Минздрав Якутии:  с отравлением госпитализированы 20 воспитанников интерната
15 декабря 2010 | Архив

Президент не позволит губернаторам командовать силовиками

Эксперты прокомментировали «Клубу Регионов» указ президента Дмитрия Медведева о дополнительных мерах по обеспечению правопорядка. Согласно указу в субъектах федерации губернаторами будут образованы постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в регионах.

Геннадий Гудков, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности: «Я думаю, что этот указ президента – это легализация той работы, которую губернаторы и так уже ведут самостоятельно. Они уже создают такие структуры, где-то это называют координационный совет, в некоторых регионах даже совет безопасности. Эта деятельность и так, по большому счету, проводится. Может быть, не всеми губернаторами, но многими. Например, в Москве есть такой координационный совет, в Подмосковье есть; в Санкт-Петербурге, насколько мне это известно, тоже есть. Я думаю, что во многих регионах такие органы существуют. Другое дело, что это было актом доброй воли, желанием губернаторов, а сейчас же это все формируется как задача. Указ президента – это узаконение этой практики, предание, может быть, какого-то определенного статуса. Это теперь не личная инициатива губернатора, теперь эти советы будут создаваться все-таки в соответствии с нормативным президентским актом. Указ – нормативный акт, который, как и закон, должен быть соблюден. Т.е., повторяюсь, это поддержка той работы, которая во многих регионах и так идет.

Указ президента не усилит роли губернаторов в общем госуправлении, потому что это не подтверждается другими нормативными актами. Президентский закон о милиции, например, наоборот сокращает влияние регионов на органы МВД. Это не возвращение в прошлое. Скорее всего, такое решение было приятно после событий в станице Кущевской. Губернаторы действительно должны отвечать за то, что происходит в регионах. Не могут сами – должны приезжать к министру внутренних дел, к директору ФСБ, должны аргументировать необходимость кадровых изменений или назначений, хотя они в принципе так и делают. По Конституции органы региональной власти считаются органами государственной власти. По Конституции общественная безопасность, охрана правопорядка – предмет совместной ответственности. Тут ничего не добавляется и не убавляется. Все в рамках Конституции».

Алексей Мухин, политолог: «Указ президента дублирует предыдущие инициативы верховной власти по решению подобных проблем. Его следует рассматривать как попытку первой реакции на случившееся. Верховная власть не могла не отреагировать на произошедшее, она и отреагировала. Но характерным для себя способом: мало вдаваясь в подробности, что подобных комиссий уже создано достаточно. Для региональных чиновников это благо. Потому что создание такой комиссии – это дополнение к зарплате. Каждый чиновник прилучает надбавку к заработной плате за участие в любой комиссии. Чем больше комиссий – тем больше зарплата. Региональное чиновничество будет довольно. Разочарован будет министр финансов Кудрин, который уже замучился объяснять, что денег в бюджете нет. Уже страшно на него смотреть, когда идет общение президента или премьера с публикой, нужно просто обратить внимание на лицевую мимику нашего главы Минфина. Тогда сразу будет понятно, что и как будет сделано.

Об усилении губернаторского корпуса или придании им дополнительной власти говорить не приходится. Что, у них полномочий стало больше? Так они и так возглавляют все комиссии в регионе. Денег в казне на дополнительные инициативы просто нет. И так существуют антинаркотическая, антитеррористическая комиссии, в состав которых входят главы регионов и руководители профильных ведомств. Согласно закону указ президента является подзаконным – может исполняться, а может и не исполняться. А закон должен исполняться всегда. Согласно закону об оперативно-розыскной деятельности к ней может быть причастен только глава региона, остальные начальники могут быть просто посланы, если попытаются вмешаться в действия региональных подразделений министерства внутренних дел или ФСБ. Указ не соответствует закону Российской Федерации. Указ Медведева – это всего лишь непосредственная реакция на эмоционально окрашенные события, не более того».

Павел Салин, политолог: «Я думаю, что указ президента – одновременно и дополнительная ответственность для губернаторов, и создание дополнительных инфраструктур, чтобы губернаторы получали информацию. Но, по большому счету, в регионах подобные институты уже существуют. Я имею в виду региональные советы безопасности, которые функционируют под эгидой губернаторов и состоят из тех же силовиков. Они являются площадкой, где силовики обмениваются информацией со своими гражданскими коллегами, и губернатор получают необходимую информацию, – правда, только ту информацию, которую силовики считают нужным сообщить. У силовиков сейчас строгая вертикаль власти, которая усилилась в нулевые годы. Силовики от губернатора уже никак не зависят. Так что я не думаю, что тут идет усиление губернаторского корпуса, просто создается инфраструктура по обмену информацией, причем та инфраструктура, которая во многих регионах уже существует. Такая ситуация совершенно не похожа на то, что происходило в 90-е гг., когда силовики состояли де-факто на содержании у губернатора и поэтому смотрели ему в рот. Сейчас наоборот речь идет о том, что сотрудники милиции в ближайшем будущем президентским указом целиком переводятся на федеральное финансирование. Сейчас они частично на местном уровне. Ни о каком возвращении в 90-е не может идти речи – все силовики финансово зависят от Центра.

Если говорить о перекладывании ответственности с Центра на регионы, то совсем оно незначительно. Губернатор и так за все отвечает, но в полномочия президента входит отправить в отставку губернатора и другие меры дисциплинарного воздействия на него или отправить в отставку в связи с утратой доверия и не объяснять почему. Если речь об усилении ответственности губернатора и идет, то очень незначительная. Скорее, это чисто техническая мера – создание инфраструктуры по обмену информацией, причем речь идет о распространении опыта существования региональных совбезов, который признан успешным в некоторых регионах на всю Россию».

Сергей Марков, политолог, депутат Госдумы от «Единой России»: «Указ президента – это создание обычного инструмента. Приведу пример – когда вы говорите своим помощникам: по понедельникам утром вы будете собираться и проводить совещание, и там будете подводить итоги, какие дела остались несделанными или сделанными и т.д. Что это? Дополнительная ответственность, власть? Да нет, конечно. Указ президента – это один из административных инструментов. Не надо обращать большого внимания. Это такая структура в рамках бюрократии, это оптимизация организационной бюрократической системы, но не изменение политики ни в коем случае. Можно ли сказать, что указ станет первым звонком к возврату самостоятельности губернаторскому корпусу? Думаю, нет. В 90-х гг. у губернаторов отняли силовиков, тем самым их ослабили, потом еще ослабили – сделали их не выборными, а назначенцами. Теперь им уже вернули силовиков, но уже подчиненным губернаторам вернули силовиков. Этот указ – просто оптимизация региональных структур, ни о каком перекладывании ответственности президента на губернаторов и речи быть не может».

Версия для печати