Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
17 июня 2008 | Архив

Сибирские «долгожители» Полежаев и Кресс

Фото: Дмитрий Тростников, Жанна Костина

Параллели между губернаторами Леонидом Полежаевым и Виктором Крессом особенно очевидны среди глав регионов Сибирского Федерального Округа (СФО). Начиная с лексики – названия регионов, которые они возглавляют, различаются всего на одну букву: Омская область и Томская область.

Оба руководят вверенными им территориями с 1991 года и оба получили от бывшего президента Владимира Путина мандат на очередной срок полномочий весной 2007 года. Причем в обоих случаях переназначение выглядело небесспорным, хотя региональные элиты и не говорили об этом вслух.

Бюджетам обеих областей в предыдущие годы был нанесен тяжелый удар – в виде потери отчислений бюджетообразующей нефтяной компании. Томская область лишилась разгромленного ЮКОСа, а «Сибнефть» перерегистрировалась из Омска в Санкт-Петербург. Обоим губернаторам пришлось латать бреши в региональном бюджете. И оба вышли из положения.

Любопытно, что два губернатора, которые к исходу второго десятка лет у руля регионов выглядят «политическими близнецами», пришли к власти разным путем. В советские времена Леонид Полежаев рос по «партийно-хозяйственной» линии: первый зампредседателя Карагандинского облисполкома, начальник объединения «Омскводстрой», и. о. председателя Омского облисполкома. И уже с этой должности указом президента России Бориса Ельцина в 1991-м был назначен главой администрации Омской области.

Виктор Кресс сделал политическую карьеру на волне демократических 1990-х. До этого он работал на руководящих должностях в АПК Томской области, был первым секретарем Первомайского райкома КПСC. В апреле 1990 года Виктор Кресс стал председателем областного Совета депутатов, впервые избранного по новой системе, допускающей альтернативные выборы. И весь год своего председательства Кресс был вынужден «искать консенсус» между соперничавшими группами демократов. После путча в августе 1991-го в Томске работала комиссия Совета министров, которая предложила срочно сформировать администрацию Томской области на коалиционной основе. 20 октября 1991 года указом президента главой администрации Томской области был назначен Виктор Кресс.

С давних пор томский губернатор имеет репутацию демократичного, а омский – авторитарного руководителя. Сложилось мнение, что в Омске СМИ не рискуют критиковать губернатора. А в Томске наоборот – «свобода слова». Но и там добиться от представителей региональной элиты открытых комментариев, даже с минимальной критикой действий или политики губернатора Кресса, практически невозможно. Так что даже в этом губернаторы с противоположной репутацией исключительно близки.

«Континент Сибирь» продолжает цикл материалов, посвященных сравнению качества работы губернаторов СФО. Мы делаем это, опираясь на информацию, накопленную в процессе многолетнего наблюдения за работой руководителей сибирских регионов.

Команда губернатора и проблема мэров

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Занимает площадь 141,1 тыс. кв. км.

Численность жителей – 2046,6 тыс. чел.

Губернатор – Леонид Константинович Полежаев.

Ключевые должности в правительстве Омской области занимают люди, которые подолгу работают с губернатором. Евгений Вдовин с 1996 года работает заместителем, а с 2002-го – первым заместителем губернатора. Александр Луппов – замгубернатора с 1994 года, сейчас – министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области. В кадровой политике Леонид Полежаев предпочитает стабильность, редко меняет доверенных людей. Исключение – скандальная отставка и последующая опала Андрея Голушко, с 1997-го по 2002-й первого заместителя главы администрации Омской области (курировал финансовую сферу). (В 2007 году Голушко избран депутатом Госдумы РФ по калининградскому списку «Единой России».) В последнее время на заметные позиции в окружении Леонида Полежаева выдвинулся 45-летний Александр Артемов. С 2004 года он заместитель председателя правительства Омской области, руководитель аппарата губернатора Омской области. В 2007 году возглавил омское отделение партии «Единая Россия». Омский региональный парламент уже много лет возглавляет председатель Владимир Варнавский, полностью лояльный губернатору, что обеспечивает подконтрольность законодательной власти.

