11 апреля 2022

Валерий Абрамов: В сложившейся геополитической ситуации нужно использовать те возможности, которые имеются сейчас

В условиях антироссийских санкций и необходимости восстанавливать разрушенные логистические цепочки для глав прикаспийских регионов РФ сегодня открывается возможность развивать свой транспортно-логистический потенциал, лучший инструмент для этого – государственно-частное партнерство, считает доктор экономических наук, профессор и главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ, академик РАЕН Валерий Абрамов. Эксперт объясняет, почему сегодня возрастает роль Международного транспортного коридора «Север – Юг» и нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», а также называет главные «направления и возможности, которые лежат в функционале губернаторов», если они хотят получить выгоду для своих территорий.

«Работа будет идти по нескольким векторам. Прежде всего рассматриваются варианты, связанные с построением и расширением порта Лагань в Калмыкии. В Астраханской области уже проведен большой комплекс дноуглубительных работ порта Оля́, что позволяет увеличить осадку судов, которые будут доставлять грузы до Ирана.

Иран сегодня – это своеобразный транспортный хаб, откуда российские товары могут идти в Индию (ее экономика сопоставима по своим масштабом с Китаем), а также в другие страны Индийского океана. Не стоит забывать и Азербайджан с Арменией, с которыми мы тоже торгуем через Каспий.

Сейчас главная задача заключается в том, чтобы нарастить через эти ответвления транспортных коридоров не только поток экспорта насыпных и наливных грузов, но и контейнерных перевозок. Наиболее подготовлены для перевалки и мультимодальных перевозок Оля и Махачкала, но и Лагань имеет возможность нарастить объемы.

Для глав прикаспийских регионов сегодня открывается возможность через инструмент ГЧП развивать свой транспортно-логистический потенциал. Есть целая группа заинтересованного бизнеса, который готов вкладываться и готов активно участвовать в создании новых интегрированных транспортно-логистических структур. Вот с ними сейчас губернаторы должны в первую очередь выстраивать отношения.

Второе, на что сейчас стоит сделать упор, – это развитие экспорта сельхозпродукции. Для Астрахани это может быть аквакультура, а для Калмыкии – продукция мясного животноводства. В ряде азиатских стран с быстрорастущим населением усугубляется продовольственный кризис, и регионы Юга получают возможность наращивать объемы экспорта. Губернаторам нужно понимать направление экспорта своей продукции и, соответственно, принимать необходимые меры для его расширения, чтобы отрасль была готова эти объемы производить.

В сложившейся геополитической ситуации нужно использовать те возможности, которые имеются сейчас. И мыслить с точки зрения экономической эффективности и инвестиционной отдачи проектов. И тут, мне кажется, транспортный коридор с выходом на Иран и дальше на Индию и акваторию Индийского океана может быть хорошей альтернативой коридору Запад – Восток. Это важно не только для прикаспийских регионов, но и для Башкирии, Татарии, Ульяновской и Самарской областей. Для них также важен этот выход на азиатские рынки. И это кратчайший путь к странам, которые не относятся к недружественным.

Поймите, европейские страны, которые проводят недружественную политику, – это только 20% населения Земли, а остальные страны торгуют и будут торговать вне зависимости от обстоятельств».

Версия для печати
Москва
экономист

Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, академик РАЕН