прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
3 августа 2012 | Архив

Роман Селюков: «Регионы, не реформировавшие систему образования, не смогут повысить зарплаты учителей»

Глава Башкирии Рустэм Хамитов считает, что единственной возможностью для повышения зарплаты учителей может стать оптимизация количества работников образования. Пресс-секретарь Хамитова пояснил, что сокращать будут работающих пенсионеров. Замдиректора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков в интервью «Клубу Регионов» предложил иные пути сокращения расходов бюджета республики на образование.

«Таким путем (сокращением педагогического состава) решается вопрос необходимости роста зарплат ровно в тех регионах, где мало работали в предварительную сессию. У нас в 2007-2009гг. 31 регион реализовывал комплексный проект модернизации образования, одним из ключевых направлений проекта было развитие сети образовательных учреждений. И это необязательно закрытие школ. Речь может идти о переподчинении школ, например в статус филиала, или понижении статуса со средней до основной. Вариантов много. Это региональные модели, которые работали и в итоге сработали. Объективно нужно сказать, что те регионы, которые в 2007-2010гг. не занимались этой проблемой, столкнулись с колоссальными трудностями при повышении среднего уровня заработной платы учителей до среднего по экономике в регионе. Среди такого рода регионов оказалась, по-видимому, и Башкирия. Но в любом случае, если этого не сделать, то расходы по поднятию заработной платы и удержанию ее на уровне могут оказаться неподъемной задачей.

Но хочу отметить, что для этого необязательно сокращать учителей. Во многих регионах неэффективные расходы - это плохое соотношение между фондом оплаты учителей и всех остальных работников. Как раз прочий персонал школы избыточен. Я не исключаю, что руководство региона посмотрит на это соотношение и примет решение, что необходимо стимулировать, чтобы школы сокращали именно прочий персонал. Причем персонал нужно не просто выводить из штата, есть модели, когда многие обслуживающие ставки забирает на себя муниципалитет. Сейчас в среднем по России соотношение далеко от идеального: 70% фонда оплаты труда должно тратиться на учителей, 30% - на прочий персонал.

А в действительности - 55-45%. Получается, что есть серьезный задел в районе 15%. Но тут задача переложить расходы на содержание здания в части заработных плат работников, за это ответственных, из регионального норматива на плечи муниципалитета. Но это нелегкая задача. Большинство муниципалитетов дотационные, и тогда необходимо по-другому выстраивать дотационную политику. Но в целом задача решаемая. Например, Калининградская область с успехом это сделала.

Что касается сокращения учителей-пенсионеров, в принципе, нужно смотреть на конкретного педагога, способен ли и готов ли он выдерживать уровень требований. Вопрос не в том, что пенсионеры не могут, вопрос в том, насколько человек современен. Я думаю, что достаточно рискованно решать вопрос сокращением пенсионеров. Во многих случаях пенсионеры - это опытные и грамотные педагоги. Но не все учителя-пенсионеры владеют информационной компетентностью, а это необходимо. Но я бы не переоценивал молодых педагогов - низкий процент выпускников педагогических вузов идет в школу. И если смотреть по итогам приема 2011г. в вузы (про 2012г. говорить рано), то нужно отметить, что средний бал ЕГЭ в педагогические вузы очень низок. Нужно смотреть на квалификацию каждого специалиста - задача, чтобы в отрасли остались самые лучшие кадры. И повышение зарплаты учителей работает на это же - чтобы самые лучшие учителя, несмотря на возраст, получили материальную мотивацию остаться в школе и работать на ее благо».

Версия для печати
Москва
замдиректора Института проблем образовательной политики «Эврика»