прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
15 апреля 2014

Константин Затулин: Губернаторы, работающие с СНГ, помогают русским

По словам директора Института стран СНГ Константина Затулина, сотрудничество субъектов РФ с зарубежными регионами «имеет большое значение для улучшения международных связей». Он также отметил, что наличие таких связей позволяет поддерживать русскоязычное население в зарубежных регионах, которое в этом нуждается. В то же время он добавил, что российские губернаторы с разной эффективностью работают с соседними государствами: есть те, которые используют потенциал своей территории в отношениях с соседями, а другие «давно вовлечены в бизнес на прилегающей территории, и в силу этого они не готовы ни на какие действия, если это угрожает их коммерческим интересам».

«Безусловно, наличие контактов между российскими регионами и зарубежными имеет большое значение для улучшения международных связей. Более того, временами контакты между регионами России и отдельными регионами соседних или других государств позволяют выйти за рамки обычных формальных международных отношений. Напомню, что все 90-е годы пальму первенства в отношениях с Крымом и Севастополем удерживала Москва, в то время как Россия ограничивалась отношениями по горизонтали с руководством Украины. Москва взяла на себя поддержание связей с этими русскими регионами тогдашней Украины. Это позволило не дать выхолостить российское влияние в этом регионе и решить такую немаловажную задачу, как сохранение Черноморского флота, в условиях, когда финансирование федерального бюджета было мизерным. Это специфические обстоятельства.

Но когда, допустим, дело касается Восточного Казахстана, мы понимаем, что это тоже русские области. Конечно, я не призываю ни к чему похожему с Крымом, но очевидно, что касается внутреннего развития Казахстана, то мы не знаем, как пойдет дело после Назарбаева. Безусловно, в сегодняшнем Казахстане есть проблемы у русского населения, которое, если судить по соцопросам, довольно недоверчиво относится к казахской государственности в варианте «Казахстан для казахов». А такие тенденции и при Назарбаеве существуют. В качестве примера можно привести всяческие настроения укреплять этнические основы казахской государственности. Есть разница между казахской и казахстанской государственностью. По крайней мере, такая же, как между Россией и русскими. Да, казахи и русские являются в своих государствах наиболее многочисленными народами. Но при этом и Россия, и в определенной степени Казахстан все-таки учитывают многонациональность и не выпячивают интересы одного народа в ущерб другим народам.

Что касается Казахстана, то здесь, как и в России, нарастают противоречивые тенденции. При Назарбаеве выросла новая элита, которая, пренебрегая проблемами и трудностями, мечтает о гораздо более этнически однородном государстве и не склонна допускать к рычагам управления представителей других национальностей, прежде всего русских. Поэтому с этой точки зрения поддержание контактов с ярко выраженными русскоязычными регионами, такими как Восточный Казахстан или Северный Казахстан, позволит несколько успокоить эти тенденции, которые проявляются в Казахстане, и поддержать то русскоязычное население, которое ищет поддержки. На этом этапе это выражается в, казалось бы, таких вещах, как переименование городов, поселков, улиц. Так, город Гурьев стал Атырау, а город Усть-Каменогорск все время хотят переименовать в Кунаев. Все это небезобидно с точки зрения общежития русского и казахского народа. По сути, Казахстан не является типичной центрально-азиатской страной. По происхождению, по территориальному составу, по национальному составу это особый случай. Поэтому как раз регионы России, развивая связи с регионами Казахстана, смягчают те проблемы, которые возникают сегодня по мере развития Казахстана.

Я думаю, что губернаторы по-разному проявляют интерес к работе с регионами стран СНГ. Интерес интересу рознь. Например, есть губернаторы, которые давно вовлечены в бизнес на прилегающей территории, и в силу этого они не готовы ни на какие действия, если это угрожает их коммерческим интересам. В этом качестве яркой фигурой являлся бывший губернатор Омской области Леонид Полежаев. Он буквально сросся с казахским бизнесом, с представителями казахского государства, был вхож к Назарбаеву. Он никогда не обращал внимания на просьбы русских общин и русскоязычных граждан Казахстана, чтобы не осложнять свои отношения с верхушкой. Ровно таким же образом ведет себя очень уважаемый в России губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Он долгие годы работает в этом качестве, и у него есть глубокие интересы и связи в соседней Харьковской области. Опыт показывает: как дело доходит до таких событий, как недавно на Украине, то довольно сложно полагаться на активность такого рода губернаторов.

С другой стороны, мы видим другие примеры, когда губернаторы используют потенциал своего региона в отношениях с соседними регионами, но при этом сверяются с текущим моментом и общефедеральными установками. Я бы назвал губернатора Ростовской области Василия Голубева, который сыграл довольно большую роль в истории возвращения Крыма и Севастополя. Я не могу не упомянуть бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Его активность в этом вопросе до сего дня является наиболее ярким примером. Я сожалею, что нынешнее руководство Москвы фактически всю эту работу понизило до формальной и не показывает интереса к поддержанию на прежнем уровне работы с соотечественниками в Крыму и Севастополе, да и в других регионах».

Версия для печати