Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
13 декабря 2013

Михаил Долгов: Региональные «Знаки качества» – тренд последней пятилетки

В Иркутской области разработали знак для продуктов питания, производимых агропромышленными предприятиями региона. Логотип в виде кедровой шишки будет наноситься на продукты, прошедшие добровольную бесплатную сертификацию. Гендиректор компании «Старт Маркетинг» Михаил Долгов отметил актуальность такой меры в современных условиях: «Поддержка местных производителей в изменившейся внешнеэкономической среде стала насущной необходимостью». По его словам, «при качественном воплощении идея создания регионального знака качества обязательно даст результат».

«Разработка региональных знаков качества – тренд последней «пятилетки». Подобно Иркутской области, в этом году с похожими инициативами выступили власти Калужской и Ростовской областей. А в Кировской и Ульяновской областях подобные знаки появились еще раньше. И это далеко не все примеры.

Сам по себе тренд связан с несколькими факторами. Во-первых, территориальный маркетинг вошел в моду, а позиционирование региона через качественную продуктовую линейку – это часть территориального маркетинга. Во-вторых, после вступления России в ВТО наметилась внешняя угроза, которую наши чиновники восприняли как вызов. Поддержка местных производителей в изменившейся внешнеэкономической среде действительно стала насущной необходимостью. В противном случае грядущее повышение товарного разнообразия, в том числе в дешевом ценовом сегменте, грозит очень больно ударить по нашим компаниям.

Насколько действенным маркетинговым инструментом сможет стать иркутская «кедровая шишка»? На мой взгляд, сама идея просто замечательная – очень своевременная и нужная. Наша компания проводила исследования, в которых изучались факторы, влияющие на выбор потребителем продуктов питания. По результатам этих исследований в среднем 46,2% россиян стараются приобретать продукцию именно локальных производителей. Этот мотив входит в «тройку» важнейших, он уступает лишь мотиву выгоды и мотиву лояльности конкретной торговой марке. То есть потребители изначально предпочитают местное привезенному. Задача регионального знака качества – стать дополнительным маркером для таких потребителей, а также расширить число тех, для кого мотив «локального патриотизма» в принципе является важным.

При качественном воплощении идея создания регионального знака качества обязательно даст результат. Главное - иметь волю настойчиво и последовательно воплощать эту идею в жизнь. Поэтому здесь мы подходим к основному тезису: поддержка местного производителя должна быть комплексной и включать в себя как мощный PR, так и последовательные изменения в реальной практике взаимодействия бизнеса и власти.

Проекты введения региональных знаков качества в некоторых регионах настолько слабо «раскручены», что потребители вообще не в курсе их существования. По сути, в большинстве случаев подобные проекты существует только в чиновничьих отчетах. А необходимо, чтобы созданное визуальное решение прочно вошло в сознание людей. Для этого важно задействовать как можно больше каналов коммуникации.

Скажем, в Финляндии изображение лебедя на синем фоне, свидетельствующее о том, что товар местный, помещается на входной двери ресторанов или на страницах их меню. Так рестораны подтверждают, что используют на своей кухне местные продукты. Это хорошая иллюстрация к тому, что созданный региональный бренд можно позиционировать не только на упаковке.

Многоканальность позиционирования бренда, наряду с сопутствующими статьями, сюжетами на ТВ – это хороший способ воспитания локального патриотизма. Каждый житель Иркутской области должен понимать, что, отдавая предпочтение местным производителям, он так или иначе приносит деньги в бюджет своего региона и, следовательно, делает вклад в свое материальное состояние в будущем. Появление знака качества – хороший повод напомнить об этом».

Версия для печати
Москва
генеральный директор компании «Старт Маркетинг»