прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
5 октября 2009 | Архив

Президент провел совещание по вопросам развития сельского хозяйства

Обсуждались перспективы развития зернового рынка страны, вопросы эффективности аграрной политики государства, предварительные итоги уборочной кампании.

Глава государства отметил, что в этом году планируется собрать более 90 миллионов тонн зерновых, что перекроет уровень внутреннего потребления и позволит России сохранить экспортный потенциал.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что комплекс антикризисных мер, принятых Правительством, позволил стабилизировать ситуацию в агропромышленном комплексе (АПК), в частности решение о льготном обеспечении производителей сельхозтоваров горюче-смазочными материалами и минеральными удобрениями позволило сэкономить 2,5 миллиарда рублей.

Говоря о развитии АПК, Дмитрий Медведев отметил, что в ближайшее время в аграрном секторе необходимо увеличить мощности по хранению и транспортировке зерна, в частности увеличить перевалочные мощности дальневосточных портов. Кроме того, требуется скорейшая модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности, а также активное внедрение современных информационных технологий, что позволит поднять конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке.

Одной из важнейших задач, по мнению главы государства, сейчас является производство семян всех возделываемых в России культур в объеме не менее трех четвертей от существующих потребностей для снижения зависимости от импорта и обеспечения продовольственной безопасности страны. Дмитрий Медведев также поручил в месячный срок разработать законопроект, который позволит изымать неиспользуемые в течение трех лет земли сельхозназначения или существенно повышать налоги на них.

Перед началом совещания состоялась рабочая встреча президента с губернатором Орловской области Александром Козловым, в ходе которой обсуждалась ситуация в сельском хозяйстве и промышленности региона.

В ходе поездки по Орловской области Дмитрий Медведев ознакомился с работой агропромышленного комплекса региона: посетил элеватор в селе Дубовик, осмотрел выставку сельскохозяйственной техники, а также ознакомился с тем, как идет уборка, в частности, кукурузы и сахарной свеклы. Глава государства также посетил Парк Победы в городе Малоархангельск, где возложил цветы к Вечному огню и встретился с жителями города.

Вступительное слово на совещании по вопросам развития сельского хозяйства:

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами очень важное совещание. Мы встречаемся в очень ответственный период жизни российского села, в период сбора урожая. Время горячее и трудное, и как раз самое время поговорить о том, как развивается российский зерновой рынок, и в целом поговорить об эффективности нашей аграрной политики, ну и, конечно, проанализировать предварительные итоги уборочной кампании.

Вы знаете, что этот год был трудным для всех – и для всех отраслей нашей экономики в том числе. Кризис существенным образом ограничил доступ к кредитным ресурсам. Это ударило по всем производителям и по аграриям, к сожалению, в том числе. Был свернут целый ряд инвестиционных проектов, возникли проблемы со сбытом, с управлением, рентабельностью. И конечно, на ситуацию в сельском хозяйстве повлияли не самые простые погодные условия, которые были в этом году. Во всяком случае, в сравнении с прошлым годом все было существенно труднее.

Однако при помощи набора антикризисных мер ситуацию в целом удалось стабилизировать. Объем средств, которые направлены из федерального бюджета на реализацию госпрограммы развития АПК, был в этом году увеличен до 180 миллиардов рублей. Это приблизительно на треть больше, чем в прошлом году, и почти в два раза больше, чем в 2007 году.

Удалось в основном решить и вопросы льготного обеспечения сельхозпроизводителей горюче-смазочными материалами и минеральными удобрениями, сделано это было вовремя, мы только что говорили с губернатором Орловской области Александром Петровичем Козловым. В марте мне докладывало Правительство, 17 марта был подписан специальный меморандум, соглашение, которое зафиксировало цены на ГСМ на уровне 15 января на период с марта по май. В итоге – экономия сельхозпроизводителей, которая была получена от этих фиксированных цен, составила 2,5 миллиарда рублей, в кризисный год это неплохо. В конце мая было подписано соглашение о рекомендуемых скидках на поставки горюче-смазочных материалов и объемах их поставок на период уборки, там где-то скидка около 10 процентов получилась, что, в общем, тоже, наверное, неплохо, хотя, конечно, всегда хочется лучших условий.

В итоге в целом по стране мы выходим на вполне приличные результаты уборочной кампании – по оценкам экспертов, в районе 90 миллионов тонн зерновых. Напомню, что в прошлом году урожай был очень высокий – 108 миллионов тонн, в позапрошлом – 80 миллионов тонн, около 82. Такой объем позволяет нам перекрыть уровень внутреннего потребления и сохранить, в общем, достаточно приличный экспортный потенциал. Урожай картофеля и овощей предполагается, в общем, не меньше, чем в прошлом году.

