6 июня 2013 | Архив

Юрий Гурман: «Губернаторы не должны вмешиваться в местное самоуправление»

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил о необходимости серьезных корректировок в федеральном законе о местном самоуправлении и предложил наделить исполнительную власть правом отзывать руководителей муниципалитетов. Вице-президент Ассоциации сельских поселений России Юрий Гурман рассказал в интервью «Клубу Регионов», чем может обернуться для муниципалитетов и населения подобное вмешательство со стороны губернатора.

«От народа вообще отказаться, выборы отменить, Конституцию тоже, от Европейской хартии (о местном самоуправлении) еще отказаться. Мы всё ищем какие-то критерии эффективности деятельности местного самоуправления, а люди-то сами не в состоянии оценивать, выбирать? У граждан с ограниченными возможностями есть такой принцип «Ничего для нас без нашего участия». Потому что, когда готовят им комфортную среду без их участия, этой средой пользоваться невозможно. Вот примерно то же самое происходит у нас с общественным развитием, с участием граждан в самоуправлении. Пытаются обустроить их жизнь, улучшить, но только без их участия. Поэтому жизнь становится хуже, хуже и хуже.

В том числе вопрос, кто из них (глав муниципалитетов) радивый, кто нерадивый – пусть граждане решают. Упростите процедуру отзыва главы, сократите электоральные циклы, чтобы чаще могли граждане делать свой выбор, давать свою оценку. Но никак не начальство. А то получается, что органы местного самоуправления в систему органов госвласти по Конституции не входят, но органы госвласти будут решать, эффективны они или неэффективны.

Вмешательство тех, кто не проживает на этой территории, в дела этого сообщества – я считаю неконституционно. Так мы дальше разрушаем систему конституционную. Вот говорят эксперты сейчас о конституционной реформе, что по сути дела мы каждой такой инициативой, поправкой пренебрегаем смыслом Конституции и отходим от конституционной модели, а потом удивляемся, почему у нас растут протестные настроения и не решаются проблемы, ситуация ухудшается, система не работает. Вот она потому и не работает, что ей не дают работать такими вот вмешательствами.

Они (отношения Дрозденко с главами муниципалитетов) и не должны складываться, потому что конституционный смысл такой – заложены функциональные противоречия, которые объективные и должны существовать. В борьбе этих противоречий должна существовать устойчивая система, когда есть интересы маленького сообщества, которые априори не могут совпадать с интересами субрегионального и федерального уровня. То есть у них есть свои интересы, есть интересы индивидуума, которые могут противоречить, не совпадать с интересами сообщества. Вот такая система самоуправления, она прописана и реализуется в европейских странах, она их балансирует. У нас пытаются все время балансы эти убрать и протолкнуть собственные, либо федеральные, либо региональные интересы. Интерес более крупный по отношению к частному. При том что смысл деятельности органов госвласти и местного самоуправления, смысл принимаемых законов вообще в 18 статье Конституции записан человек и его права и свободы. А право на местное самоуправление является в соответствии с Европейской хартией одним из незыблемых прав гражданина – участие в самоуправлении. В Конституции есть отдельная глава, посвященная местному самоуправлению». 

Версия для печати
Челябинская область
Ассоциация сельских поселений РФ

Директор ассоциации муниципальных образований Челябинской области, вице-президент Ассоциации сельских поселений РФ, сопредседатель движения «Голос»