Отношения Леонида Полежаева с мэрами Омска традиционно непросты. В конце 1990-х открытое противостояние губернатора с мэром Валерием Рощупкиным удалось прекратить только после вмешательства федеральной власти – переводом Рощупкина в Москву. Следующий мэр – Евгений Белов – возглавил город с подачи Полежаева. Однако за время полномочий «утратил доверие» губернатора и не стал выдвигаться на второй срок. Нынешний мэр Виктор Шрейдер – бывший первый заместитель и ставленник губернатора. Но и он уже подвергся жесткой критике за низкий результат «Единой России» на думских выборах в декабре 2007 года.

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Занимает площадь 314,4 тыс. кв. км.

Численность населения – 1034,9 тыс. чел.

Губернатор – Виктор Мельхиорович Кресс.

В 2007 году в команде губернатора Виктора Кресса произошло обновление ключевых фигур. Первым вице-губернатором стал приглашенный с должности главы администрации закрытого города Северска Сергей Точилин. Он был назначен в июле 2007 года, после того как многолетний первый заместитель Кресса Вячеслав Наговицын был наделен полномочиями президента Республики Бурятии. Опорой Кресса являются еще один первый заместитель – Оксана Козловская, отвечающая за экономический блок, и начальник департамента финансов Александр Феденев. Кроме того, на протяжении всего губернаторского срока Кресса пост председателя областной Думы занимает Борис Мальцев, давний соратник томского губернатора.

Виктор Кресс бережно относится к проверенным кадрам, придерживая соратников в зоне своего влияния. Так, бывший первый замгубернатора Владимир Жидких был делегирован в 2003 году в Госдуму РФ, а в 2007-м – в Совет Федерации. Заместитель губернатора Нелли Кречетова, когда ее связи с СПС начали вызывать аллергию «вертикали власти», монополизированной «Единой Россией», оставлена в администрации, хотя и не на первых ролях – начальником департамента международных и региональных связей.

Арест мэра Томска стал одним из самых громких скандалов последних лет. Находящийся в СИЗО по обвинению в финансовых злоупотреблениях Александр Макаров (все еще юридически мэр Томска) первоначально, в 1996-м, был избран вопреки воле Виктора Кресса, активно поддерживавшего другую кандидатуру. Кресс не единожды критиковал политику мэра Томска. Однако натянутые отношения не мешали двум руководителям поддерживать друг друга на выборах в 1999-2000 и 2003-2004 годах. Но когда в декабре 2006 года Александр Макаров был взят под стражу, губернатор назвал это «уроком для всех чиновников» и сразу постарался дистанцироваться от Макарова. Летом 2007 года Крессу удалось поставить исполняющим обязанности главы Томска лояльного ему экс-спикера гордумы Николая Николайчука.

Потеря нефтяной компании и компенсация

Перерегистрацию нефтяной компании «Сибнефть», созданной в 1995 году при поддержке Леонида Полежаева, впервые использовал в политический борьбе он сам. В 1998 году компания перерегистрировалась из Омска в областной поселок Любино, лишив городской бюджет (и опального мэра Рощупкина) более 200 млн рублей отчислений.

Планы перерегистрации «Сибнефти» в Санкт-Петербург, вскоре после покупки компании «Газпромом» у Романа Абрамовича, озвучил 15 ноября 2005 года председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер. Уже 24 ноября 2005 года Леонид Полежаев дал ответную пресс-конференцию, где публично назвал перерегистрацию «Сибнефти» в Санкт-Петербург «не отвечающей интересам «Газпрома» и государства». «Желать не вредно, – заявил тогда Леонид Полежаев. – Даже мысли не допускаю, чтобы компания стала подарком для другого региона, вне зависимости от его экономической или политической значимости».