Но, конечно, проблемы на этом не заканчиваются, они, как обычно, в нашей стране с этого только и начинаются. Вы знаете, что в нашей стране одной из существенных проблем является сохранение и переработка урожая. Трудностей здесь немало.

Мы только что посмотрели один из современных элеваторов, который создан на территории Орловской области. Конечно, это уже другой уровень. Проблема заключается в том, что таких элеваторов у нас очень мало. Мы прикидывали там на коленке, что называется, сколько нужно их построить. Получилась, в общем, не маленькая цифра: необходимо около 300 штук таких элеваторов по всей территории страны, это инвестиции где-то от полутора до двух миллиардов долларов. Если у нас такой будет объем элеваторных мощностей, тогда мы будем чувствовать себя уверенно. Вот цель, к которой нужно стремиться и которую должны иметь в виду и руководители регионов, и руководители федеральных структур, отвечающие за эту работу.

Что нам мешает? Это названные только что инфраструктурные ограничения – не только элеваторные, конечно. Второе – недостаточное использование возможностей внутреннего потребления, и третье – это технологическое отставание.

Мы сегодня посмотрели, как идет уборка на современных полях современной техникой – и российской, и совместной, и иностранной – при использовании современных аграрных технологий. Это космос, конечно; у нас так пока, скажем откровенно, не везде, но сегодня это уже не единичные примеры. Это не та ситуация, которая была, скажем, 10 лет назад, когда на новый комбайн сбегалась посмотреть вся область. Это есть везде, но не в тех объемах, в которых нам бы хотелось.

За последние годы Россия вернула себе статус ведущей зерновой державы и вошла в четверку крупнейших экспортеров зерна наряду с Соединенными Штатами Америки, Канадой, Евросоюзом. Мы в этом году провели Зерновой форум. Провели успешно, заявили о своих амбициях, немалых, кстати. Напомню эти амбиции. Мы, если я сейчас точно воспроизведу, планируем в течение где-то там восьми- или десятилетнего цикла выйти на общий объем экспортных возможностей в районе 50 миллионов тонн, что, конечно, нас выведет на самые передовые позиции. Для этого у нас есть, несмотря на трудности климата, в общем, все необходимые составляющие, нужно просто придать им ускорение. По прогнозам, в текущем году экспортный потенциал составит около 20 миллионов тонн, а может быть, чуть меньше или чуть больше, нужно посмотреть. Но это, конечно, безусловно, завязано на логистику. Я уже сказал о том, что мощности хранения изношены и недостаточны, мощности транспортировки также недостаточны. Только по Центральному федеральному округу существующие возможности позволяют длительно хранить не более 40 процентов собранного урожая.

Мы вчера, когда я был в Курской губернии, говорили с Александром Николаевичем Михайловым. В прошлом году собрали хороший урожай, в апреле это зерно продали, за него уже деньги заплачены, но оно как лежало, так и лежит на этих элеваторах. Что делать? Куда девать новое зерно? В этом году тоже неплохой урожай. Инфраструктурные ограничения, таким образом, присутствуют у нас во всей цепочке: от элеваторов до портовых терминалов. По совокупным мощностям портов по перевалке зерна (в настоящий момент они составляют около 20 миллионов тонн) мы должны выйти на уровень экспорта. Я уже назвал позицию, там 50 миллионов тонн, но в ближайшей перспективе это может быть 30-40 миллионов. То есть в ближайшие годы нам предстоит удвоить перевалочные мощности. Сложная задача. Пока основным направлением поставок является черноморское: фактически половину нашего экспорта обеспечивает глубоководный порт Новороссийска, и это, конечно, при том что мы ставим перед собой задачу диверсифицировать экспорт зерна, в том числе в страны АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона).

Однако совокупные мощности трех дальневосточных портов – Находки, Владивостока, Ванино – всего 2 миллиона тонн, это ничего, и там необходимо принимать решения. Нам нужны дополнительные перевалочные мощности и новые элеваторы, о чем я уже сказал, и специализированные транспортные средства, мы должны развивать подъездные пути. И здесь, я надеюсь, свой вклад внесет недавно созданная Объединенная зерновая компания, одна из ее задач – развитие инфраструктуры зернового рынка, в том числе с привлечением активов частных инвесторов. Естественно, на государственном финансировании мы всех задач не решим.

Еще одна проблема – развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, здесь пока тоже движение очень слабое. Начинали этим заниматься более активно в период, когда начался национальный проект, но глубокая комплексная переработка сельхозпродукции все равно отсутствует. И, к сожалению, значительная часть издержек, которые формируются в сегменте переработки и реализации, перекладывается просто на плечи крестьян. Это тормозит развитие хозяйств и вообще сельхозпроизводства. Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо стимулировать конкуренцию. Это особенно важно, кстати, и в период кризиса, в нынешней ситуации, и это задача, которая стоит и перед регионами, и перед ведомствами.

