Памфилова:  из-за муниципального фильтра на выборы не попали кандидаты, которые могли составить реальную конкуренцию
13 марта 2017

Алексей Швайгерт: Объединения эсеров с ЛДПР и КПРФ не допустит Кремль

Удастся ли «Справедливой России» осуществить инициативу ее руководства и объединиться с КПРФ и ЛДПР на губернаторских выборах, какого ответа такому альянсу ждать от властей на местах, размышляет политтехнолог и политконсультант Алексей Швайгерт.

«Предложение Сергея Миронова – это глас вопиющего в пустыне. Проблемы прохождения муниципального фильтра и выдвижения сильных оппозиционных кандидатов, действительно, являются в российских губернаторских кампаниях основными. Что касается конкретно муниципального фильтра, то здесь обычно забывают немаловажную деталь. Но дело не только в том, чтобы собрать подписи местных депутатов в необходимом количестве. Законодатель требует соблюсти еще и фактор территориальной представленности: с одного района можно получать ограниченное число подписей, а в целом подписантами должны стать депутаты не менее чем из трех четвертей муниципалитетов региона. Получается фильтр в фильтре. И если добавить сюда локальные барьеры, которые чинятся на пути любого неудобного кандидата, например, административный (давление на депутатов и тотальный сбор их подписей в интересах провластного кандидата) или нотариальный (манипуляции процедурой заверения), то выдвижение более-менее сильного конкурента на практике невозможно. В 90% случаев нынешние губернаторские выборы и состав оппонентов тщательно срежиссированы на первом этапе кампании. «Договорняками» с властью особенно славятся ЛДПР и непарламентские партии, чуть в меньшей степени СР. На последнем месте – КПРФ.

С КПРФ кандидату от партии власти обычно договариваться тяжелее всего. Коммунисты весьма неплохо представлены в муниципальных советах, что позволяет им пусть и со скрипом, но проходить фильтр. Плюс в некоторых регионах КПРФ выставляет действительно сильных и ресурсных оппонентов, которые вполне способны бороться за победу и инвестировать в нее соответствующие средства. А чинимые на местах административные барьеры сразу становятся новостями федерального уровня – «шума наверху» провластные кандидаты в губернаторы боятся больше всего. Всё потому, что настоящий соперник, как известно, найдет способы тиражировать информацию о нарушении принципов конкурентности, открытости и легитимности в отдельно взятом регионе, а не будет оставаться в кампании молчаливым статистом.

Вторая проблема, которая обычно волнует президентского кандидата в губернаторы и его окружение, – это размывание протестного электорального поля. Иначе говоря, нельзя допустить, чтобы негативно настроенные в отношении власти избиратели объединились вокруг одного понятного лидера. Поэтому на протестном поле должны топтаться как можно больше кандидатов со схожими до степени смешения имиджами, лозунгами, программами. Задача проста: канализировать народный протест в разные «выгребные ямы», распылить голоса недовольных избирателей, не допустить перевода избирательной кампании во второй тур.

Собственно, эти ловушки власти и имеет в виду Миронов, когда предлагает своим коллегам-конкурентам из КПРФ и ЛДПР «разделить регионы» и «объединить усилия». Другое дело, что я не верю в договороспособность лидеров наших парламентских партий – слишком велика их прямая зависимость от воли АП. Вряд ли в Кремле одобрят подобную инициативу, которая в долгосрочной перспективе может в принципе изменить весь ландшафт губернаторских выборов. Исключение, в порядке эксперимента и демонстрации «доброй воли», может быть сделано для одного-двух регионов. Здесь парламентская оппозиция может получить отмашку на кооперацию усилий по прохождению муниципального фильтра и выдвижение единого кандидата.

Но, подчеркну, инициатива Миронова, скорее всего, не получит в будущем продолжения в качестве общей стратегии действия системной парламентской оппозиции. Хотя потенциал инициативы, если взглянуть на нее исходя их других политических реалий, несомненно, высок».

Версия для печати