Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ.
Наталья Зубаревич: Кроме конкурентных преимуществ, в регионах должна быть вменяемая работа губернаторов
МВФ в очередной раз скорректировал свой прогноз роста ВВП в Российской Федерации в сторону понижения и призвал руководство страны к созданию новой модели экономического развития, которая позволит улучшить инвестиционный климат в России. Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич поделилась с «Клубом Регионов» мнением о том, как с данной задачей должны справляться регионы.
«Всегда более успешными были нефтегазовые регионы, потому что это очень капиталоемкая отрасль, но деятельность губернатора к этому не имеет никакого отношения. Также по объему инвестиций всегда выигрывают федеральные города, что связано с тем, что тут присутствуют гигантские рынки сбыта, но что касается роли губернатора, то она здесь тоже не самая главная. Если же говорить не о нефтегазовых и не о двух столичных агломерациях, то тут роль губернатора в деле привлечения инвестиций, конечно же, повыше, хотя и в них не все зависит от руководства регионом, потому есть фактор географического положения, удаленности, отсутствия вблизи хороших рынков сбыта, северности, холодности и так далее. Это условия, которые губернатор поменять не может.
Какие регионы были более успешными? Если говорить о российских инвестициях, то последние два-три года очень успешно привлекает инвестиции Ульяновская область, и в этом очень большая заслуга органов управления этим регионом.
Что касается иностранных инвестиций, то здесь самой успешной является Калужская область, сделавшая алгоритм, который понятен и ясен: первое - это не формальное, как сейчас делают везде, а реальное создание агентства стратегических инвестиций, которое очень плотно работало с инвесторами. Второе, в этой области целая команда вице-губернаторов, людей с бизнес-образованием, которые умеют говорить с бизнесменами на одном языке. Третье, Калужская область находится в сотне километров от Москвы, что является очень серьезным ее преимуществом. Сначала туда подтянулись большие иностранные автогиганты, а потом они сделали свои зоны и начали вкладывать деньги в инфраструктуру, в результате чего в районе Малоярославца, Ворсина стали возникать многочисленные зоны, парки, которые действительно привлекают инвесторов. Но опять напомню, что это 80 километров от Москвы, и мало какой регион может похвастаться таким выгодным географическим положением, хотя на фоне других областей вокруг московской агломерации они выглядят лучше.
Неплохая ситуация в Нижегородской области. Туда потянулись иностранные инвестиции. Свою роль в этом сыграл и эффект города-миллионника, и относительная близость к московской агломерации. Если же говорить об инвестиционной политике Нижегородской области более подробно, то в первую очередь следует отметить работу с инвесторами-автокампанейщиками и производителями автомобильного стекла. Кроме того, можно отметить инвестиции, связанные со строительным бизнесом. Также сейчас усилия предпринимаются по развитию фармкластера. В нижегородском случае не надо забывать о том, что Шанцев привел с собой немало московских компаний, которые активно стали инвестировать на нижегородском рынке.
Таким образом, для того чтобы быть успешным в плане привлечения инвестиций, регион, с одной стороны, должен обладать конкурентными преимуществами, в виде ресурсов, климата, почвы, географического положения и т.д., а с другой - дополнять это вменяемой работой административной команды. Если же у вас нет конкурентных преимуществ, то, как бы вы вменяемо ни работали, инвестору будет трудно прийти к вам.
Говоря о наметившейся тенденции по переложению федеральных обязательств на плечи регионов, можно сказать, что это очень плохо скажется на инвестициях из бюджета субъектов Федерации, поскольку из-за непрерывного роста их социальных обязательств количество бюджетных средств, выделяемых региональными властями для осуществления инвестиционных программ, будет автоматически сжиматься. Вообще, к настоящему моменту они уже и так сократили поддержку ЖКХ из бюджета. Теперь же регионам придется рубить расходы на национальную экономику, а в ней как раз и сидят почти все инвестиционные расходы.
Сейчас даже в наиболее успешных в плане привлечения инвестиций регионах сохраняется не очень благоприятная ситуация, связанная с постоянным ростом бюджетного дефицита. Так происходит из-за того, что центр придерживается политики, в соответствии с которой регионам, наращивающим свою экономическую базу на определенную сумму, через один-два года сокращают трансферт на ту же самую сумму.
Нельзя забывать и о том, что бюджетный дефицит очень сильно связан с ростом доходной базы. С одной стороны, он формируется за счет выполнения субъектами федеральных обязательств, сброшенных с грубым нарушением бюджетного законодательства на регионы. Кроме того, если вы хотите привлечь инвесторов, вы должны инвестировать в инфраструктуру, которая и притягивает инвесторов, или давать ему какие-то льготы по местным налогам, что также приводит к росту бюджетного дефицита».