Нужно создать современную пищевую и перерабатывающую промышленность, и только в этом случае мы сможем капитальным образом подтянуть проблему занятости. Мы все знаем, сколько людей у нас работает на селе, это, по сути, треть страны, так сложилось исторически. В этом и ряд наших проблем, и определенные преимущества, это определенный, очень серьезный уклад жизни, я уж не говорю о том, что труд человека, который живет на селе, очень сложный, особенно в условиях недостаточной механизации, отсталости по целому ряду сегментов. Поэтому вот именно этой задачей мы должны заниматься совместно, тем более что, по экспертным оценкам, на одного работника в сфере сельхозпроизводства приходится десять занятых в переработке и реализации. Это создает мультипликативный эффект, как принято говорить, для других людей.

Трудно конкурировать с зарубежными трейдерами, которые имеют доступ к дешевым кредитным ресурсам. Поэтому кредитование аграрного сектора остается одной из ключевых задач. Я думаю, что сегодня вы скажете и по текущей ситуации, и по тем возможностям, в том числе по системе государственной поддержки, которая по целому ряду направлений должна будет сохраняться.

Еще одна тема – это информационная оболочка аграрного сектора. Мы только к ней приступаем, но это тем не менее очень важная вещь – внедрение высоких технологий в управленческую и производственную практику. Нам нужна точная информация о состоянии земель, о посевах, об урожае, о ситуации на рынках, о балансе производства и потребления сельхозпродукции.

Отсутствие качественной и оперативной информации создает очень серьезные проблемы, ведет к убыткам, к снижению конкурентоспособности наших производителей, и мы просто не получаем того, что могли бы получить. Сейчас мы, к сожалению, пользуемся данными, которые получаем от иностранных государств, в том числе и данными космического мониторинга, несмотря на то, что мы крупнейшая космическая страна. Но не следует забывать, что те данные, которые мы получаем из других стран, могут быть разными, и зачастую это данные от наших прямых конкурентов. Поэтому, обладая современными техническими средствами, современными технологиями, мы сможем быстрее и лучше оценивать ситуацию и принимать уже на основе этой оценки верные решения.

И последнее – сегодня мы тоже об этом говорили, когда были в полях, – создание полноценного семенного фонда. Сегодня большую часть его мы закупаем за рубежом. Причины ясны: мы просто до ручки, что называется, довели собственные возможности. Производства сахарной свеклы и кукурузы (сегодня были и на том, и на другом поле) практически полностью зависят от импорта семян. Это позор для нашей страны.

Перед нами стоит важнейшая задача – наладить производство семян всех возделываемых в России сельскохозяйственных культур в размере хотя бы трех четвертей от потребностей. В противном случае мы не сможем гарантировать обеспечение продовольственной безопасности страны уже в самой ближайшей перспективе, я уже не говорю про решение тех амбициозных задач, как поставка существенных объемов по экспорту, получение денег от экспорта продукции сельского хозяйства. Поэтому к этой проблеме необходимо привлечь и научные силы, они у нас еще остаются, и производственные ресурсы, и, конечно, возможности бизнеса: бизнес должен в эту сферу вложить деньги, и государственные, конечно, возможности.

Заключительное слово на совещании по вопросам развития сельского хозяйства:

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги, я подведу итог нашего совещания. Считаю его полезным именно потому, что периодически Президент должен слушать и доклады Правительства о работе в сельском хозяйстве, и отчеты губернаторов на эту тему. Это важнейшая сфера нашей жизни, несмотря на то, что все решения в целом принимаются, корректировки все равно необходимы.

По итогам сегодняшней работы я дам целый набор поручений в рамках инфраструктурных проблем, в частности по элеваторам и возможности субсидирования кредитной ставки в этой сфере. Надо будет также посмотреть на юридические проблемы, о которых я сказал, подготовить закон об изъятии неиспользуемых сельскохозяйственных земель или об увеличении ставок налогообложения по таким землям. В течение месяца, а может быть, и в более длительной перспективе посмотреть на проблему с паями.

По кредитам нужно продолжить ту работу, которая велась. В целом, то, что было сказано Юрием Владимировичем [Ю.В.Трушин, председатель правления ОАО «Россельхозбанк»], – это нормальная информация. Надеюсь, что кредитная ставка будет и дальше снижаться. Во всяком случае ставка рефинансирования находится у нас сейчас на исторически самом низком уровне за последнее время. Правда, это полностью не конвертируется в реальную кредитную ставку, которая используется банками.

