Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
6 сентября 2013

Дмитрий Журавлёв: «Медведев предложил более эффективную схему развития ДФО»

Премьер правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил о создании правительственной комиссии по развитию Дальневосточного федокруга (ДФО). Инициатором ее создания стал премьер Дмитрий Медведев. Он же решил и возглавить комиссию. Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что непосредственный контроль премьера — безусловный плюс для федокруга.

«В каких вещах это может помочь? Во-первых, что касается финансирования - программа (развития Дальнего Востока и Забайкалья) огромная. И Минфин с самого начала говорил, что денег может не хватить. В случае когда комиссию будет возглавлять премьер, Минфин будет быстрее давать деньги. А без комплексного подхода регион поднять нельзя, поскольку нужно модернизировать инфраструктуру. Пока нет нормальной инфраструктуры, все будет стоить так дорого, что лучше было этого не делать. Второе – это эффективность использования этих средств. Контрольные функции председателя правительства значительно лучше, чем функции министра. Это две положительные черты.

А что касается объективных вещей – Амур сам в берега не войдет из-за того, что Медведев возглавит комиссию. Есть вещи, которые нельзя решить чиновничьими ресурсами. И чисто психологически: все ожидали — вот сейчас будут деньги этой программы, и региональное чиновничество начнет их, извиняюсь, воровать. Понятно, что под руководством премьера возможностей таких «мероприятий» будет на порядок меньше.

От факта существования министерства (развития Дальнего Востока) ничего не меняется. Для нас министр финансов – это еще один вице-премьер, даже если не имеет такого ранга. Это у нас исторически сложилось. Бывший министр по развитию Дальнего Востока Ишаев - блестящий организатор, но надавить на министра финансов он никак не мог. У него просто не было такой власти. А премьеру министр финансов может сказать «нет» в очень редких случаях. Особенно если этот премьер Дмитрий Анатольевич Медведев – человек достаточно жесткий. Его приказы выполняют.

Бесспорно, это более эффективная схема, чем схема министерства. Что же касается полпредства… Это же чисто административная организация, у нее нет бюджета, кроме на свое содержание. Это орган контроля и кадровой политики. По положению у него нет права заниматься инвестиционной деятельностью и так далее.

Позиция Трутнева более удобна, чем у его предшественника, но я уверяю — ему будет тоже очень трудно надавить на Минфин. Трутнев получил все те же регалии и ранги, как полпред в Северном Кавказе. И это логично и правильно. Я этот момент не знаю, но, похоже, было такое условие поставлено – хотите, чтобы я работал как на Северном Кавказе, дайте мне такие же полномочия! А потом прошло два дня и премьер понял, что он с этой задачей сам лучше справится. Это его право так решать.

Тем более что Северный Кавказ выглядит по сравнению с Дальним Востоком «детским лепетом». По площади, наверное, раз в пятьдесят больше. Поскольку главная проблема там инфраструктурная, тут прямая корреляция между площадью и проблемой. Край фантастически богатый, а заниматься даже просто вывозом продукции – трудно и дорого. А инфраструктурные проблемы во всех странах решаются не за счет региональных денег, а за счет федеральных. Простите, что вспоминаю Гитлера, но за счет бюджета страны автобаны при нем строились. И в этом смысле это нормальная ситуация. Трутнев довольно эффективный чиновник, эффективный бизнесмен был. А премьер решил, что справится с этой задачей еще лучше.

Может, дело еще в том, что даже чисто климатические проблемы оказались намного больше, чем ожидалось. Ведь ждали же, что кризис погодный вот-вот закончится. А, похоже, пик только приближается. Это означает, что придется принимать какие-то чрезвычайные меры чисто экономического характера. А средства, заложенные в программу, на другие цели даже технологически сложно перенаправить. Ведь есть законы о бюджете, о правительстве. Никакой вице-премьер, министр финансов этого сделать не может. После этого его можно логически привлечь к ответственности – а как же законодательство, если ты его не выполняешь? Поскольку оперативным экономическим управлением все-таки занимается правительство, а не президент, поэтому это логично. Но еще раз: другой вопрос, что проблемы не исчезнут от того, что Медведев назначил себя руководителем этой комиссии». 

Версия для печати