18 ноября 2005 года полпред президента в СФО Анатолий Квашнин направил письмо премьер-министру России Михаилу Фрадкову с категорическим возражением против перерегистрации «Сибнефти». А 4 апреля 2006 года Законодательным собранием области по инициативе губернатора принято официальное обращение к президенту и правительству РФ, в котором предлагается отложить перерегистрацию ОАО «Сибнефть». Налоговые платежи в 28-миллиардном бюджете области с уходом нефтяной компании, по оценкам омских специалистов, должны были сократиться до 3,7 млрд руб. вместо запланированных 14 млрд руб., ведь 50% поступлений в бюджет ранее обеспечивала именно «Сибнефть».

Но руководители правительства РФ считали, что потери Омской области не так велики. «Количество выпадающих доходов в Омске меньше. Но проблема есть, и мы ее будем решать», – так ответил на вопрос «КС» Дмитрий Медведев, на тот момент вице-премьер и председатель совета директоров «Газпрома» («КС» от 21.04.06). Невзирая на протесты Омска, 13 мая 2006 года акционеры компании приняли решение о ее переименовании в «Газпром нефть». С тех пор «Газпром нефть» – крупнейший налогоплательщик северной столицы.

Потеря главного налогоплательщика была компенсирована Омской области из госбюджета. Решение о компенсации выпадающих доходов было принято Минфином России в 2005 году. В 2006 году области причиталось 5,5 млрд руб., в 2007-м – 4,5 млрд и в 2008-м – 3,5 млрд руб. По словам заместителя министра финансов Омской области Натальи Товкач, заявленные объемы компенсаций за 2006-2007 годы были перечислены в область полностью. Не вызывает опасений и исполнение федеральным правительством соответствующих обязательств в 2008 году. В областном правительстве неоднократно высказывались о том, что финансовые последствия ухода «Сибнефти» практически преодолены и бюджет-2009 будет успешно сверстан без компенсаций, которые в этом году выплатят в последний раз.

С приходом в Томскую область НК «ЮКОС» (получившей контроль над «Томскнефтью») в конце 1997 года между частной нефтяной компанией и администрацией области началась война. Михаил Ходорковский заявил: «Мы будем платить налоги, а социальными проблемами должна заниматься местная власть». Власть же ловила нефтяников на сознательном уводе прибыли и занижении отчислений в бюджет. В Томске помнят высказывание Виктора Кресса того периода: «Я под ЮКОС никогда не лягу». Но после дефолта в августе 1998-го, уже в сентябре, между администрацией и ЮКОСом было подписано конфиденциальное соглашение о сотрудничестве, по которому ЮКОС обязался поставлять для нужд области нефтепродукты по умеренным ценам и с отсрочкой платежей. А областная власть обязалась оказывать содействие в развитии производственных мощностей и рациональном использовании инвестиций компании в образовательную сферу области, социальную инфраструктуру города нефтяников – Стрежевого и т. д.

Кроме того, долгое время работавший первым заместителем губернатора Владимир Пономаренко становится генеральным представителем НК «ЮКОС» в Томской области. За шесть лет НК инвестировала в область более $1 млрд. Налоговые поступления от НК «ЮКОС» формировали чуть более трети бюджета области. Налоговые платежи «Томскнефти», второго по объему добычи нефти актива ЮКОСа, в 2002 году составили 26% доходов консолидированного бюджета области.

В то же время руководитель избирательного штаба Виктора Кресса на губернаторских выборах в 1999 году Владимир Жидких, отвечая на вопрос «КС», утверждал, что во время выборов была жесткая установка Кресса не пользоваться финансовой поддержкой НК «ЮКОС».