Особенно важна и сложна проблема длинных денег. Это проблема для всей экономики, а не только для сельского хозяйства. Ее придется решать и за счет внутренних ресурсов, потому что длинные деньги остаются мировой проблемой. Но рынок все равно начинает дышать. Надеюсь, что здесь тоже будут какие-то подвижки.

Мы должны думать о том, чтобы использовать новые нестандартные формы кредитования, развивать кредитное поле, мотивировать не только крупные и государственные банки, но и средние, особенно частные банки – на работу в аграрном секторе. Думаю, что такого рода поручение Центральному банку неплохо было бы подготовить, потому что в настоящий момент здесь такая очень общая ситуация: требования одни и те же, а условия работы в аграрном секторе и в других местах разные. Необходимо создавать дополнительные стимулы для банков, чтобы они не чувствовали себя незащищенными, когда приходят в деревню. Это улучшит и проблему кредитования НИОКРов, уж не знаю как там насчет кредитования под гудвил, как было сказано нашими коллегами. Это сложная тема, потому что у нас нет пока критериев, как считать этот гудвил. Очень часто под этим скрывается просто жульничество, и из-за этого банки боятся принимать соответствующие виды обеспечения. Но это не значит, что этим не нужно заниматься: надо думать о будущем.

По поводу специалистов, которых готовят наши вузы. Здесь, действительно, была дана очень пессимистичная оценка. Думаю, что это, что называется, наболело у Олега Петровича [О.Королева – губернатора Липецкой области]. Есть, конечно, проблемы с подготовкой специалистов, нужно работать над качеством знаний наших выпускников, самим сельскохозяйственным вузам перестраиваться на современную схему работы. Но это не значит, что нужно зачеркнуть все, что было сделано раньше, просто нужно готовить современных специалистов, это очевидно. Чтобы они были знакомы с современной техникой, проходили стажировки в других странах, чтобы у них было представление о современных кредитных институтах, о формах организации финансирования. Вот этих знаний пока явно не хватает.

Я обязательно дам поручения и по другим темам, которые звучали. Здесь наши коллеги говорили о том, что часть проблем, которые существуют сегодня в аграрной сфере, – это проблемы, связанные с нашими успехами. Это так. Но с другой стороны – я бы все равно не предавался иллюзиям по поводу того, где мы находимся. Все мы помним советские годы, многие коллеги здесь апеллировали к ним. Конечно, если сравнивать с тем периодом, то мы уже находимся на передовом рубеже. Я, по понятным причинам, не занимался аграрными вопросами в студенческие годы и после окончания университета, но я помню, как выглядело наше аграрное хозяйство на Северо-Западе. Даже тогда, в советский период, волосы дыбом вставали, просто страшно было. Если сравнить с тем, что есть сейчас – с развитостью институтов кредитования, с формами организации работы, с тем, как выглядят поля, с новыми комплексами, с техникой, то это, конечно, небо и земля. Но это не повод, чтобы восхищаться собой. Мы еще все равно находимся только в самом начале пути. Для того чтобы наступило отрезвление, достаточно разок съездить в передовые аграрные государства, чтобы понять, что у нас еще огромное количество проблем.

Но с другой стороны, мы на собственном опыте за последние десять лет убедились, что сельское хозяйство, вопреки представлениям отдельных экономистов, не является черной дырой, которая только высасывает деньги, ничего не приносит государству и является таким ярмом на шее экономики, от которого можно избавиться, и все продукты покупать за границей. Теперь у нас об этом совершенно иные представления. Мы понимаем, что это способ жизни трети населения нашей страны. Это вполне современная и конкурентная сфера, которая в кризис показала, чего она стоит. Что бы ни происходило с другими отраслями промышленности, люди все равно будут испытывать потребность в пище. Значит, этот бизнес будет всегда. А вот другой бизнес – неизвестно, сохранится через 20-30 лет или нет.

У нас есть огромные возможности для того, чтобы превратить наше сельское хозяйство в одно из самых передовых в мире. Для этого нужно три вещи. Думаю, что здесь присутствующие со мной согласятся. Во-первых, это новые технологии в самом широком смысле этого слова – техника и новые технологии, которые должны внедряться везде – начиная от личного подсобного хозяйства и заканчивая крупнейшими агрохолдингами, которые и так этим занимаются. Во-вторых, это должна быть работа над экономикой отрасли, работа над экономикой компаний. Проще говоря, работа с издержками, которые у нас еще очень высокие. И, в-третьих, это помощь государства. Аграрный сектор нигде не живет без помощи государства, включая создание новых правовых и экономических механизмов. И вот это уже задача для всех присутствующих, я имею в виду руководство федеральных структур и руководство регионов. Давайте все вместе этим будем заниматься.

Пресс-служба Президента России

Версия для печати