Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
30 сентября 2011 | Архив

Возвращение Путина: чего ждать губернаторам

С 2008 года Дмитрий Медведев назначил руководителей 62 субъектов федерации, в том числе 38 новых губернаторов. Со своих мест были удалены практически все «политические тяжеловесы» ельцинских времен. Теперь Кремль все основательнее намекает на новый поворот в региональной политике, которую предстоит реализовать уже следующему президенту – им, очевидно, вновь станет Владимир Путин.

Напомним, именно Путин, будучи президентом, осуществил коренную перестройку отношений центра и регионов. В 2000 году региональных лидеров убрали из Совета федерации, в 2004 году были отменены прямые выборы глав субъектов федерации. Однако при этом многие из влиятельных региональных лидеров, возглавивших субъекты федерации при Ельцине, сумели сохранить свои должности и при Путине. Большинство этих «мамонтов» вымерли именно при Медведеве. Фактически он осуществил обновление губернаторского корпуса, и эта масштабная кадровая ротация также серьезно повлияла на взаимоотношения между центром и регионами.

Добровольно-принудительно ушли в отставку президенты Татарии (Минтимер Шаймиев), Башкирии (Муртаза Рахимов), Чувашии (Николай Федоров), губернаторы Орловской и Свердловской областей Егор Строев и Эдуард Россель, мэр Москвы Юрий Лужков. Эти губернаторы определяли не только региональную, но и в некоторой степени федеральную политику 90-х. Именно к ним (в первую очередь, конечно, к руководителям национальных республик) были обращены слова Бориса Ельцина «берите суверенитета сколько хотите». Несмотря на то, что внешне эти региональные лидеры сумели встроиться в суверенную демократию эпохи Путина (Лужков и Шаймиев и вовсе были сопредседателями «Единой России»), они по-прежнему олицетворяли парад суверенитетов 90-х.

Во «втором эшелоне» отставников при Медведеве оказались главы регионов, работавшие два-три срока подряд. Это челябинский губернатор Петр Сумин, оренбургский — Алексей Чернышев, глава Ямало-Ненецкого АО Юрий Неелов, Ростовской области — Владимир Чуб, Ханты-Мансийского АО — Александр Филипенко, Мурманской области — Юрий Евдокимов.

«Третий эшелон» отставников — губернаторы новой волны, пришедшие к руководству регионом по новой схеме назначения или незадолго до ее утверждения. Среди них есть и те, кто ушел досрочно, с заявлением «по собственному желанию». Самые свежие примеры подобных отставок — истории с тверским губернатором Зелениным и тульским губернатором Дудкой. Правда, «собственное желание» для последнего закончилось еще и уголовным делом.

После того как Дмитрий Медведев заявил на прошлой неделе, что он будет осуществлять свои полномочия вплоть до мая 2012 года, стало ясно, что его линия на обновление губернаторского корпуса, вполне вероятно, продолжится в оставшиеся полгода с лишним.

Первая категория кандидатов на отставку — «недоуволенные» губернаторы. У них низкий рейтинг, скромные результаты прежних избирательных кампаний (и, возможно, совсем провальные на предстоящих думских выборах) или способность попадать в скандалы. Представление о том, что губернаторов перед выборами не меняют, не более чем миф. В 2007 году, например, глав Сахалина, Новгородской и Самарской областей сменили в августе — прямо накануне избирательной кампании.

Вторая категория — главы регионов, чьи полномочия истекут в ближайшее время. Отдельная тема — как быть с теми из губернаторов, кто назначен сравнительно недавно, но пока особых успехов не снискал.

Решение кадровых проблем происходит на фоне все более отчетливых намеков на перемены в региональной политике. Недавно в интервью Financial Times Дмитрий Медведев по сути объявил о готовности обсудить прямые выборы глав регионов. Судя по всему, такое заявление он сделал после обсуждения этого вопроса с Владимиром Путиным, с кем он, как известно, «одной крови», и последний съезд партии «Единая Россия» это отчетливо доказал. Медведев сказал журналисту Financial Times, что у него точка зрения по поводу выборности губернаторов «находится в движении». «Еще несколько лет назад, когда мне этот вопрос задали, я довольно безапелляционно сказал, что это не нужно нашей стране и даже через 100 лет, сейчас, пожалуй, я так бы не сказал», - отметил Медведев.

Возможно, в Кремле считают, что от выборности губернаторского корпуса можно будет взять из прошлого все лучшее, при этом не допустить того, чтобы регионы снова диктовали свою волю федеральному центру, как это случалось в конце 90-х. Вопрос в том, как обеспечить безусловную лояльность Кремлю и управляемость избираемых народом губернаторов. Видимо, над этим сейчас усиленно работают кремлевские стратеги.

Выстроенная в последние годы вертикаль власти, как принято считать, устранила опасность прихода к руководству регионами криминальных элементов, поставила заслон на пути приобретения губернаторских кресел за деньги. Но думать, что федеральная власть тем самым решила все проблемы, не стоит. Прошло время, и жизнь показала, что предлагать регионам их будущих руководителей на безальтернативной основе означает, по большому счету, недоверие и даже неуважение по отношению к проживающим на территориях людям.

Последние социологические исследования четко показывают, что мириться с назначениями губернаторов готов только каждый пятый россиянин. Вдвое больше — хотят или требуют возврата прямых выборов. При этом растет недовольство действующими губернаторами — их работа устраивает только треть опрошенных. Такие данные получил в ходе опроса Фонд «Общественное мнение» (ФОМ).

Для сравнения ФОМ предлагает результаты двух опросов: один проводился с 25 по 26 июля 2011 года, второй — в 2005 году. Интересно проследить динамику изменения отношения к выборности губернаторов.

В 2005 «путинский порядок» поддерживало 35% населения, и столько же опрошенных были недовольны отменой выборов. Шесть лет спустя соотношение изменилось — сторонников «вертикального» способа осталось только 21%, тогда как выборов желают 40%.

Признается это публично или нет, но Кремль сам уже понимает, что ситуация с формированием губернаторского корпуса заходит в тупик. Система назначения не работает, потому что не отработан прозрачный принцип подбора и расстановки кадров. Есть так называемый кадровый резерв, кулуарные переговоры, борьба лоббистских сил, но все это не имеет никакого отношения к населению. Не так уж много губернаторов, которые сегодня демонстрируют рост рейтинга после своего назначения. Таких можно посчитать буквально по пальцам. И это, как правило, те люди, которые ранее проходили через конкурентные выборы. Например, губернатор Челябинской области Михаил Юревич дважды избирался депутатом по одномандатному округу, кроме того, дважды побеждал на выборах мэра областной столицы. Этот человек понимает, как разговаривать с народом. Но многие его коллеги недооценивают важность общественного мнения и получают падение рейтинга.

Именно умение разговаривать с народом будет, пожалуй, самым важным навыком в работе губернатора в ближайшие годы. Федеральная власть понимает, что разрастание мирового финансового кризиса неотвратимо. Неизбежно будет падать уровень жизни, обострятся политические и социальные противоречия, которые пока сглаживаются за счет высоких цен на нефть. И логично, что федеральная власть не захочет брать только на себя ответственность за предстоящие вызовы. И выборные губернаторы вполне для этого подойдут.

Так что вполне можно ожидать, что обозначенную Дмитрием Медведевым дискуссию о возврате выборности глав регионов продолжит Владимир Путин, уже в должности президента.

Анатолий Походный

Версия для печати