Основатель ассоциации «Альянс туристических агентств», главный эксперт федерального ресурсного центра нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»
Президент Владимир Путин провел совещание по развитию проекта «Пять морей и озеро Байкал», на котором обозначил основные направления развития внутреннего туризма. О развитии курортов и нацпроекте «Туризм» глава страны говорил ещё в своем послании Федеральному собранию, сейчас вместе с министрами обсудил конкретные шаги.
Как отметил главный эксперт федерального ресурсного центра нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Андрей Гаврилов девять регионов, в которых будут созданы новые курорты, понимали, что к этому надо готовиться соответствующим образом, искать инвесторов, планировать территориальные вопросы.
«Что касается перспектив этих территорий, то естественно, прежде чем включать их в такой масштабный проект проводилась предварительная оценка и бизнесом, и местными органами власти, и экспертами. Поэтому я думаю, что в каждом из обозначенных регионов есть перспективы, вот в Дагестане это будет пляжный солнечный туризм. Где-то это будет оздоровление, где-то экскурсионка дополнительная. Например, мы понимаем, что Дагестан – это больше 50 км песчаных пляжей. Потенциал этого региона крайне высок, особенно учитывая то, что у нас пляжный отдых является чуть ли не самым популярным, в том числе для тех, кто летает в Турцию и в Египет. А здесь ещё есть и сочетание с горами, расположенными рядом с такими уникальными объектами показа и посещения, как тот же самый Дербент или Сулакский каньон. Люди могут во время пляжного отдыха на один день выбраться в город или поехать посмотреть на эту уникальную крепость. В этом сочетании проект становится действительно уникальным и перспективным. Также мы прекрасно понимаем, что озеро Байкал — это жемчужина туристского ожерелья нашей страны. Но из-за климатических условий круглый год там не покупаешься и учитывая особенности нашей страны, пляжный сезон у нас ограничен.
Поэтому круглогодичность будет достигаться за счёт санаторно-курортного лечения, спа-объектов. Это мы уже с вами тоже хорошо знаем и по Турции, и по другим странам. Курорты становятся как бы центрами притяжения, а всё остальное зависит от изобретательности и творческого потенциала нашего бизнеса. Остается вопрос качества обслуживания, потому что инвестиции — это хорошо, но вот очень важно соблюсти соотношение цены и качества. Потому что только при нормальном соотношении наш турист поедет и будет с удовольствием отдыхать.
Механизм государственно-частного партнёрства используется достаточно давно. И широкое распространение получил при реализации первой крупной федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма в 2011-2018гг. Как раз тогда впервые было широко внедрено понятие туризма с государственно-частным партнёрством и частными инвестициями. Для бизнеса очень важным сигналом является вложения государства. Если государство туда идёт, значит, бизнес держит нос по ветру, и начинает двигаться в том же направлении, потому что участие государства — это всегда гарантии. Государство берет на себя самые капиталоёмкие и тяжёлые блоки: обеспечивание инфраструктуры, инженерка, газоснабжение, электроснабжение, дороги. Бизнесу остаётся только прийти на эту площадку, строить и дальше эксплуатировать. Это намного облегчает задачи и сокращает затраты, повышает рентабельность, сроки окупаемости, и все это становится действительно привлекательным.
С 2021г. у нас реализуется национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», и в его рамках предусмотрен федеральный проект развития туристической инфраструктуры: то есть создание курортов круглогодичных, а значит, и строительство гостиниц, звёздность, качество обслуживания, то есть создание такой широкой продуктовой линейки. И в рамках уже национального проекта эта схема была подтверждена и взята на вооружение. За 2 года бизнес уже приноровился и ведет себя достаточно активно в этой тематике, что радует. Поэтому государственные 403 млрд руб вполне могут стать финансовым сигналом для бизнеса. Поэтому будет нетрудно собрать необходимое количество частных инвестиций по разным схемам с учётом различных механизмов. Например, в том же федеральном проекте развития туристической инфраструктуры есть субсидирование кредитов. Если бизнес берет кредит в крупном банке, разницу процентной ставки между льготной и рыночной, на себя берет государство, и это тоже выгодно бизнесу. Поэтому здесь все логично. И здесь все достаточно правильно.
Я слышал, что уже даже некоторые иностранные инвесторы начинают проявлять активный интерес к вложениям».
Основатель ассоциации «Альянс туристических агентств», главный эксперт федерального ресурсного центра нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»