25 ноября 2011 | Архив

Антон Сафонов: «Преференции китайским предприятиям, расположенным в России, могут привести к вытеснению аналогичных отечественных производств»

В Рязанской области планируют реализовать пилотный межгосударственный проект по размещению в особой экономической зоне (ОЭЗ) на территории региона китайских компаний. Наибольший экономический эффект в рамках реализации проекта ОЭЗ ожидают от предприятий химической, электронной промышленности и машиностроения. Как считает аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов, «с точки зрения географического положения это сотрудничество не очень выгодно».

«Китай – один из самых крупных потребителей удобрений. Вероятно, будет создано химическое предприятие, которое будет поставлять продукцию непосредственно в Китай. Но тогда не очень понятно, как будет реализована схема доставки. Везти придется через большое количество регионов, и не факт, что это продукция в итоге окажется дешевле, чем у других аналогичных предприятий, расположенных в приграничных регионах России. Что касается техники – скорее всего, будут производить продукцию китайскую, то есть будет просто перенесено производство. Насколько мне известно, в Рязани нет подобных сильных производств. Поэтому должен быть достаточно хороший экономический эффект, если новые предприятия получат хорошее развитие, будут платить налоги.

Однако нельзя допускать, чтобы новые предприятия дублировали уже существующие производства, иначе возникнет конкуренция, а поскольку продукция новых предприятий с учетом налоговых преференций будет дешевле, то старым предприятиям не останется места – они либо будут работать на грани рентабельности, либо вовсе станут убыточными. В целом это сотрудничество может быть взаимовыгодным. Китай очень активно развивается, и им необходимо искать новые рынки сбыта, расширять свое производство.

Значительно удобнее для них инвестировать в предприятия на месте, и с этих заводов увозить продукцию в Москву или другие крупные российские города, что, возможно, и объясняет выбор региона. Вероятно, создаваться будут в первую очередь китайские предприятия с прицелом на российский рынок сбыта, а не наоборот. Снижая транспортные расходы и не платя пошлины, китайская сторона получит конкурентоспособность. И если не будет опасности вытеснения аналогичной отечественной продукции, то рисков вообще никаких нет». 

Версия для печати