Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
30 ноября 2011 | Архив

Избирателям показали скучную кампанию

Фото: fedpress.ru

Заканчивается предвыборная кампания в Государственную Думу. Уже сейчас можно уверенно говорить, что нынешний избирательный процесс не преподнес никаких сюрпризов и оказался на редкость скучным. Партийная политическая реклама вполне может привести к снижению продаж и замене ассортимента в 2016 году.

Нынешнее политическое устройство России подразумевает политическую конкуренцию. На посткоммунистическом базаре так и было. Идеями торговали бойко. Зазывалы работали отменно. А вот теперь, видимо, и продавцы подустали и покупателям поднадоело. Тем более из большого количества продавцов на рынке осталось три - четыре монополиста. И логика у крупных продавцов все больше начинает напоминать логику советской торговли - все равно придут и купят, так что с ассортиментом особенно возиться не стоит.

КПРФ

Вот уж кто стоит ближе всех к советской торговле. Причем разнообразием товаров они особенно не утруждают себя с тех самых пор, как выложили на свой прилавок: «Банду Ельцина к ответу!». А завмаг Зюганов, который на дух не переносит внутрикорпоративной конкуренции, взял на себя все: и маркетинг, и марчендайзинг – отсюда, наверное, и скудость мыслей, дефицит идей.

Рекламная кампания КПРФ прошлась традиционно по всем болевым точкам правящей власти. Зюганов говорил и про сырьевую иглу, и про ЕГЭ, и про сельское хозяйство, и про то, что Волга впадает в Каспийское море. Говорил, как всегда, пафосно, тяжеловесно, нудно. Его соратник в прошлом, а ныне член ЕР Станислав Говорухин, видимо, так и не смог дать уроков красноречия бывшему партийному начальнику, но дал заочный мастер-класс с трибуны единороссовского съезда, когда предлагал выдвинуть в президенты Владимира Путина. То была на редкость (по нынешним временам) замечательная речь, когда действительно захотелось купить.

При всем том своего постоянного клиента коммунисты четко отрабатывают. А вот по расширению покупательской базы ничего не делают. Все до боли знакомо: демонстрации, митинги, газетки качества времен «Искры». Идет себе старый конь не в силах глубоко вспахать борозды.

ЛДПР

Жириновский в эту кампанию тоже особо не удивляет. Как всегда, мощный паровоз «Владимира Вервольфовича» тащит за собой список малоизвестных деятелей. Националистическая риторика и показное резание правды-матки по-прежнему привлекают тех, кто уверен, что все проблемы нужно решать быстро и просто. Все рассчитано на тех, кого в детстве пороли ремнем. Эту публику Владимир Вольфович очень хорошо знает и понимает. Но в сравнении с 2007 годом ЛДПР намного агрессивнее зазывает покупателей с коммунистических рядов. Тезисы Жириновского - это почти то же самое, что говорит Зюганов, но в более упрощенном виде. Но Вольфович критикует власть ярче и напористей. И смысл этого маркетингового хода понятен: отобрать часть покупателей именно у КПРФ. Там тоже есть те, кого пороли ремнем.

«Единая Россия»

Для партии власти эта кампания очень тяжелая. Приходится торговать приевшимся, а то и залежалым товаром. Все-таки 10 лет у власти. А тут еще экономический кризис, камня на камне не оставивший от прежних оптимистичных заявлений и обещаний. Приходится из кожи вон лезть, чтобы как-то компенсировать растущее недовольство и усталость избирателей. И лезут. Надо отдать должное стратегам и политтехнологам ЕР: кампанию они проводят скучно, но грамотно, намеренно избегая стратегических проблем. ЕР идет на выборы в Госдуму с асфальтированием дворовых территорий, «сельским доктором», обещанием построить детские сады. С точки зрения технологий очень грамотная кампания. Благоустройство и детсады - вот что можно обменять по бартеру на благодарность бабушек и матерей.

ЕдРо в полной мере использует еще один свой ресурс — народную любовь к Владимиру Путину и к другим знаковым для разных регионов людям. Если на прежних выборах были какие-то манифесты, «план-2020» и прочее, то сейчас Владимир Путин - главная надежда и опора.

В плюс единороссам и изменение тональности кампании, произошедшее прямо по ходу. Если рекламную кампанию они начинали: «У нас все хорошо!», то заканчивают признанием проблем и обещают серьезно подумать над улучшением услуг населению.

Единороссы не ввязываются в перепалку с конкурентами и сознательно снижают градус кампании. Это обещает им вполне приличный результат. Но это все равно, что брать взаймы у партийных потомков - такие спокойные выборы у единороссов будут в последний раз.

Справедливая Россия

У эсеров шансы угодить покупателям очень небольшие. Максимум на что они могут претендовать, это на несколько мест в парламенте. Играть на левом поле у них не получается - они недостаточно красные. Коммунисты отбросили предложения Миронова о блоке против партии власти, рассудив, что от союза с оставшимися без поддержки Кремля эсерами пользы не будет. В свою очередь единороссы не отказывают себе в удовольствии мстительно пнуть конкурентов, что тоже не повышает шансов эсеров.

Малыши за «Единую Россию»

Голоса, отданные за те партии, что не пройдут в Думу, отойдут победителям, то есть единороссам. Для этой цели заботливо ограждены от проблем и запущены на выборы явно непроходные малые партии — «Патриоты России», «Яблоко» и «Правое дело». В совокупности их рейтинг не дотягивает до 5%. Они играют важную рекламную роль российской политической торговли, но только уже для внешнего рынка. Либеральные карлики «Яблоко» и «Правое дело» идут на экспорт для тех, кто обвиняет Кремль в недемократичности.

Сезон политической торговли 2011 завершается. Скоро будет подсчитана выручка. Но еще до оглашения бухгалтерской отчетности уже видно: торговлю бойкой не назовешь. Если дело пойдет так и дальше, то это приведет только к снижению продаж. И если в наших магазинах при этом останется все тот же ассортимент, то у покупателей возникнет непреодолимое желание приобрести что-то новенькое, даже если оно будет в дефиците, под прилавком или у барыг в подворотне. Так будет, потому что так уже было. И теперь мы знаем, чем все это кончается: официальные магазины вроде бы еще открыты, а население уже покупает Snickers в кооперативном ларьке. Причем этого самого ларька еще вчера не было, а хозяин скрывался от милиции за незаконную торговлю. Но теперь он преуспевающий бизнесмен.

Анатолий Походный 

Версия для печати