23 ноября 2018

Владимир Слатинов: У липецкого экс-губернатора Королёва нет права быть сенатором

Экс-губернатор Липецкой области Олег Королёв незаконно был наделен полномочиями члена Совета Федерации, заявил «Клубу Регионов» политолог, эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов, комментируя претензии сенатора Юрия Волкова к выдвижению Королёва. Отметим, Королёв в Совфеде представляет исполнительную власть, указ о наделении его полномочиями подписал врио губернатора Игорь Артамонов. Причем до этого Королёв получил мандат депутата областного совета, что изначально давало повод для прогнозов о том, что в Совфед его выдвинет парламент. В похожей ситуации оказался и бывший губернатор Курской области Александр Михайлов – он тоже получил мандат и ожидал выдвижения в сенаторы от врио губернатора Романа Старовойта, но после озвученных Волковым претензий это выдвижение затормозилось.

«Выдвижение Королёва и Михайлова от областных парламентов было невозможно, потому что те, кто сейчас представляет их в Совете Федерации, – люди довольно влиятельные, и ни в их собственные планы, ни в планы Кремля не входил их уход. Представитель Курской областной думы Валерий Рязанский, председатель Союза пенсионеров России, видный единороссовский функционер, бывший продолжительное время депутатом Госдумы, – это памятник, ну кто его подвинет? Его политический вес и сохранившиеся политические амбиции, несмотря на довольно приличный возраст, ни коим образом не располагали к тому, чтобы подвинуть господина Рязанского и делегировать вместо него господина Михайлова.

Сенатор от Липецкого областного совета депутатов Максим Кавджарадзе по тяжеловесности, может, уступает Рязанскому, но он человек тоже востребованный в нынешней политической конструкции. Именно поэтому была выдумана хитроумная схема с делегированием Михайлова и Королёва от исполнительной власти. Потому что Виталий Богданов [представляет в СФ исполнительную власть Курской области] и Ираида Тихонова [представляет в СФ исполнительную власть Липецкой области] менее тяжеловесные и готовые уступить место.

Но при этом нынешняя схема формирования Совета Федерации предполагает, что губернаторы выдвигают кандидатами в сенаторы троих человек. И, для того чтобы провести Михайлова и Королёва, от кресла сенатора должны были отказаться еще по двое человек в каждом регионе. И по закону если и эти двое отказываются, то в Совфед выдвигают регионального парламентария.

Да, это хитроумная схема, требующая серьезных политических усилий, и в Липецкой области она прошла достаточно легко, а в Курской области она столкнулась с трудностями, потому что, как я знаю, многие из тех, кого просили сдать мандат депутата облдумы [ради Михайлова], этого не возжелали. И в этом смысле интересно, что липецкая политическая машина сработала достаточно быстро и без сбоев, здесь я отдаю должное тому, как Королёв в свое время ее отладил. А в Курской области возник парадокс – политическая машина, лишившись руководителя, застопорилась.

Но теперь возник главный вопрос вообще о легитимности наделения их полномочиями со стороны врио. Потратив на это вечер, я могу сказать совершенно однозначно, что никаких двойных трактовок здесь быть не может. В российским праве действуют два очень важных принципа. Один из них – это принцип императивного регулирования в публичном праве, согласно которому в государственной системе возможно только то, что установлено. В публичном праве не действует принцип «разрешено то, что не запрещено», как в гражданском праве. Я говорю об этом потому, что в законе «О порядке формирования Совета Федерации» четко сказано, что в случае досрочного прекращения полномочий действующего губернатора полномочиями сенаторов наделяет не врио, а вновь избранный губернатор, а прежний сенатор продолжает работу. Это пункт 4 статьи 4. Да, мы имеем достаточно интересную ситуацию, когда Богданов и Тихонова сложили свои полномочия, но на это есть пункт 4 статьи 8, который регулирует ситуацию, когда слагают полномочия и сенатор, и двое тех, кто стояли за ним в списке во время выборов губернатора. Там достаточно четко записано, что в этом случае депутатов полномочиями от исполнительной власти наделяет высшее должностное лицо, то есть губернатор. Никакого врио там нет ни в скобках, ни через запятую. Работает принцип публичного права: если бы в скобках было написано «врио», то у врио было бы такое право. Если врио в этой статье не указан, значит, не указан. Вопрос закрыт. Это более чем однозначная трактовка в соответствии с императивным принципом правового регулирования.

Липецкие юристы ссылаются на 184-й закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти», который запрещает врио распускать парламент и еще что-то делать и, дескать, не запрещает наделять полномочиями сенаторов. Но эта трактовка противоречит императивному принципу регулирования. Кроме того, в праве также действует принцип приоритета специального закона. То есть, если есть правоотношения, которые специально урегулированы законом, нормы этого закона имеют приоритет над нормами общего закона. То есть, если есть закон о порядке формирования Совфеда, то его нормы имеют приоритет над 184-м законом.

Таким образом, в настоящий момент ни Старовойт, ни Артамонов не имеют полномочий направлять Михайлова и Королёва в Совет Федерации. И им нужно либо ждать выборов, включать их в свои тройки и потом выдвигать, либо ждать, пока изменится закон, а закон у нас, как известно, что дышло. И сенаторы Клишас и Кутепов уже внесли в Госдуму законопроект о необходимых поправках, которые наделяют врио полномочиями назначать сенаторов.

При этом обратите внимание: Старовойт – он чиновник, он очень аккуратно выразился, он сказал, что обязательно наделит полномочиями Александра Михайлова, как только представится правовая возможность, то есть он очень осторожно относится к своим законодательно установленным возможностям. А Артамонов, пришедший из Сбербанка, который вообще не имеет ни политического опыта, ни опыта работы на госслужбе, мягко говоря, действует не очень осторожно.

Я бы всем этим товарищам советовал дождаться поправок. Но я так понимаю, что и Королёв, и Михайлов хотят уже поскорее, потому что ситуация меняется. Более того, я думаю, что для Артамонова и Старовойта отправить экс-губернаторов в Совфед – это компромисс с местными элитами. Но тут этому компромиссу помешало право! Но это наша страна, где правом крутят и вертят вообще как хотят. Хотя моя личная точка зрения такова, что и Олег Петрович, и Александр Николаевич заслужили моральное право быть сенаторами, по крайней мере, в нынешнем формате Совета Федерации».

Версия для печати