Арест Михаила Ходорковского заставил глав регионов дистанцироваться от ЮКОСа. Накануне губернаторских выборов 2003 года губернатор Томской области опасался, что громкие уголовные дела, связанные с НК «ЮКОС», могут негативно отразиться на его избирательной кампании. Кресс заявил, что готов предъявить любому суду копии всех документов, касающихся деятельности ЮКОСа в Томской области и приватизации ОАО «ВНК». Тем не менее Виктор Кресс призывал томских налоговиков сделать все, чтобы ожидаемые претензии к «Томскнефти» в несколько миллиардов рублей были реструктуризованы и не привели к «социально-экономическому коллапсу» на севере области – в Стрежевом, Александровском и Каргасокском районах. Когда ЮКОСа не стало, у «Томскнефти» произошло падение добычи нефти с 15 до 11 млн т в год. Область потеряла часть инвестиций, вложения в геологоразведку, разработку новых месторождений, строительство дорог, ЛЭП. Свернута часть социальных программ. Компенсации из федерального бюджета Томская область не получила.

Долгожданное переназначение

Еще в начале 2007 года переназначение Леонида Полежаева выглядело небесспорным. Губернатор уже 17 лет руководил Омской областью. Ситуация была усугублена конфликтом вокруг «Сибнефти». Полежаев сопротивлялся перерегистрации уже после того, как эти планы были фактически одобрены руководством страны. Косвенной приметой того, что губернатор был не вполне уверен в переназначении выглядит принятие в 2005 году омским законодательным собранием беспрецедентных гарантий высшим должностным лицам Омской области в случае их отставки. Так, губернатору полагается разовая денежная выплата в размере зарплаты за пять лет. В случае с Леонидом Полежаевым размер выплаты мог составить 5,6 млн рублей. Плюс большие прибавки к пенсии, пожизненная охрана, транспорт, медобслуживание и др. Такие меры выглядели страховкой на случай утраты власти.

Но в конце апреля 2007-го Леонид Полежаев встретился с президентом РФ Владимиром Путиным. Официально встреча была посвящена теме реализации национальных проектов. Однако уже 22 мая Путин предложил депутатам ЗС снова наделить Леонида Полежаева полномочиями губернатора Омской области. На сессии 24 мая Полежаева утвердили большинством голосов – 36 из 44. Депутат-«единоросс» Александр Третьяков процитировал высказывание историка Карамзина о том, что России нужны не реформы, а умные и честные губернаторы. «Это было решение двух человек: мое и Путина. Наверное, я кого-то разочарую, кому-то хотелось бы увидеть другое лицо, хотелось бы перемен – это дело вкуса. Ну что ж, найдите это другое лицо…» – заявил Леонид Полежаев после инаугурации.

Как все переназначения, инициированные губернаторами, обращение Кресса держалось в тайне. Встреча Путина и Кресса состоялась 8 февраля 2007 года. Тогда официальные источники не сообщали, что губернатор поставил перед президентом вопрос о доверии: пресс-релизы говорили только, что Кресс спрашивал у президента совета, как лучше проводить организованный в Томске российско-германский саммит на высшем уровне.

Отсутствие информации спровоцировало довольно курьезную ситуацию вокруг переназначения Виктора Кресса. Последние недели февраля 2007 года Томск лихорадили слухи, что глава области уже получил «вотум доверия» от президента. Слухи не получали официального опровержения. А сам Виктор Кресс на несколько дней оказался недоступен – он объезжал районы области. 5 марта Владимир Путин внес его кандидатуру в региональный парламент. Глава области, прежде неоднократно заявлявший, что губернаторы должны дорабатывать четко до окончания своих полномочий, сообщил депутатам, что досрочно попросить президента о доверии его вынудило желание не отстать от других региональных руководителей.

В последний день полномочий действовавшего созыва Государственной думы Томской области – 10 марта – депутаты собрались на внеочередную сессию утвердить кандидатуру Кресса. (Уже 11 марта состоялись выборы нового состава Госдумы Томской области.) За наделение Виктора Кресса полномочиями губернатора на новый, фактически пятый срок проголосовали 36 депутатов при одном воздержавшемся и одном против.

