10 июня 2015

Александр Морозов: Коллекторы – одна из тем, на которой выпускают пар коллективного недовольства

Комментируя разнообразие законодательных инициатив, пытающихся оградить должников от деятельности коллекторов, включая последнее предложение запретить взыскателям звонить должникам более двух раз в сутки, первый вице-президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Александр Морозов поделился мнением, что некоторые из обсуждаемых за последние месяцы законопроектов иначе как популизмом назвать нельзя. С другой стороны, эксперт считает, что коллекторская тема – одна из тех, на которой власти периодически выпускают пар коллективного недовольства россиян.

«Время сейчас непростое для подготовки действительно взвешенного законопроекта по регулированию этого рынка. Во-первых, не надо забывать, что избирательная пора не за горами. Во-вторых, проблем с задолженностью, действительно, стало больше – у людей накопилось сразу несколько видов обязательств, финансовых кредитов и займов в микрофинансовых организациях. Хотя многие из нынешних должников, когда брали эти кредиты, не имели сложностей с выплатами, намеревались вернуть долг вовремя, но потеряли работу или что-то еще случилось. В общем, финансовая ситуация, действительно, сложная.

Тем не менее, баланс между ответственностью кредиторов и ответственностью заемщиков нужно сохранять. Сейчас с нарушениями сроков обслуживается около 20% кредитов, объем просроченных долгов по кредитам приближается к 1 трлн руб., контактность должников и так одна из самых низких в истории рынка. Дальнейшее ухудшение может сказаться на устойчивости банковской системы и в конечном счете затронуть вкладчиков банков – ведь это их деньги, по сути, возвращают коллекторы. А нам кажется, что такого рода поправки этот баланс не совсем соблюдают. Ведь что получается? Мы пытаемся оградить должника от диалога. А диалог – это вообще самое важное, что есть в отношениях между кредитором и заемщиком. В профессиональных коллекторских компаниях никто избыточное количество раз не пытается установить контакт с должником, поскольку это дополнительные расходы, а все деньги там считаются. С другой стороны, есть опасения, что заемщики тоже будут искать какие-то дополнительные уловки, чтобы избежать необратимости возврата чужих денежных средств.

Но есть еще и технические моменты. Как посчитать, сколько было контактов? Любой канал связи периодически дает сбои, и бывает так, что разговор обрывается и нужно перезвонить. А если человек сам просит перезвонить позже? А если у должника два или три кредита и по каждому из них взыскатель (банк или коллекторское агентство) должен позвонить, то их как считать, вместе или отдельно? Таких вопросов очень много, поэтому нам кажется, что эту норму не очень просто будет измерить и она только усилит непонимание со стороны должников, которые и сейчас не очень хорошо представляют правовые основы взаимодействия с коллекторами и банками, поэтому часто попадаются на уловки «раздолжнителей» и других мошенников. Нам кажется, что тогда уж нужно говорить о том, чтобы обязать заемщика-должника отвечать на такие звонки. Ведь если должник уклоняется от уплаты долга и не отвечает на звонки, то что тогда остается делать кредиторам? 

Сейчас представители проекта «За права заемщиков» готовятся к внесению в Госдуму так называемого «большого» закона о коллекторском рынке, в котором будут определены требования к коллекторским компаниям, имеющим право работать на этом рынке, порядок регулирования этой отрасли. Ведь сейчас у коллекторского рынка нет даже официального регулятора, поэтому исполнение всех предлагаемых правил игры даже некому контролировать. Ожидается, что именно этот закон поможет действительно очистить рынок, убрать с него всю непрофессиональную и криминальную составляющую, а не просто спорить – два звонка имеют право делать коллекторы или три. НАПКА выступила одним из экспертов в его разработке. 

Ну а вообще, оценивая некоторые законопроекты о коллекторском рынке, я хочу обратить внимание, что проходной ценз в Госдуму сегодня составляет 5%, а неплательщиков в стране наберется 20%. Вот вам, пожалуйста, если с лозунгом «запретить коллекторам...» выступить, можно обеспечить такой партии гарантированное присутствие в этом органе государственной власти. Конечно, я утрирую, но элемент политики в этом есть.

Можно также сказать, что здесь есть определенное желание канализировать негативные эмоции, которые скапливаются у населения. Периодически здесь виноваты кредиторы или их агенты-взыскатели, периодически виноваты розничные магазины, потому что там цены огромные, в два-три раза выше, чем на оптовых рынках. Ну и периодически виноват внешний враг, хотя он в последнее время перетягивает внимание на себя все больше и больше. Но иногда нужно выпускать пар на разных темах, и в общем-то коллекторы – это одна из таких тем. Поэтому надо относиться философски к повышенному вниманию к отрасли взыскания».

Версия для печати
Москва
ассоциация коллекторов

Первый вице-президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).