Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
28 февраля 2014

Майя Аствацатурова: Предложение раздавать гражданство всем желающим носит эмоциональный характер

Профессор Пятигорского государственного лингвистического университета Майя Аствацатурова рассказала «Клубу Регионов» о том, как следует расценивать предложения парламентариев об упрощении процедуры получения российского гражданства и каких последствий можно ждать вслед за спешным принятием такого законодательства. 

«Вообще, проблема российского гражданства и процедуры его приобретения обсуждается не впервые. Она муссировалась после распада Советского Союза. По этому поводу было несколько инициатив, которые касались идеи упрощения процедуры получения гражданства нашими соотечественниками за рубежом. Ранее Владимир Путин по этому поводу уже выдвигал инициативы. И мы опять к этому возвращаемся, потому что есть проблема, которая связана с возможной этнической миграцией из Украины в Россию.

Но здесь есть один очень сложный момент. Принятие закона «О гражданстве РФ» в том виде, в котором он существует, было обусловлено определенными соображениями: геополитическими, экономическими, правовыми. И его менять в этой ситуации, как мне кажется, будет шагом если и не преждевременным, то недостаточно обоснованным уж точно. Сейчас мы не можем принять особый закон для мигрантов из Украины, потому что закон о гражданстве должен строиться на общих для всех желающих получить российское гражданство правилах. И, кроме того, этот закон должен отражать общие геополитические и правовые реалии, а также интересы нашей страны.

Что касается идеи выдачи гражданства РФ всем желающим, то она не нова и уже давно обсуждается в политическом дискурсе. Обсуждается в том смысле, что нужно было дать определение субъекта этого закона, т.е. каким лицам будет дано право приобрести гражданство по упрощенной схеме. Здесь у законодателей возникли серьезные затруднения, связанные с тем, кого с правовой точки зрения нужно причислять к соотечественникам. Найти удобную формулу определения данного понятия было очень сложно, и мы через это все уже проходили.

Поэтому мне кажется, что сегодня в таком оперативном режиме вносить изменения в действующее законодательство очень сложно, а может быть, и не нужно. Мы можем принять закон в такой эмоциональной спешке, который потом будем не в состоянии выполнять. Хотя эмоционально мы знаем, что после распада СССР за пределами России осталось около 25 млн русских, которые попали во многих суверенных государствах в положение нежелательных национальных меньшинств. Это было совершенно очевидно и в странах Балтии, и в странах Южного Кавказа, и в некоторой степени это проявлялось на Украине.

Еще одна важная проблема, которая может ожидать нашу страну в связи с затронутым аспектом, – это возможный приток на территорию России беженцев с Украины. История нашей страны показала, что Россия, безусловно, готова оказать и геополитическую помощь, и гуманитарную помощь, и моральную поддержку беженцам. Но такие практико-прикладные проекты по приему этнических мигрантов, которые покидают территорию своего проживания в результате конфликтов, террористического или экстремистского воздействия, во-первых, должны серьезно обсуждаться в определенных структурах. Во-вторых, для этого должны приниматься оперативные целевые программы.

Нужны расчеты экономических и политических последствий, поскольку такие акции предполагают значительную нагрузку на экономическую и социальную сферу. Поэтому нужны определенные государственные экономические и программные обязательства, если государство, конечно, на себя их возьмет. Помимо всего прочего такие перемещения вызывают и общественно-политическую дестабилизацию, так что здесь нужен серьезный разговор на уровне президента и органов исполнительной власти.

Учитывая опыт нашей страны, становится очевидным, что закрывать глаза на возможность этих издержек нельзя. Когда состоялся исход граждан РФ из Чеченской Республики - а это были не только русские, но и чеченцы, армяне, греки, евреи - никакой программы государственного уровня разработано не было. Прежде всего, этот исход затронул наш Ставропольский край. В результате вся эта нагрузка легла на плечи регионального правительства, в частности Ставропольского края. То же самое произошло, когда беженцы из Южной Осетии переместились в Северную Осетию. Хотя с гуманистической точки зрения мы, разумеется, должны оказать помощь всем беженцам, в независимости от их национальности».

Версия для печати
Ставропольский край
политолог

Доктор политических наук, профессор Пятигорского государственного лингвистического университета, член совета по вопросам межэтнических отношений при губернаторе Ставропольского края, член комиссии по вопросам миграции Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям.