в Оренбургской области, есть, – которые занимаются исключительно зерновыми культурами, то кредиты для этих предприятий должны быть продлены до 3 лет.

Давайте начнем работать.

* * *

В ходе совещания В.В.Путин также особо подчеркнул: Что касается пострадавших предприятий. Мы никого не бросим, в беде никого не оставим, но иждивенчество порождать тоже нельзя. Все должны работать и работать напряженно. И на федеральном уровне, и на региональном, и на самих предприятиях.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати
Главное
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».