Планы на ближайщую «пятилетку»

Уже в мае 2007-го Леонид Полежаев – мелиоратор по первой профессии – обратился к депутатам Законодательного собрания с предложением построить на Иртыше гидроузел сезонного регулирования. Эксперты утверждают, что к 2030 году водность Иртыша уменьшится вдвое из-за большого водозабора в Китае и Казахстане. В парламентских слушаниях на тему «О целесообразности строительства гидроузла для регулирования стока реки Иртыш на территории Омской области» 17 мая 2007 года участвовали депутаты ЗС региона, консул республики Казахстан, представители органов местного самоуправления муниципальных образований, члены правительства Омской области, представители федеральных агентств и ведомств, проектных организаций, общественности.

Тогда же губернатор Леонид Полежаев обнародовал масштабную программу подготовки Омска к 300-летнему юбилею, который будет отмечаться в 2016 году. «Концепция нова для омичей и совершенно неизвестна федеральным чиновникам. И нам удалось познакомить их с ней, несмотря на некоторый скепсис. Мы показали, что не просто фантазируем, а представляем заделы – то, над чем мы работаем», – рассказал Леонид Полежаев. Как сообщил губернатор, общая стоимость подготовки к юбилею оценивается в 200 млрд руб. Самыми масштабными планами являются строительство гидроузла на Иртыше (30 млрд руб.), метрополитена (17,3 млрд руб.), первой очереди аэропорта Омск-Федоровка (6 млрд руб.) и создание нового городского парка (1,5 млрд руб.). Всего в программе десять разделов, среди них – реконструкция жилья, модернизация транспортной и инженерной инфраструктуры, собственно праздничные мероприятия.

А уже вскоре, на пресс-конференции накануне инаугурации, Леонид Полежаев рассказал, что в планах на ближайшие пять лет – поднять среднюю заработную плату омичей выше среднероссийского уровня. В амбициозных планах областного правительства – строить по одному кв. метру жилья на человека в год. В Омске продолжится возведение жилых домов в рамках нацпроекта, также планируется создание заводов по производству стройматериалов. Должна быть активизирована работа по сносу бараков и ветхого жилья в райцентрах.

В числе задач томского губернатора на предстоящий срок полномочий – освоение правобережья Оби. К концу 2008 года на тендер для освоения будут выставлены первые участки недр на правом берегу Оби. Цель этого проекта – продлить как можно больше срок жизни нефтегазовой отрасли Томской области. Губернатор проводит политику поддержки малых недропользователей. В 2008 году они должны добыть около двух млн тонн нефти. Основной рост нефтедобычи ожидается именно за их счет. Администрация области перестала делать ставку только на «Томскнефть».

Крупный томский проект – технико-внедренческая зона (томичи выиграли тендер на ее размещение). Предстоит создание десятков тысяч новых, высокооплачиваемых, «интеллектуальных» рабочих мест. Цена вопроса – $40 млн инвестиций из федерального бюджета.

Существует несколько инвестиционных проектов, связанных с лесозаготовкой, лесопереработкой, в том числе создание целлюлозно-бумажного производства. Стоимость этих проектов минимум 1 млрд евро.

Один из нашумевших (но еще не вступивших в решающую стадию) проектов – создание АЭС, что позволило бы решить проблемы энергоснабжения и энергодефицита Томской области. Сейчас в Росатоме предполагается выделить около 1 млрд рублей на проведение предпроектных работ.

Вообще, для осуществления всех планов томского губернатора потребуются суммы, сопоставимые с бюджетом небольшого государства. По словам Виктора Кресса, он лоббирует строительство «рабочей» железной дороги. Она должна пройти севернее Транссиба и станет продолжением БАМа на запад. Это сложный, дорогостоящий проект, дорога протяженностью более двух тыс. км; из них по территории Томской области проходит около одной тыс. км. «Появляется уникальная возможность вернуть историческую справедливость и вывести Томск из транспортного тупика, в который он попал после постройки Транссиба», – считает Виктор Кресс.

Еще один транспортный проект – Северная широтная автомобильная дорога, которая соединит Томскую область с ХМАО с выходом на запад. Разрабатывается стратегия развития Томского аэропорта.

