7 августа 2012 | Архив

Евгений Чадаев: «Хабаровский губернатор демонстрирует новые технологии кадровой политики»

По распоряжению хабаровского губернатора и председателя правительства края Вячеслава Шпорта его заместитель Аркадий Мкртычев теперь одновременно курирует внутреннюю политику и возглавляет аппарат губернатора. По оценке политолога Евгения Чадаева, кадровый состав должен подбираться губернаторами под конкретные политические задачи.

«Объединение двух ключевых должностей в руках одного человека – новое явление в кадровой политике российских губернаторов, но его можно рассматривать как факт, безусловно, позитивный. И вот почему. Когда данными направлениями руководят разные чиновники (что характерно для традиционной схемы госуправления), то наблюдается эффект асинхронности (рассогласования) функций. Каждый руководитель отвечает только за свой участок работы, вне зависимости от общей цели или конкретной задачи краевого масштаба. Но внутренняя и кадровая политики – тема особая. политика не должна «подгоняться» под конкретных людей, а, наоборот, кадровый состав должен подбираться под конкретные политические задачи. И новый формат назначения, проведенный Вячеславом Шпортом, – это характерная черта его кадрового менеджмента.

К слову сказать, стремление губернатора Вячеслава Шпорта уйти от консерватизма в кадровой политике наблюдается на протяжении всего срока его пребывания на этом посту. Как правило, серьезным кадровым изменениям всегда предшествует аналогичная структурная перестройка правительственного аппарата. И за три года уже можно вычленить как новые направления, так и новые технологии в работе с кадрами. Назову некоторые из них.

Во-первых, в начале 2011г. Вячеславом Шпортом была полностью изменена конфигурация правительства. Все многообразие управленческих функций было сгруппировано в три стратегических направления: модернизация и промышленная политика (сегодня сюда добавились и стратегические инициативы), образование и наука, а также социальный блок. Соответственно, была проведено и переподчинение всех краевых министерств по указанным направлениям. И, как следствие, от претендентов на должности (вне зависимости от принадлежности к тому или иному министерству) требуется сегодня иметь не только желание участвовать в реализации каких-либо краевых программ в рамках новых стратегических направлений, но и доказывать это личными профессиональными качествами и результативностью в работе.

Во-вторых, любая кадровая работа, как известно, может быть эффективной, если ли отбор управленцев идет по возможно большому числу кадровых «каналов». И здесь тоже есть заметные изменения. Хабаровский край входит в число 15 регионов Российской Федерации, в которых идет реализация пилотного проекта «Открытое правительство». Кадровые службы края рассматривают участие представителей различных общественных формирований края в работе краевых органов управления как механизм выявления перспективных кандидатов на ведущие управленческие должности в правительственных структурах, и некоторые активисты сегодня уже работают на государственной службе Хабаровского края.

В-третьих, серьезные изменения происходят и в таком важном компоненте кадровой политики, как использование новой системы оценки работы чиновников. В правительстве края для руководителей различных подразделений разработаны и внедрены не только качественные, но и количественные критерии эффективности их деятельности. Новая система показателей уже сегодня существенно влияет на повышение эффективности работы аппарата. Помимо этого, в кадровой работе можно отметить и востребованность различных технологий тестирования управленческих кадров.

В-четвертых, внедрение системности в работе с кадровым резервом. Я имею в виду сведение к минимуму кадровых ситуаций, когда после ухода какого-либо руководителя структурного подразделения его должность долгое время остается вакантной. Сегодня можно констатировать: резерв кадров в органах управления не есть нечто застывшее, он постоянно «в работе» - как под текущие задачи, так и перспективные.

И в-пятых, новое направление, которое нельзя не отметить, – «кадровый аутсорсинг». Имею в виду, что часть должностей (регистрационного, вспомогательного и т.п. характера) «выводится» с государственной службы, а управленцы, ранее замещающие должности госслужбы, выполняют сегодня эту работу так же, как, например, гражданские специалисты в системе Минобороны. Отсюда и перманентный процесс оптимизация численности госслужащих в правительстве края.

Конечно, кадровая работа имеет жесткую правовую регламентацию, но демократизм и открытость в подборе управленческих кадров вкупе с использованием современных кадровых технологий уже приобрели устойчивый характер и, надеюсь, будут и дальше задействованы в кадровой политике губернатора».   
Версия для печати
Хабаровский край
политолог

Директор «Экспертно-аналитического центра «ДВ-РЕГИОН»