12 июля 2013

Рамзан - король политического троллинга

Недавняя публикация результатов исследования «Левада-центра» об отношении россиян к перспективе отделения Чечни от России актуализировала тему имиджа руководства этой республики. Тем временем Рамзан Кадыров сообщил о создании своей страницы в мобильном сервисе Mobli, ставшей уже пятым по счету официальным аккаунтом главы Чеченской Республики в соцсетях. Популярность Кадырова, например, в «Инстаграме» сравнима с популярностью поп-звезд первой величины. Однако вопрос о том, смогут ли социальные медиа Рамзана Кадырова выправить негативное восприятие Чечни россиянами, так и остается открытым.

Такого противоречивого политика, как Рамзан Кадыров, в губернаторском корпусе, пожалуй, больше не найти. Будучи выходцем из влиятельного сепаратистского клана, перешедшего на сторону федеральных властей, Рамзан Кадыров не только смог возглавить Чеченскую Республику, но и превратиться в настоящего тяжеловеса публичной политики. Любое серьезное заявление Кадыров может превратить в фарс, а большую политику наполнить столь тонким троллингом, что ее реальное содержание в конце концов ускользнет, растворившись в лукавой улыбке чеченского лидера.

Рамзан Кадыров пришел в российскую политику по наследству и за несколько лет стал моральным лидером Чечни. Однако по-настоящему популярным политическим деятелем, способным влиять на изменение трендов общественного мнения в стране, он стал лишь после того, как научился использовать ресурсы социальных сетей или, как их еще называют специалисты, социальных медиа.

Рамки Чечни уже давно стали стеснять этого политического деятеля. Поэтому, выходя на уровень федеральной политики, он решил претендовать на роль лидера общественного мнения если не российских мусульман в целом, то жителей всех северокавказских республик как минимум.

Однако на пути к своему утверждению в этой роли Кадырову было необходимо преодолеть целый ряд преград, главной из которых стало его косноязычие, долгое время не позволявшее чеченскому лидеру обойти его соперников. Здесь-то Кадырову и пригодились социальные медиа, позволяющие транслировать от его имени любые тексты, в том числе и «причесанные» профессиональными пиарщиками. Это позволило чеченскому лидеру превратиться в настоящую звезду рунета, число подписчиков которого в настоящее время идет уже на десятки тысяч.

Впрочем, путь Кадырова на верх интернет-рейтинга был не так прост, как его политическая карьера.

Впервые идея «раскрутиться» через интернет пришла к главе Чеченской Республики еще в 2010г. Тогда пиар-служба Кадырова создала для него аккаунт в «ЖЖ». Однако ведение блога, судя по всему, показалось Кадырову скучной задачей. Полноценные «посты» здесь появлялись очень редко, поэтому их место в блоге заняли бесконечные «комменты» огромного количества интернет-«троллей». В результате от идеи «онлайн-раскрутки» главы Чеченской Республики на некоторое время отказались, а его «ЖЖ» приобрел «заброшенный» вид.

Следующая официальная страница Кадырова в социальных сетях создается лишь в июне 2012г. Примечательно, что этот аккаунт, зарегистрированный в «Твиттере», появился только тогда, когда стало ясно, что ни один политический деятель, всерьез претендующий на роль политика федерального уровня, более не может обходиться без социальных медиа.

Однако настоящий прорыв медиарейтинга Кадырова произошел в феврале этого года после появления его страницы в «Инстаграме». Помимо фотографий, чеченский лидер публиковал здесь объемные комментарии, которые подчас вызывали даже больший интерес подписчиков, чем визуальные файлы, к которым они прилагались. Сегодня только на «Инстаграм» Кадырова подписано почти 170 тыс. читателей, и число их с каждым днем растет.

Что предопределило такой успех Кадырова в интернете? Некоторые эксперты считают, что главную роль здесь сыграла активность, которую проявил глава Чеченской Республики при общении со своими подписчиками. Тем более что сейчас, помимо аккаунтов в «Инстаграме» и «Твиттере», у него появились и другие. Еще весной была зарегистрирована его официальная страница на «Фейсбуке». Кроме того, был реанимирован аккаунт в «ЖЖ», а около месяца назад стало известно о создании еще одной официальной страницы Кадырова в социальных сетях, на этот раз в мобильном сервисе Mobli.

Другие эксперты отмечают, что значительный успех медиастратегии главы Чеченской Республики может быть объяснен не столько его онлайн-активностью или открытостью для широкой публики, сколько пристрастием Рамзана Кадырова к провокационным заявлениям, многие из которых расцениваются наблюдателями не иначе как «политический троллинг». Впрочем, в данном случае важно не то, как глава Чеченской Республики добился своего почти запредельного медиарейтинга. Гораздо более важным видится то, будет ли Рамзан Кадыров использовать этот важный медиаресурс как инструмент для бессмысленного самопиара или же направит его на выправление негативного восприятия Чечни в общественном сознании.

Святослав Дмитриев 

Версия для печати
Главное