Бюджеты Омской и Томской областей в последние годы являются самыми динамичными в СФО: доходы обоих регионов с 2002-го по 2007 год возросли почти в 3,5 раза, несмотря на потерю крупнейших налогоплательщиков – «Сибнефти» и «Юкоса».

По прогнозам министерства финансов Омской области, в 2008 году налоговые и неналоговые доходы увеличатся по сравнению с 2004 годом на 133,6% (с 28125,5 млн руб. в 2004 году до 37596,5 млн руб. в 2008 году). Федеральный центр на протяжении трех лет компенсирует региону «выпадающие доходы» от перерегистрации «Сибнефти» в Санкт-Петербурге, тем не менее в 2007 году областные власти отметили значительное снижение (почти на 500 млн руб.) доходов от налога на прибыль организаций. Еще одна причина сокращения налоговой базы – изменение порядка зачисления акцизов на бензин не в пользу регионов. Как утверждают в Минэкономики Омской области, к концу года снижение доходов удалось компенсировать приростом поступлений по налогу на доходы физлиц (рост 35%), налогам на имущество (37,9%), на совокупный доход (25,4%), а также доходов от приватизации госимущества. Исполнение доходной части областного бюджета за 2007 год составило 100,4%. Увеличение налоговых доходов в администрации региона связывают с ростом объемов производства товаров и услуг, созданием новых предприятий и производств, активным привлечением инвесторов и развитием бизнеса в целом. Эксперты «Мудис Интерфакс», обосновывая повышение кредитного рейтинга Омской области осенью 2007 года, отметили, что «в условиях ухода из региона ключевого налогоплательщика правительство области продемонстрировало способность управлять текущими расходами, избегая значительного дефицита бюджета».

С 2000-го по 2006 год Омская область наиболее динамично (среди субъектов СФО) наращивала и объем ВРП. По данным Росстата, рост подушевого ВРП в Омской области составил 97,8%. При этом в денежном выражении по ВРП на душу населения Томская область ($12,5 тыс.) оказалась на втором месте в округе после Красноярского края с показателем в $13 тыс., а Омская – на третьем ($11,8 тыс.).

Томская экономика с трудом набирает обороты после потери «ЮКОСа». В 2007 году ситуация с исполнением бюджета вновь была напряженной – нефтяники не оправдали ожиданий региональных властей по объемам добычи, а крупнейший на сегодня налогоплательщик – «Томскнефть ВНК» – сократило налоговые отчисления из-за переплаты в 2006 году. В сентябре губернатор Виктор Кресс назвал ситуацию с исполнением бюджета чрезвычайной – годовой план по доходам был выполнен на 47,7%. По итогам года область исполнила бюджет с дефицитом в 1,9 млн руб. С 2008 года регион вновь стал «донором». По словам вице-губернатора Оксаны Козловской, «не потому, что сокращается объем доходов, а потому что изменилась методика оценки доходной части региональных бюджетов».

Кроме потери основных источников собственных доходов, Омскую и Томскую области объединяет проблема недиверсифицированной экономики – ВПК для Омской области и нефтехима для Томской. Оба региона в последние годы пытаются побороть зависимость от отраслей, долгое время определявших развитие территорий. Администрации проводят активную политику по привлечению инвестиций, развитию малого бизнеса, организации новых видов производств. Томская область пока преуспевает в этом больше – в основном за счет активного развития инновационной сферы, леспрома и поиска нетрадиционных ресурсов – вплоть до переработки дикоросов на импорт, а также за счет умелого продвижения собственного бренда. «К отрицательным факторам, влияющим на инвестпривлекательность Томской области, можно отнести слабую транспортную инфраструктуру, – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Рейли. – Еще одна проблема – малочисленность населения, а следовательно, и низкая емкость внутреннего рынка. Присутствует проблема энергодефицита. Однако, на наш взгляд, в развитии региона преобладают позитивные факторы».

Дмитрий ТРОСТНИКОВ,

Жанна КОСТИНА

«Континент Сибирь» №22 (595) 06 июнь 2008

Версия для печати