Кандидат политических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований
Елена Щербина: Для развития Северного Кавказа очень важны центры национальных республик
Экспертно-аналитический центр «Юг» /ЮФО/СКФО/ Елена Щербина – о стратегии пространственного развития на Северном Кавказе
Участники круглого стола экспертно-аналитического центра «Юг», прошедшего в Ставрополе, обсудили перспективы разрастания региональных центров до мегаполисов. Об особенностях этого процесса в СКФО – политолог, доцент Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Елена Щербина.
«Многие эксперты круглого стола экспертно-аналитического центра «Юг» подчеркивали роль таких центров Юга России и Северного Кавказа, как Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар, они говорили о мегаполисах. Понятие «центр периферийного развития» известно достаточно давно, и некоторые города на Юге России, безусловно, примут на себя в перспективе функции мегаполиса в силу высокого уровня урбанизации, в силу того, что это крупные города, технологичные города, центры образования и инновационных технологий.
Однако мне кажется, что для Северного Кавказа все-таки очень важны центры национальных республик. Если исходить из концепции и стратегии пространственного развития, они тоже должны быть точками роста.
Несмотря на то что на Северном Кавказе традиционно высока доля сельского населения, а промышленность менее развита, общая тенденция на укрупнение городских агломераций будет проявляться и здесь. Столицы республик и сейчас уже берут на себя функции центров развития. Они уже в силу программ по развитию Северного Кавказа превращаются в образовательные центры, центры инноваций, центры инвестиций, являются достаточно современными, несмотря на традиционность, которая, кстати, не мешает обществу технологически развиваться. Яркий пример тому – ОАЭ.
Нельзя недооценивать и значение региональных брендов. О брендах и брендировании говорят достаточно много. Например, Кавказские Минеральные Воды – это бренд, причем очень давний. Архыз, Домбай – это бренды. Есть и менее раскрученные, но важно, что они есть, и они не только конкурентоспособны, они способны работать на развитие региона».
Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»